Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











БЕЛОРУЧЕЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Белоручейская узкоколейная железная дорога строилась с 1921 года, как наиболее подходящий вид транспорта для освоения территории, прилегающей к Волго-Балтийскому каналу. Место для нижнего склада было выбрано у деревни и пристани Белоручей.

Строящийся посёлок лесозаготовителей был «условно» назван Депо, так как здесь появилось главное депо узкоколейной железной дороги. Позднее это название утвердилось в качестве официального. Местные жители именуют называют свой посёлок иначе — Белоручей.

В 1950-х — 1960-х годах узкоколейная железная дорога активно развивалась. В начале 1960-х произошло неординарное для тех времён событие: магистраль Депо — Янишево была электрифицирована. Сюда было доставлено как минимум два экспериментальных электровоза, работавших на переменном токе.

Примерно через двадцать лет электровозы выработали свой ресурс и были списаны, а контактная сеть была снята. По состоянию на 1999 год, от неё не оставалось практически никаких следов.

Наибольшую протяжённость узкоколейная железная дорога имела в конце 1970-х — начале 1980-х годов: 87 километров главной магистрали от станции Депо до реки Гусинец, 47 километров — Павшозерская линия (к Павшозерскому лесопункту), 14 километров — линия от станции Красный Бор к посёлку Северный и далее в лес. Кроме того, было не менее 40 километров других веток. На дороге насчитывалось 6 посёлков (Депо, Павшозеро, Красный Бор, Северный, Саменжа, Янишево). Все посёлки, кроме Депо и Павшозеро, подходили под категорию «лесных» — основным средством сообщения с ними была узкоколейная железная дорога.

В 1990-х годах беспощадно уничтожались находившиеся в лесных посёлках Саменжа и Северный производственные объекты, электростанции, школы, сотни жилых домов. Разбирались многие линии узкоколейной железной дороги. Было решено оставить только один лесной посёлок — Янишево.

В апреле 1997 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей (Депо). Из него следовало, что движение по узкоколейной железной дороге сохраняется на участке Белоручей (Депо) — Янишево.



Ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей. Апрель 1997 года.



По состоянию на 2001 год, протяжённость Белоручейской узкоколейной железной дороги составляет 63 километра (Депо — Янишево). Линия только одна, все ответвления в лес заброшены (и почти полностью разобраны).

Вывозка леса непосредственно с делянок не производится. Хлысты доставляются автолесовозами в Янишево, там они перегружаются в сцепы узкоколейной железной дороги стационарными консольно-козловыми кранами.

Ежедневно из Янишево на нижний склад леспромхоза в посёлке Депо отправляется 2-3 состава гружёных хлыстами сцепов. На нижнем складе хлысты проходят переработку. Далее автомобильным и водным транспортом древесина отправляется потребителям.

Существует и пассажирское движение.



   
Летом 1999 года поезда курсировали по расписанию:

Депо — Янишево 7:00-10:00 (понедельник), 9:00-12:00 (пятница), 6:30-9:30 (воскресенье), Янишево — Депо 12:00-15:00 (четверг), 15:00-18:00 (пятница, воскресенье).

Кроме того, назначался «специальный» поезд (местные жители называли его «базарник»): Депо — Янишево 0:00-3:00 в пятницу и вторник, обратно 5:30-8:30 в те же дни.




Поезда состоят из одного либо двух пассажирских вагонов. В них не предусмотрено обслуживание проводниками и плата за проезд.





Краткое описание действующей линии Депо — Янишево

0 км. Станция Депо (расположена в 28 километрах от города Вытегра, соединена с ним асфальтированной автодорогой). Посёлок довольно крупный. Здесь — дирекция леспромхоза, деревообрабатывающие производства. На станции имеется диспетчерская узкоколейной железной дороги (расположена на втором этаже кирпичного станционного здания, работает круглосуточно). Ныне действующее депо построено в 1960-х годах. Пассажирские поезда отправляются от бетонной пассажирской платформы.

9 км. Бывшая станция и посёлок Красный Бор. В том месте, где линия поворачивает направо, хорошо заметна насыпь, идущая прямо — это уничтоженная линия к посёлку Северный.

27 км. Станция Саменжа. Мрачное место — выселенный посёлок с огромным количеством чёрных разрушающихся «домов-призраков». На станции сохранилось путевое развитие и пост телефонной связи с диспетчерской. Здесь скрещиваются встречные поезда.

Участок Саменжа — Янишево отличается плохим состоянием пути. Почти на каждом километре — сваленный подвижной состав. Есть здесь и нечто вроде «гати» по болоту, при проходе поезда через которую путь может проседать и раскачиваться.

На участке имеется несколько раздельных пунктов: 6-й разъезд (32 км), 8-й разъезд (37 км) — здесь отходила линия на Павшозеро, 9-й разъезд (40 км), 10-й разъезд (47 км), 13-й разъезд (51 км). Большинство из этих разъездов уже давно не используются.

63 км. Станция Янишево. Здесь находится крайняя северная точка Белоручейской узкоколейной железной дороги в её нынешнем виде — «перевалка». Это площадка, где хлысты перегружаются из автомобилей в сцепы. На ней — диспетчерский пост, есть телефонная связь со станцией Депо.

Жилая часть посёлка Янишево находится в двух километрах южнее. Туда ведёт ветка, предназначенная в основном для пассажирского движения. Пассажирские поезда, в отличие от грузовых, приходят непосредственно в посёлок.

Попасть из Янишево в Депо по автомобильным дорогам можно, лишь проехав очень длинным маршрутом через райцентр, город Вытегра — этим и объясняется то, что доставка леса по узкоколейной железной дороге обходится дешевле.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    












11.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу