Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ХОЛБОН — АРБАГАР








Узкоколейная железная дорога Холбон — Арбагар находилась в Шилкинском районе Забайкальского края (до 1 марта 2008 года — Читинская область). Начальный пункт — посёлок Холбон, расположенный у станции Холбон на магистральной железнодорожной линии Тарская — Бамовская.

История узкоколейной железной дороги началась до революции 1917 года — ориентировочно в 1910-х годах. Первоначально дорога представляла собой рельсовый путь узкой колеи, на котором использовалась конная тяга. Он соединял станцию Холбон с Арбагарской угольной шахтой. Шахта имела как горизонтальные стволы (штольни), так и вертикальный ствол глубиной 18 саженей (около 40 метров).

http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=94 — заметка о посёлке Арбагар (2002 год)

В 1930-х (?) годах узкоколейная железная дорога была переведена на локомотивную тягу. По узкоколейной железной дороге бурый уголь перевозился от шахт вблизи посёлка Арбагар до станции Холбон, где перегружался на широкую колею, а также использовался в качестве топлива на электростанции, построенной вблизи станции Холбон.


Цитата из материала «Кому нужен уголь Арбагара?», опубликованного в 2007 году в районной газете «Шилкинская правда»:

Арбагарское месторождение было вскрыто вертикальной шахтой глубиной 18 сажень, а также штольней длиной 350 сажень. От тогдашнего разъезда Холбон до Арбагарской шахты была проложена узкоколейная дорога с конной тягой. До 1919 года на месторождении работы велись Нерчинским угольным товариществом.

Арбагарский уголь ощутимо помогал становлению хозяйства Забайкалья в двадцатые годы.

Вскоре решили приступить к постройке ширококолейной железнодорожной ветки, но в связи с тем, что Арбагарские копи потеряли своего основного потребителя, они были законсервированы, а в 1927 году ликвидированы.

В 1938 году Арбагарские копи, до того принадлежащие главку золотодобывающей промышленности, были переданы тресту «Вострансуголь», вступили в активную фазу работ.

Приказом треста «Востуголь» в апреле 1946 года шахта № 2 Арбагарского Шахтоуправления была ликвидирована. Однако другие шахты работали все послевоенные годы.

Шахтой «Арбагар» за 1970-1971 гг. был подготовлен выемочный столб длиной 950 м и длиной лавы 80 м по пласту «Толстый» мощностью 4-6 метров. Запасы, готовые к выемке, составляли 360-380 тысяч тонн, то есть на 2 года работы шахты. Этот выемочный столб специально был предназначен для внедрения механизированного комплекса и входил в планы Минуглепрома.

В конце 1971 года, а затем в начале 1972 года комплекс, предназначенный для шахты «Арбагар», объединение «Востсибуголь» передало в другой шахте (г. Черемхово Иркутской области). Протесты руководства Шилкинского района и Арбагарской шахты были проигнорированы, и в 1972 году она была ликвидирована. По большому счёту этому способствовала и смена партийного руководства области. Новое руководство не проявило должной настойчивости по сохранению этой угледобычи.

А ведь Арбагарское месторождение имеет оставшиеся запасы угля только по пласту «Толстый» в количестве 43 миллионов тонн. По пластам от 8-го до 14-го не извлечённые запасы составляют 12 млн. тонн. Глубина залегания по почве нижнего восьмого пласта верхней свиты достигает 120 метров. В запасах не учтены 20-40-метровые межштрековые целики. При открытой добыче за счет целиков и конфигураций пластов запасы угля могут возрасти до 16-21 млн. тонн. Таким образом, запасы угля по Арбагарскому месторождению составляют в пределах 60-64 млн. тонн, в том числе пригодные для открытого способа добычи достигают половины.

Об этом сегодня, конечно, знают все узкие специалисты, за исключением широкой общественности. В своё время Арбагар выдавал на-гора ежегодно до 300 тыс. тонн угля. В тот период себестоимость угля была немногим выше восьми рублей, то есть ниже, чем на той же Букачачинской шахте. Сегодня только бюджетная сфера Шилкинского района расходует за отопительный сезон 62-65 тыс. тонн угля. А в целом район может потребить в два-три раза больше. Таким образом, есть куда реализовывать уголь практически без расходов на транспортировку. Причём теплопроводная способность арбагарского угля не меньше, чем популярного, особенно в частном секторе, букачачинского или черемховского.



В неустановленный период времени (не позднее 1960-х годов) была построена значительная по своим масштабам линия лесовозной узкоколейной железной дороги, пролегавшей по направлению Холбон — Островки — Золотухино. Лесовозная узкоколейная железная дорога составила единую сеть с узкоколейной железной дорогой Холбон — Арбагар. Протяжённость сети составляла свыше 80 километров.

В 1960-х годах «лесовозная» линия узкоколейной железной дороги была полностью разобрана.

Узкоколейная железная дорога на участке Холбон — Арбагар оставалась действующей дольше, чем лесовозная линия. Протяжённость «угольной» линии Холбон — Арбагар, с учётом ответвлений, составляла около 10 километров.

В некоторых источниках упоминается о том, что в 1972 году угольная шахта в Арбагаре была закрыта. Скорее всего, эта дата близка к реальности, хотя формально Арбагарское шахтоуправление существовало и в 1990-х годах.

Ориентировочная дата полной разборки узкоколейной железной дороги — 1973 год.

По утверждению жителя г. Иркутска Дмитрия Оленцевича, во второй половине 1990-х годов на узкоколейную железную дорогу поступило некоторое число вагонов, ранее находившихся на узкоколейной железной дороге Иркутского завода тяжёлого машиностроения имени Куйбышева. Это — ничем не обоснованный грубый вымысел.




10 июня 2008 года я прошёл по разобранной линии узкоколейной железной дороги от окрестностей посёлка Арбагар до Холбона. Подробное описание поездки в 2008 году, в ходе которой была обследована узкоколейная железная дорога: http://infojd.ru/dop/poezdka2008habirk.html.

На тот момент сохранялась насыпь. Какой-либо подвижной состав найти не удалось.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
   









12.02.2014 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Забайкальского края»

на главную страницу