Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ХОЛБОН — АРБАГАР








Узкоколейная железная дорога Холбон — Арбагар находилась в Шилкинском районе Забайкальского края (до 1 марта 2008 года — Читинская область). Начальный пункт — посёлок Холбон, расположенный у станции Холбон на магистральной железнодорожной линии Тарская — Бамовская.

История узкоколейной железной дороги началась до революции 1917 года — ориентировочно в 1910-х годах. Первоначально дорога представляла собой рельсовый путь узкой колеи, на котором использовалась конная тяга. Он соединял станцию Холбон с Арбагарской угольной шахтой. Шахта имела как горизонтальные стволы (штольни), так и вертикальный ствол глубиной 18 саженей (около 40 метров).

http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=94 — заметка о посёлке Арбагар (2002 год)

В 1930-х (?) годах узкоколейная железная дорога была переведена на локомотивную тягу. По узкоколейной железной дороге бурый уголь перевозился от шахт вблизи посёлка Арбагар до станции Холбон, где перегружался на широкую колею, а также использовался в качестве топлива на электростанции, построенной вблизи станции Холбон.


Цитата из материала «Кому нужен уголь Арбагара?», опубликованного в 2007 году в районной газете «Шилкинская правда»:

Арбагарское месторождение было вскрыто вертикальной шахтой глубиной 18 сажень, а также штольней длиной 350 сажень. От тогдашнего разъезда Холбон до Арбагарской шахты была проложена узкоколейная дорога с конной тягой. До 1919 года на месторождении работы велись Нерчинским угольным товариществом.

Арбагарский уголь ощутимо помогал становлению хозяйства Забайкалья в двадцатые годы.

Вскоре решили приступить к постройке ширококолейной железнодорожной ветки, но в связи с тем, что Арбагарские копи потеряли своего основного потребителя, они были законсервированы, а в 1927 году ликвидированы.

В 1938 году Арбагарские копи, до того принадлежащие главку золотодобывающей промышленности, были переданы тресту «Вострансуголь», вступили в активную фазу работ.

Приказом треста «Востуголь» в апреле 1946 года шахта № 2 Арбагарского Шахтоуправления была ликвидирована. Однако другие шахты работали все послевоенные годы.

Шахтой «Арбагар» за 1970-1971 гг. был подготовлен выемочный столб длиной 950 м и длиной лавы 80 м по пласту «Толстый» мощностью 4-6 метров. Запасы, готовые к выемке, составляли 360-380 тысяч тонн, то есть на 2 года работы шахты. Этот выемочный столб специально был предназначен для внедрения механизированного комплекса и входил в планы Минуглепрома.

В конце 1971 года, а затем в начале 1972 года комплекс, предназначенный для шахты «Арбагар», объединение «Востсибуголь» передало в другой шахте (г. Черемхово Иркутской области). Протесты руководства Шилкинского района и Арбагарской шахты были проигнорированы, и в 1972 году она была ликвидирована. По большому счёту этому способствовала и смена партийного руководства области. Новое руководство не проявило должной настойчивости по сохранению этой угледобычи.

А ведь Арбагарское месторождение имеет оставшиеся запасы угля только по пласту «Толстый» в количестве 43 миллионов тонн. По пластам от 8-го до 14-го не извлечённые запасы составляют 12 млн. тонн. Глубина залегания по почве нижнего восьмого пласта верхней свиты достигает 120 метров. В запасах не учтены 20-40-метровые межштрековые целики. При открытой добыче за счет целиков и конфигураций пластов запасы угля могут возрасти до 16-21 млн. тонн. Таким образом, запасы угля по Арбагарскому месторождению составляют в пределах 60-64 млн. тонн, в том числе пригодные для открытого способа добычи достигают половины.

Об этом сегодня, конечно, знают все узкие специалисты, за исключением широкой общественности. В своё время Арбагар выдавал на-гора ежегодно до 300 тыс. тонн угля. В тот период себестоимость угля была немногим выше восьми рублей, то есть ниже, чем на той же Букачачинской шахте. Сегодня только бюджетная сфера Шилкинского района расходует за отопительный сезон 62-65 тыс. тонн угля. А в целом район может потребить в два-три раза больше. Таким образом, есть куда реализовывать уголь практически без расходов на транспортировку. Причём теплопроводная способность арбагарского угля не меньше, чем популярного, особенно в частном секторе, букачачинского или черемховского.



В неустановленный период времени (не позднее 1960-х годов) была построена значительная по своим масштабам линия лесовозной узкоколейной железной дороги, пролегавшей по направлению Холбон — Островки — Золотухино. Лесовозная узкоколейная железная дорога составила единую сеть с узкоколейной железной дорогой Холбон — Арбагар. Протяжённость сети составляла свыше 80 километров.

В 1960-х годах «лесовозная» линия узкоколейной железной дороги была полностью разобрана.

Узкоколейная железная дорога на участке Холбон — Арбагар оставалась действующей дольше, чем лесовозная линия. Протяжённость «угольной» линии Холбон — Арбагар, с учётом ответвлений, составляла около 10 километров.

В некоторых источниках упоминается о том, что в 1972 году угольная шахта в Арбагаре была закрыта. Скорее всего, эта дата близка к реальности, хотя формально Арбагарское шахтоуправление существовало и в 1990-х годах.

Ориентировочная дата полной разборки узкоколейной железной дороги — 1973 год.

По утверждению жителя г. Иркутска Дмитрия Оленцевича, во второй половине 1990-х годов на узкоколейную железную дорогу поступило некоторое число вагонов, ранее находившихся на узкоколейной железной дороге Иркутского завода тяжёлого машиностроения имени Куйбышева. Это — ничем не обоснованный грубый вымысел.




10 июня 2008 года я прошёл по разобранной линии узкоколейной железной дороги от окрестностей посёлка Арбагар до Холбона. Подробное описание поездки в 2008 году, в ходе которой была обследована узкоколейная железная дорога: http://infojd.ru/dop/poezdka2008habirk.html.

На тот момент сохранялась насыпь. Какой-либо подвижной состав найти не удалось.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
   









12.02.2014 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Забайкальского края»

на главную страницу