Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БРАСЛАВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Браславский торфобрикетный завод (Браславское торфопредприятие) находится в окрестностях села Ахремовцы Браславского района Витебской области Республики Беларусь. Расстояние до центра города Брáслав — десять километров по автодороге.

Заводу принадлежит узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она изолированная, находится вдали от железных дорог широкой колеи.


Название села Ахремовцы происходит от фамилии Ахремович — семья Ахремовичей владела этими землями в XVII веке. В XIX — начале XX века Ахремовцы — деревня Браславской волости Новоалександровского повета, 300 жителей (1903 год). В период польского владычества до сентября 1939 года — деревня Браславской гмины, 74 дома, 360 жителей (1931 год).

В годы Великой Отечественной войны Ахремовцы почти полностью были уничтожены, уцелело только 9 домов из 93. В 1995 году в селе насчитывалось 1549 жителей.

Работают такие предприятия, как Браславский торфобрикетный завод, Браславское предприятие по материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Работают средняя и музыкальная школа, детский сад, дом культуры, библиотека, предприятия бытового обслуживания, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи.

Сохранились памятники: парк Бельмонты, мемориальная доска в честь Азеравского антифашистского подполья, скульптурная композиция на братской могиле советских воинов и партизанов.



Официальная дата основания Браславского торфопредприятия, позднее ставшего Браславским торфобрикетным заводом — 7 февраля 1967 года. Узкоколейная железная дорога была построена приблизительно тогда же.

Проект торфопредприятия был разработан в 1964 году. Изначально предполагалась разработка торфа на ближайшем торфомассиве, расположенном к юго-западу от села Ахремовцы.

В первые приблизительно сорок лет узкоколейная железная дорога была небольшой — длина главной линии составляла меньше четырёх километров.

Запасы торфа на ближайшим торфомассиве постепенно истощались. Ещё в 1995 году было подписано постановление о передаче под добычу торфа новых земель.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 мая 1995 г., № 3774-XII

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТОРФОБРИКЕТНОМУ ЗАВОДУ «БРАСЛАВСКИЙ» ДЛЯ ДОБЫЧИ ТОРФА НА ТОПЛИВО И СТРОИТЕЛЬСТВА СООРУЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ И ТРАНСПОРТИРОВКОЙ ТОРФА

Президиум Верховного Совета Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Изъять земельные участки общей площадью 379,5 га из земель землевладельцев Браславского района, в том числе:

колхоза «Маяк» — 25,9 га (20,9 га сенокосов, 0,2 га пастбищ, 1,3 га земель, покрытых лесом, 2,4 га кустарников, 0,1 га болот, 0,1 га под дорогами и 0,9 га под водой);

колхоза «Путь Ленина» — 14,5 га (13,9 га кустарников, 0,2 га болот и 0,4 га под водой);

лесного фонда лесов округ санитарной охраны курорта в кварталах N 3, 4, 11, 12 и 17 Браславского лесничества Браславского лесхоза — 339,1 га (314,7 га земель, покрытых лесом, 2,9 га сенокосов и 21,5 га иных угодий).

Предоставить эти участки во временное пользование (сроком до 10 лет) торфобрикетному заводу «Браславский» для добычи торфа на топливо и строительства сооружений, связанных с добычей и транспортировкой торфа.

2. Ущерб, причиненный землевладельцам изъятием земельных участков, а также потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, возмещаются торфобрикетным заводом «Браславский» в установленном порядке.

Отвод земельных участков производится с правом вырубки леса. Древесина, получаемая от вырубки леса, реализуется Браславским лесхозом или используется колхозом «Маяк» в установленном порядке.

Витебскому облисполкому по окончании срока пользования отводимыми земельными участками решить вопрос о дальнейшем использовании этих участков.

Заместитель Председателя Верховного Совета Республики Беларусь И.Бамбиза.



Изначально земли передавались на десять лет, но реально — через десять лет только началось их освоение.

Полномасштабная добыча торфа на новом торфомассиве Бельмонт у деревни Погоща началась после 2007 года. На старом торфомассиве пути узкоколейной железной дороги разобрали. Тем не менее, протяжённость узкоколейной железной дороги существенно возросла.

В 2007 году прибыли первые 7 новых торфовозных вагонов производства Минского станкостроительного завода имени Кирова.

В январе 2008 года в Ахремовцах побывали «фанаты» железной дороги из Санкт-Петербурга Антон Максимов и Александр Корсаков. На тот момент линия к торфомассиву Бельмонт ещё не действовала.

По состоянию на 2013 год, узкоколейная железная дорога активно работает. Перспективы дальнейшей работы есть. Тяговый подвижной состав: тепловозы ТУ6МБ-2494 (возможно, изначально ТУ6А-2494), ТУ6МБ-813, ТУ8-0407 (не реконструировался), ТУ6А-1615 (не реконструировался, номер — по обозначению мелом на раме).

Крайне редкой особенностью является применение металлических шпал на некоторых участках главной линии. Бывает, что шпалы лежат вперемешку — металлические, железобетонные, деревянные.

Есть «условно-пассажирский» поезд для доставки рабочих на торфомассив. Ни одного традиционного пассажирского вагона нет. Пассажирским вагоном служит платформа с самодельным верхом. Регулярного расписания нет.

Протяжённость узкоколейной железной дороги от торфобрикетного завода до самого дальнего пункта составляет приблизительно 9500 метров.



Поездка автора, 1 августа 2013 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013by.html)

Добираюсь до Браславского торфобрикетного завода, расположенного вблизи села Ахремовцы. Преодоление сорока километров от ближайшей ширококолейной станции Миоры заняло полдня и принесло массу негативных эмоций.

В данный момент я предполагал, что это последняя непосещённая действующая узкоколейная железная дорога Беларуси, и предпоследняя среди непроезженных действующих узкоколейных железных дорог Беларуси. Есть узкоколейная железная дорога в Кабушкино, которую я обследовал дважды, но проездить ещё не смог. Но вскоре была обнаружена почти никому не известная действующая узкоколейная железная дорога под Кобрином.

Директор завода Павел Иосифович Драбович отнёсся ко мне очень хорошо. Для меня распечатали на принтере публикацию об истории завода, устроили детальную поездку по узкоколейной железной дороге.

Возвращаюсь пешком в Ахремовцы, затем в Браслав.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЗАВОД, ДЕПО, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТОРФОМАССИВ У ДЕРЕВНИ ПОГОЩА, ПОГРУЗКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ТОРФОМАССИВ, ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   









14.01.2017 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Витебской области»

на главную страницу