Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДОКШИЦКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Докшицкое торфопредприятие (изначально Витебское торфопредприятие) находится в селе Крулевщина, расположенном вблизи узловой станции Крулевщизна Белорусской железной дороги. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.

Местонахождение торфопредприятия и узкоколейной железной дороги — Докшицкий район Витебской области Республики Беларусь.

Название Крулевщизна является польским (Królewszczyzna). На белорусском языке теоретически оно должно быть другим — Каралеўшчына.

Официально — станция Крулевщизна (Крулеўшчызна), но село Крулевщина. Я в нижеследующем тексте буду писать «Крулевщизна» во всех случаях.

Торфопредприятие с узкоколейной железной дорогой построено в 1960-х годах. Изначально здесь работал торфобрикетный завод. Велась и перегрузка торфа в вагоны широкой колеи.

В январе 2008 года на главной станции узкоколейной железной дороги побывали деятели из Санкт-Петербурга Антон Максимов и Александр Корсаков. Среди обнаруженного ими подвижного состава — ТУ7А-2798, ЭСУ2А-0613, кабина СЭП2м на платформе.

Состояние на 2011 год: торфобрикетного производства нет. Есть торфоперерабатывающее производство. Торф поставляется для производства удобрений и различной продукции. Расфасованный торф в небольшом объёме грузится в вагоны широкой колеи, что является редким случаем для Беларуси.

Официальное название торфопредприятия, как ни странно — «Докшицкий газовый участок производственного республиканского унитарного предприятия «Витебскоблгаз».

Движение только на торфомассив между деревнями Крупени и Речные. Действует одна полевая база. Изначально это был участок №2.

Пассажирские вагоны не используются. Рабочих возят в «пассажирском тепловозе». Это тепловоз-дрезина ТУ6Д-0071 с добавленной второй кабиной. После реконструкции в Борисове — ТУ6ДМБ-071.



Поездка автора, октябрь 2011 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html)

Торфопредприятие в Крулевщизне в советское время назывались Витебским. Об этом я давно знал, читая старые номера журнала «Торфяная промышленность». Я не уставал удивляться этому названию. Здесь Витебская область, но до Витебска — 192 километра! Один из самых отдалённых районов области.

Есть более близкие к Витебску торфопредприятия. Например, в Оболи, в Осинторфе.

Как выяснилось, позднее торфопредприятие получило чуть более логичное название: Докшицкое. Город Докшицы — ближайший к торфопредприятию районный центр. На данный момент это «Докшицкий участок производственного республиканского унитарного предприятия «Витебскоблгаз».

Прихожу к началу рабочего дня, но директора на месте не было. Начальник транспортного цеха (начальник узкоколейной железной дороги) отнёсся ко мне с пониманием, но без санкции директора не стал разрешать осмотр узкоколейной железной дороги. Пришлось ждать больше двух часов. Все утренние поезда на торфомассив ушли.

Среди подвижного состава узкоколейной железной дороги: ТУ6МБ-1617, ЭСУ1МБ (номер не установлен, но скорее всего, до реконструкции в Борисове это была ЭСУ2А-0613), ТУ6ДМБ-071 («самодельная» машина из двух кабин тепловозов, переделка из ТУ6Д), ТУ6М-3881, ТУ7А-2798 (не реконструировался).

Необычная автомотриса, собранная из двух тепловозных кабин, прошла капитальный ремонт на Борисовском 140-м заводе, после которого превратилась из ТУ6Д-0071 в ТУ6ДМБ-071. Но свой облик она получила задолго до этого (доказательство — фотография 2008 года).

Имевшуюся в 2008 году кабину СЭП2М-256 найти не удалось. Скорее всего, она порезана.

Действует только одна линия узкоколейной железной дороги — от Крулевщизны на торфомассив, расположенный южнее деревни Крупени (http://old.wikimapia.org/#lat=55.0128423&lon=27.9344559&z=15&l=1&m=s&v=9).

Показанная на всех топографических картах линия узкоколейной железной дороги на торфомассив в районе деревни Клепицы считается законсервированной. Она не действует уже несколько лет, но не разобрана. Начальный участок этой линии имеет признаки минимального движения — периодически он используется для отстоя вагонов.

На узкоколейной железной дороге есть движение рабочего поезда на единственный производственный участок. Вагон прибывает утром на участок, отстаивается там весь рабочий день, вечером отправляется обратно.

Иду пешком по линии до торфомассива (тотальное фотодокументирование). Назад — на тепловозе. Бегом два километра от завода до вокзала широкой колеи, торопясь на дизель-поезд Полоцк — Молодечно.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЛИПОВКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ЛИНИЯ НА ТОРФОМАССИВЕ, ПОГРУЗКА ТОРФА, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В КРУЛЕВЩИЗНЕ)
   









14.01.2017 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Витебской области»

на главную страницу