Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДНЕПРОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Днепровское торфопредприятие находится в посёлке Годылёво Быховского района Могилёвской области Республики Беларусь. Торфопредприятию принадлежит одна из лучших торфовозных узкоколейных железных дорог Беларуси.



Краткие исторические сведения

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога появилась до Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Однако датой основания Днепровского торфопредприятия считается 1955 год.

Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась электростанция в областном центре, городе Могилёве (район Заднепровье). Ныне действующий торфобрикетный завод в посёлке Годылёво был построен в 1970-х годах.

Участок Годылёво — Могилёв действовал до середины 1980-х годов. Он был разобран после того, как электростанция прекратила использовать торфяное топливо.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году, вся прилегающая к посёлку Годылёво территория была заражена радионуклидами. Торфомассив Ухово, попавший в зону сильного радиационного загрязнения, был заброшен, ведущую к нему линию узкоколейной железной дороги разобрали.

В конце 1980-х годов была разобрана также вся «западная» линия — от Годылёво до посёлка Ухлясть. Добыча торфа на торфомассиве в районе Ухлясти была прекращена.

По состоянию на 1999 год, дорога переживала не лучшие времена: была закрыта диспетчерская на станции Годылёво, объём перевозок был невелик. Самым дальним местом добычи торфа являлся торфомассив в районе населённого пункта Бовки.

Позднее период упадка сменился периодом возрождения. По состоянию на июнь 2003 года, диспетчерская на станции Годылёво снова действовала, объём добычи торфа был высоким, пути находились в хорошем состоянии.

Впрочем, протяжённость пути, по сравнению с 1999 годом, несколько сократилась. Добыча торфа на торфомассиве у населённого пункта Бовки полностью прекращена, ведущий к нему участок пути разобран. Взамен был освоен новый торфомассив, располагающийся между населёнными пунктами Трилесино и Добужа.

К торфомассиву у Трилесино подведена новая линия, протяжённостью около 5 километров. При её строительстве использовалась рельсо-шпальная решётка, взятая с разобранной линии. По имеющимся данным, эта линия вступила в строй в 2000 году.



Узкоколейная железная дорога по состоянию на июнь 2003 года

Дорога и торфобрикетный завод производят впечатление отлично работающего производственного комплекса. На завод ежедневно поступают десятки вагонов ТСВ, загруженных торфом. Места добычи торфа — «ближний» торфомассив Мамьё (название приводится со слов работников железной дороги), и «дальний» торфомассив в районе населённого пункта Трилесино.

Состояние пути на магистральной линии — хорошее. Всюду, кроме «усов» на торфомассивах, уложены железобетонные шпалы. Скорость движения поездов достаточно высокая.

На магистральном участке между станцией Годылёво и торфомассивом у населённого пункта Трилесино имеются два действующих разъезда: 6 км и 13 км.

По выходным дням движение на дороге сокращается до минимума или отсутствует.

Среди подвижного состава — тепловозы ТУ4, один из которых подвергся значительной переделке, ЭСУ2А. «Живых» пассажирских вагонов здесь нет. Рабочих доставляют на торфомассивы в ЭСУ2А.

Все действующие локомотивы (их насчитывается 6 или 7) находятся в хорошем состоянии, выглядят вполне ухоженно, блестят свежей краской. Но на путях близ депо можно видеть и несколько разгромленных локомотивов, а также автомотрису АМ1-254, превращённую в сарай.

Выясненные номера локомотивов: ТУ4-1762, ТУ4-1862, ЭСУ2А-601.









Ссылки

http://klax.tula.ru/~narrow/godylevo.html — cтраница Э. Грачёва (фотографии, сделанные в 1999 году)

http://fototrans.narod.ru/godylevo.html — cтраница Э. Грачёва (фотографии, сделанные в 2003 году)




Я впервые побывал в Годылёво 12-13 июня 2003 года. Автостопом из Осинторфа. Пешком от автодороги Санкт-Петербург — Одесса в посёлок. Длительный проезд линий.

____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________








Линии узкоколейной железной дороги на карте масштаба 1:200 000
(с указанием плотности загрязнения местности цезием-137).







Начальная точка узкоколейной железной дороги — депо в посёлке Годылёво.
12.06.2003







Вид на депо с юго-восточной стороны.
12.06.2003







Тепловоз ТУ4-1862 на путях вблизи депо.
12.06.2003







Путевое развитие вблизи депо — сравнительно небольшое. Вскоре начинается
однопутный участок, соединяющий депо с главной станцией.
12.06.2003







Немногим далее, вид в противоположном направлении — в сторону депо.
12.06.2003







Вид из северной горловины главной станции узкоколейной железной дороги
в южном направлении, в сторону центра станции.
12.06.2003







Здание диспетчерской, расположенное в центре главной станции узкоколейной железной дороги.
13.06.2003







Снимок сделан рядом со зданием диспетчерской. Вид в юго-восточном направлении.
Заметны вагоны ТСВ на путях главной станции.
12.06.2003







Вид из центра станции в северном направлении, в сторону депо.
13.06.2003







Переезд, расположенный немногим южнее главной станции. Вид в северном направлении.
12.06.2003







Участок пути к югу от главной станции. Слева — торфобрикетный завод.
12.06.2003







Магистральный путь к югу от главной станции и переезда. Вид в южном направлении.
Вдали — пути, используемые для отстоя грузовых вагонов (находятся в том месте,
где начиналась разобранная линия на Ухлясть).
12.06.2003







Здесь начиналась разобранная линия на Ухлясть. Вид в северном направлении. Справа -
магистральный путь, пролегающий по направлению Годылёво — Трилесино.
12.06.2003







Магистральный путь, пролегающий по направлению Годылёво — Трилесино. Вид в направлении
Годылёво. Впереди — место примыкания разобранной линии на Ухлясть.
12.06.2003







Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении (на восток).
12.06.2003







Участок магистральной линии, пролегающей по направлению Годылёво — Трилесино,
расположенный менее, чем в 1 километре к востоку от места, где был сделан
предыдущий снимок. Вид в восточном направлении. Вдали находится стрелка,
где начинается линия, ведущая к торфомассиву Мамьё.
Со стороны Трилесино по линии следует ЭСУ2А
(на снимке она почти не заметна).
12.06.2003







Стрелка, где начинается линия, ведущая к торфомассиву Мамьё (она расположена слева).
Вид на запад, в сторону Годылёво.
12.06.2003







Впереди — полевая база на торфомассиве Мамьё.
12.06.2003







Участок линии, подводящий к каравану, к югу от полевой базы Мамьё.
Вид в западном направлении.
12.06.2003







Магистральная линия Годылёво — Трилесино, вид в направлении торфомассива Трилесино.
Впереди — разъезд 13 км, за которым находится небольшой торфомассив.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003







14 километр (ориентировочно). Лес кончился, с левой стороны расположен старый торфомассив.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003







Начальный участок новой линии, открытой в 2000 году. Вид
в южном направлении, в сторону торфомассива Трилесино.
Снимок сделан из кабины тепловоза.
13.06.2003







Переделанный тепловоз ТУ4 на пересечении с автодорогой у населённого пункта Трилесино.
Вид в южном направлении.
13.06.2003








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    












16.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Могилёвской области»

на главную страницу