Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











БЕЛОРУЧЕЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Белоручейская узкоколейная железная дорога строилась с 1921 года, как наиболее подходящий вид транспорта для освоения территории, прилегающей к Волго-Балтийскому каналу. Место для нижнего склада было выбрано у деревни и пристани Белоручей.

Строящийся посёлок лесозаготовителей был «условно» назван Депо, так как здесь появилось главное депо узкоколейной железной дороги. Позднее это название утвердилось в качестве официального. Местные жители именуют называют свой посёлок иначе — Белоручей.

В 1950-х — 1960-х годах узкоколейная железная дорога активно развивалась. В начале 1960-х произошло неординарное для тех времён событие: магистраль Депо — Янишево была электрифицирована. Сюда было доставлено как минимум два экспериментальных электровоза, работавших на переменном токе.

Примерно через двадцать лет электровозы выработали свой ресурс и были списаны, а контактная сеть была снята. По состоянию на 1999 год, от неё не оставалось практически никаких следов.

Наибольшую протяжённость узкоколейная железная дорога имела в конце 1970-х — начале 1980-х годов: 87 километров главной магистрали от станции Депо до реки Гусинец, 47 километров — Павшозерская линия (к Павшозерскому лесопункту), 14 километров — линия от станции Красный Бор к посёлку Северный и далее в лес. Кроме того, было не менее 40 километров других веток. На дороге насчитывалось 6 посёлков (Депо, Павшозеро, Красный Бор, Северный, Саменжа, Янишево). Все посёлки, кроме Депо и Павшозеро, подходили под категорию «лесных» — основным средством сообщения с ними была узкоколейная железная дорога.

В 1990-х годах беспощадно уничтожались находившиеся в лесных посёлках Саменжа и Северный производственные объекты, электростанции, школы, сотни жилых домов. Разбирались многие линии узкоколейной железной дороги. Было решено оставить только один лесной посёлок — Янишево.

В апреле 1997 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей (Депо). Из него следовало, что движение по узкоколейной железной дороге сохраняется на участке Белоручей (Депо) — Янишево.



Ответ на письмо-запрос из посёлка Белоручей. Апрель 1997 года.



По состоянию на 2001 год, протяжённость Белоручейской узкоколейной железной дороги составляет 63 километра (Депо — Янишево). Линия только одна, все ответвления в лес заброшены (и почти полностью разобраны).

Вывозка леса непосредственно с делянок не производится. Хлысты доставляются автолесовозами в Янишево, там они перегружаются в сцепы узкоколейной железной дороги стационарными консольно-козловыми кранами.

Ежедневно из Янишево на нижний склад леспромхоза в посёлке Депо отправляется 2-3 состава гружёных хлыстами сцепов. На нижнем складе хлысты проходят переработку. Далее автомобильным и водным транспортом древесина отправляется потребителям.

Существует и пассажирское движение.



   
Летом 1999 года поезда курсировали по расписанию:

Депо — Янишево 7:00-10:00 (понедельник), 9:00-12:00 (пятница), 6:30-9:30 (воскресенье), Янишево — Депо 12:00-15:00 (четверг), 15:00-18:00 (пятница, воскресенье).

Кроме того, назначался «специальный» поезд (местные жители называли его «базарник»): Депо — Янишево 0:00-3:00 в пятницу и вторник, обратно 5:30-8:30 в те же дни.




Поезда состоят из одного либо двух пассажирских вагонов. В них не предусмотрено обслуживание проводниками и плата за проезд.





Краткое описание действующей линии Депо — Янишево

0 км. Станция Депо (расположена в 28 километрах от города Вытегра, соединена с ним асфальтированной автодорогой). Посёлок довольно крупный. Здесь — дирекция леспромхоза, деревообрабатывающие производства. На станции имеется диспетчерская узкоколейной железной дороги (расположена на втором этаже кирпичного станционного здания, работает круглосуточно). Ныне действующее депо построено в 1960-х годах. Пассажирские поезда отправляются от бетонной пассажирской платформы.

9 км. Бывшая станция и посёлок Красный Бор. В том месте, где линия поворачивает направо, хорошо заметна насыпь, идущая прямо — это уничтоженная линия к посёлку Северный.

27 км. Станция Саменжа. Мрачное место — выселенный посёлок с огромным количеством чёрных разрушающихся «домов-призраков». На станции сохранилось путевое развитие и пост телефонной связи с диспетчерской. Здесь скрещиваются встречные поезда.

Участок Саменжа — Янишево отличается плохим состоянием пути. Почти на каждом километре — сваленный подвижной состав. Есть здесь и нечто вроде «гати» по болоту, при проходе поезда через которую путь может проседать и раскачиваться.

На участке имеется несколько раздельных пунктов: 6-й разъезд (32 км), 8-й разъезд (37 км) — здесь отходила линия на Павшозеро, 9-й разъезд (40 км), 10-й разъезд (47 км), 13-й разъезд (51 км). Большинство из этих разъездов уже давно не используются.

63 км. Станция Янишево. Здесь находится крайняя северная точка Белоручейской узкоколейной железной дороги в её нынешнем виде — «перевалка». Это площадка, где хлысты перегружаются из автомобилей в сцепы. На ней — диспетчерский пост, есть телефонная связь со станцией Депо.

Жилая часть посёлка Янишево находится в двух километрах южнее. Туда ведёт ветка, предназначенная в основном для пассажирского движения. Пассажирские поезда, в отличие от грузовых, приходят непосредственно в посёлок.

Попасть из Янишево в Депо по автомобильным дорогам можно, лишь проехав очень длинным маршрутом через райцентр, город Вытегра — этим и объясняется то, что доставка леса по узкоколейной железной дороге обходится дешевле.



2015 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2015tbk.html.



ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    












11.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу