Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЗАПОРОЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Запорожская детская железная дорога находится в южной части города Запорожье — центра Запорожской области Украины. Дорога имеет петлевую конфигурацию. Имеет значительные по меркам детских железных масштабы: длина 8,6 км. Насчитывается 8 станций и остановочных пунктов — максимальный показатель для детских железных дорог.

Запорожье (до 1921 года — Александровск) — крупный промышленный город. Здесь находится металлургический комбинат «Запорожсталь», автомобильный завод, выпускавший известные автомобили «Запорожец». Здесь находится ДнепроГЭС — первая построенная в СССР гидроэлектростанция на большой реке.

Запорожье — узел четырёх магистральных железнодорожных линий, второй по величине город на Приднепровской железной дороге. Имеется локомотивное депо, вагонное депо, электровозоремонтный завод.

Запорожская детская железная дорога — сравнительно новая. Открыта в 1972 году, последней в Украине. Позже была открыта детская железная дорога в Евпатории, но она действовала короткое время.

По информации от Дмитрия Сутягина, идея строительства детской железной дороги возникла среди комсомольцев Запорожского электровозоремонтного завода и Запорожского автозавода. В 1971 году на собрании комсомольского актива города секретарь комсомольской организации Запорожского электровозоремонтного завода Анатолий Тутов представил замысел создания «малой магистрали».

Благое желание передовой общественности нашло поддержку властей, и очень скоро стало воплощаться в реальность. Уже в феврале 1972 года была отсыпана насыпь. Затем был объявлен городской месячник по сбору металлолома. Полученные от сданного металлолома средства предполагалось использовать на приобретение рельсов для детской железной дороги.

19 мая 1972 года, в день 50-летия Всесоюзной Пионерской организации, Запорожская детская железная дорога была торжественно открыта. На тот момент имелись три станции: Жовтневая (главная), Спортивная, Юные Чапаевцы (ныне — 30 лет Победы), одна платформа — Пионерская. Длина пути — 3,46 км.

Первоначальный тяговый подвижной состав: тепловоз ТУ2-077, паровоз Кп4-456, который был подарен Запорожским электровозоремонтным заводом.

Первым начальником Запорожской детской железной дороги была Раиса Алексеевна Козак. Она бессменно проработала в этой должности до 2012 года.

В 1975 году была открыта вторая очередь Запорожской детской железной дороги. Её конфигурация из линейной превратилась в петлевую. Протяжённость главного пути достигла 8 600 метров, развёрнутая длина 9 400 метров.

Были открыты платформы Юные Чапаевцы (прежняя платформа с таким названием переименована в 30 лет Победы), Обелиск Славы, Комсомольская, Гребной канал.

28 декабря 1977 года Запорожской детской железной дороге было присвоено имя дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта Павла Поповича.

1 августа 1979 года паровоз Кп4-456 стал памятником, установленным у входа на территорию главной станции Жовтневая.

В 1980 году почти все станции и платформы Запорожской детской железной дороги были переименованы в честь 12-14-летних героев Великой Отечественной войны – членов партизанского отряда «Юные Чапаевцы». Переименования: Пионерская — им. Володи Литяги, Спортивная — Юные Чапаевцы, Юные Чапаевцы — им. Леонида Панфиловского, Комсомольская — им. Вилли Писаревича, Гребной канал — им. Христофора Емельянова.



«Малая Запорожская дорога» (иллюстрированная заметка, размещённая на Малой Горьковской детской
железной дороге, г. Нижний Новгород). Изображение было сделано 22 июля 2006 года.


В 1978–1985 годах одним из юных железнодорожников Запорожской детской железной дороги был Дмитрий Сутягин. Позднее он стал известным исследователем истории детских железных дорог и узкоколейных железных дорог, создателем первого веб-сайта о детских железных дорогах, автором книги «Детские железные дороги СССР».

К началу 1990-х годов Запорожская детская железная дорога была самой развитой, передовой детской железной дорогой Украинской ССР. Также она была единственной детской железной дорогой Украинской ССР, где движение осуществлялось круглый год.

Независимая Украина должного большого внимания детским железным дорогам не уделяет. Начальник Запорожской детской железной дороги Раиса Алексеевна Козак и другие работники прилагали всё возможное, чтобы сохранить дорогу на достойном уровне. Но при отсутствии должного финансирования возможности не безграничны.

В 2012 году Раиса Козак ушла со своего поста.

В 2016 году, согласно требованиям закона «о декоммунизации», станция Жовтневая была переименована в станцию Пивденная (означает «Южная»). Хотя находится она на «крайнем севере» дороги.

Ситуация на 2017 год: в целом никаких отличий от прошлых лет. Есть планы снять паровоз с постамента и сделать его действующим локомотивом.



Я впервые побывал на Запорожской детской железной дороге 12 июля 2009 года, на следующий день после изучения Днепропетровской детской железной дороги. От Днепропетровска до Запорожья добираюсь автобусом.

Выхожу на автовокзале, который находится в километре от главного городского железнодорожного вокзала Запорожье I. Пешком до железнодорожного вокзала, затем до детской железной дороги. Это ещё 600 метров.

«Жовтнева» означает «Октябрьская», но по-русски станция — исключительно Жовтневая. Это главная станция детской железной дороги. Обширная территория станции, среди всего прочего, имеет сад с редкими растениями и небольшой зоопарк.

Первым делом налаживаю контакт с руководством дороги. Меня приняли очень хорошо. К сожалению, легендарной Р. А. Козак в этот день не было.

Детально осматриваю станцию, учебный корпус, музейную комнату, депо. Проезжаю в поезде по всей линии.

Затем отправляюсь на пешую фотодокументацию. Походный рюкзак оставляю на станции. Зря, так как к моменту возвращения почти все отсюда уже ушли, и мне с трудом удалось вернуть оставленный рюкзак.

Станцию Жовтневая пока удаётся поддерживать на достойном уровне. А вот состояние остальной дороги — ужасное. Все промежуточные станции обветшали или находятся в полуразрушенном состоянии, подвергаются набегам вандалов.

Имеющийся тяговый подвижной состав: ТУ2-144 (работал с пассажирским поездом в день исследования), ТУ2-136, ТУ7А-3108, паровоз-памятник Кп4-456.

Путевое развитие сохранялось только на главной станции Жовтневая. Южнее станции Жовтневая два «петлевых» пути пролегают вместе, что создаёт видимость двухпутной линии.


... В ходе тотальной пешей фотодокументации кратковременно купаюсь в Гребном канале, который находится внутри петли. Встречаю знаменитый автомобиль «Запорожец», который постепенно становится редкостью.

Возвращаюсь на станцию Жовтневая, где не без проблем удаётся забрать рюкзак. Бегом — на вокзал Запорожье I, так как уже взят билет на пассажирский электропоезд 800-й нумерации Запорожье — Харьков. Завтра «жёстко» необходимо быть в Москве.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ПУБЛИКАЦИЯ «ЛЕТОПИСЬ ЗАПОРОЖСКОЙ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»    


    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ В ДЕПО, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ, УЧЕБНЫЙ КОРПУС, МАКЕТЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ, УЧЕБНЫЙ КОРПУС, МАКЕТЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, «ТОННЕЛЬ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ИМЕНИ ВОЛОДИ ЛИТЯГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЮНЫЕ ЧАПАЕВЦЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ОБЕЛИСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ 30 ЛЕТ ПОБЕДЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ИМЕНИ ЛЕОНИДА ПАНФИЛОВСКОГО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПЛАТФОРМА ИМЕНИ ВИЛЛИ ПИСАРЕВИЧА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
     ПЛАТФОРМА ИМЕНИ ХРИСТОФОРА ЕМЕЛЬЯНОВА, ПЛАТФОРМА ИМЕНИ ВОЛОДИ ЛИТЯГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЖОВТНЕВАЯ)    










01.01.2015 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Запорожской области»

на главную страницу