Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВЕРЕЙЦЫ — ГРОДЗЯНКА








Железнодорожная линия Верейцы — Гродзянка находится Могилёвской области Республики Беларусь (крайний северный участок к северу от Гродзянки — частично в Минской области). Протяжённость железнодорожной линии составляет: 34 километра до станции Гродзянка, 41 километр до физического конца — асфальтобетонного завода у деревни Тадуличи.

Линия однопутная, неэлектрифицированная. На основном участке является частью сети общего пользования Белорусской железной дороги. К северу от станции Гродзянка — промышленный подъездной путь.

На участке Верейцы — Гродзянка действует одна промежуточная станция Лапичи и пять остановочных пунктов: Цель, Осово, Гомоновка, Уборок, Погорелое. По состоянию на 2017 год, на линии есть пассажирское и грузовое движение.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытии станции Гродзянка — 1910 год.

Линия изначально была частной, строилась князем Николаем Радзивиллом на своих землях. Начальный пункт — станция Верейцы магистральной Либаво-Роменской железной дороги. Основным назначением железной дороги был вывоз леса.

Гродзянка была не единственным конечным пунктом. От станции Уборок (22-й километр) начиналась ветвь на восток, к станции Завишино или Завишин. Расстояние от станции Верейцы до Гродзянки — 34 километра, до Завишина было дальше — 40 километров.

Станция Завишино была названа в честь жены Радзивилла Магдалены Завишиной. Она находилась вблизи крупного села Холуй, после 1917 года переименованного в Липень. Необычный факт: соседний город с «неправильным» названием Игумен был переименован в Червень. Вместо типовых «Советсков» и «Коммунарсков» на карту решили нанести названия месяцев — и, как ни странно, среди них нет октября!

Вплоть до Великой Отечественной войны было регулярное пассажирское движение как на Гродзянку, так и на Завишин. После войны участок Уборок — Завишин не восстанавливался.



Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).



Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).


В 1960-х годах линия была продлена от Гродзянки на 7 километров в сторону города Березино — к промышленным предприятиям. Пассажирского движения на этом участке никогда не было.

По состоянию на 2016 год, линия Верейцы — Гродзянка остаётся действующей и является одним из самых необычных и колоритных участков Белорусской железной дороги. Здесь «глухомань», хотя станция Верейцы расположена менее чем в ста километрах от Минска.

Линия Верейцы — Гродзянка — это один немногих участков Белорусской железной дороги, где пригородные перевозки выполняются не моторвагонным подвижным составом, а пригородными поездами на локомотивной тяге. Маршрут Осиповичи — Гродзянка.

Более того: пригородные поезда Осиповичи — Гродзянка, курсирующие ежедневно два раза в сутки, являются грузопассажирскими. Не только по нумерации, но и фактически. В составе один-два пассажирских вагона, в зависимости от сезона и пассажиропотока, плюс нередко — грузовые вагоны. На 2017 год сохранившихся грузопассажирских поездов — единицы.

На линии можно встретить и «отдельные» грузовые поезда.

Основное место формирования грузопотоков — промышленная станция в семи километрах севернее Гродзянки.




Поездка автора, ноябрь 2011 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html)

Тёмная станция Верейцы, хорошо знакомая в результате поездки в 1999 году. Прибывает поезд сообщением Осиповичи — Гродзянка. Это тепловоз М62 с одним пассажирским вагоном, «гомельская сидячка» с деревянными лавками. Наполненность вагона — средняя.

Почти все пассажиры ехали от Осипович. Из минской электрички пересел в Верейцах только один. Многие выходят на промежуточных остановках, их шесть: Цель, Лапичи, Осово, Гомоновка, Уборок, Погорелое.

Линия Верейцы — Гродзянка — это в какой-то степени «Минская Рязановка», то есть минский аналог железнодорожной линии Кривандино — Рязановка, http://infojd.ru/06/krriazanovka.html. Расстояние от Минска до станции Верейцы — почти такое же, как от Москвы до Кривандино. Линия на Гродзянку — тоже тупиковая, однопутная, неэлектрифицированная, тоже имеет пассажирское движение.

В отличие от линии Кривандино — Рязановка, которая с 2008 года имеет «предсмертный» облик, где пассажирский поезд состоит из одного вагона и почти всегда ходит пустым, линия Верейцы — Гродзянка востребована и активно работает. Причём, как выяснилось, основное грузовое движение — не до самой Гродзянки, а дальше, до станций на ведомственном участке линии.

В 22:36 поезд прибыл на станцию Гродзянка. Делаю фотографии, установив фотоаппарат на неподвижном предмете. Здесь поездная бригада будет ночевать. Мне тоже необходимо найти место ночлега под крышей — идёт мелкий моросящий дождь, переходящий в густой туман.

Утром фотографирую станцию Гродзянка. Выглядит она цивилизованно и аккуратно. Есть грузовая работа — действующий леспромхоз. За вокзалом — табличка «граница подъездного пути». Отсюда железнодорожная линия продолжается ещё на 7 километров. Отсчёт расстояния на километровых знаках после Гродзянки обнуляется.

Ведомственный участок обслуживает асфальтобетонный завод вблизи деревни Тадуличи и завод по производству эмульсий «Вёска-Эмульбит». На ведомственном участке работают тепловозы Белорусской железной дороги.

Прохожу по ведомственной линии около полутора километров, до полевого переезда недалеко от северной окраины Гродзянки. Затем — по полевой дороге к гродзянской школе. Это выделяющееся здание, самое большое в посёлке.

Отсюда начинается движение на город Березино, к узкоколейной железной дороге. Двигаться нужно автостопом как можно быстрее.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ГРОДЗЯНКА)
   









10.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу