Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ШЕЖАМ








Узкоколейная железная дорога, начальным пунктом являлся посёлок Шежáм (он располагался в Усть-Вымском районе республики Коми, на исторической Печорской железной дороге) являлась одной из немногих лесовозных узкоколейных железных дорог, принадлежавших Министерству обороны СССР. В Шежаме были дислоцированы строительные части. На лесозаготовках работали, главным образом, военнослужащие срочной службы.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1952 год. В Шежаме размещался 302-й лесопромышленный комбинат Министерства обороны СССР.

На узкоколейной железной дороге появились два «лесных» населённых пункта: Средний и Дальний. Населённый пункт Дальний существовал короткое время, а Средний был обитаемым долгие годы. Здесь размещалось депо узкоколейной железной дороги.

В 1970-е годы эта узкоколейная железная дорога была соединена с Вёздинской узкоколейной железной дорогой (Вёздинский лесопункт Усть-Вымского леспромхоза).

По имеющимся данным, в первой половине 1980-х годов в Шежам было перевезено имущество строительного батальона, находившегося на станции Сенгос (Вологодская/Архангельская область), в том числе и подвижной состав действовавшей в Сенгосе «воинской» узкоколейной железной дороги.

В 1987 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Воинские части, расположенные вблизи Шежама, было решено ликвидировать.

В 1988 году предприятие «302-й ЛПК» было передислоцировано в Пинежский район Архангельской области. В числе причин — истощение лесосырьевой базы и перераспределение лесосырьевой базы Минтрансстроя. На новом месте дислокации строительство узкоколейной железной дороги не предполагалось.

Имущество воинских частей и ЛПК было вывезено не полностью — многое так и осталось здесь, подвергаясь медленному разграблению. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в первой половине 1990-х годов.

В конце 1990-х годов из Шежама на Сысольскую узкоколейную железную дорогу были привезены некоторые запчасти для тепловозов. Возможно, тогда здесь ещё стоял разграбленный подвижной состав.



По состоянию на сентябрь 2005 года, от узкоколейной железной дороги в Шежаме осталось немногое: три кабины тепловозов (скорее всего, ТУ6А), один частично разрезанный пассажирский вагон. Предприниматели-«металлоломщики» продолжают разрезать остатки подвижного состава. На следующий год, очевидно, здесь уже ничего не останется.

Место, где находился посёлок Средний — не исследовано, но едва ли там что-то ещё можно найти что-либо, относящееся к узкоколейной железной дороге.

Станция Шежам на железнодорожной магистрали Коноша — Воркута («РЖД», Северная железная дорога) ликвидирована. Здесь пока ещё осталось несколько обитаемых домов (в них живут пенсионеры, не желающие отсюда уезжать), останавливается рабочий поезд сообщением Микунь — Урдома (в расписании по станции Микунь этот поезд обычно не указан). Большинство домов — заброшены и полуразрушены.

Ветка широкой колеи Шежам — Айкино, протяжённостью 14 километров, обозначенная во многих атласах и схемах железных дорог, полностью разобрана. На её месте — труднопроезжая грунтовая дорога.









Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000
(состояние местности на конец 1960-х годов). Протяжённость дороги
тогда была в несколько раз меньшей, чем на пике её развития.









Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(состояние местности на конец 1960-х годов).









Шежам. Развалины нижнего склада. Снимок сделан автором в ходе поездки в Салехард
из вагона грузового состава, следующего по участку Сольвычегодск — Микунь.

02.05.1997








Остатки рельсов и подвижного состава, вид со стороны железнодорожной магистрали.
«Будка на колёсах» используется как временное жилище сборщиков металлолома.
08.09.2005








Кабины тепловозов.
08.09.2005








Эти же кабины.
08.09.2005








Наиболее хорошо сохранившаяся кабина тепловоза.
08.09.2005








Эта же кабина.
08.09.2005








Надписи на этой же кабине.
08.09.2005








Частично разрезанный пассажирский вагон.
08.09.2005













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










17.09.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу