НЕЛИДОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Нелидовской узкоколейной железной дороги являлась станция Межа, расположенная в посёлке Межа, вблизи западной окраины города Нелидово — центра Нелидовского района Тверской области. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2012 году.


История

Информация, касающаяся истории Нелидовской узкоколейной железной дороги, предоставлена в основном её бывшим начальником Г. А. Куприяновым.


Строительство лесовозной узкоколейной железной дороги в городе Нелидово началось в 1948 году. Тем не менее, отсчёт истории Нелидовской узкоколейной железной дороги ведётся с более давних времён.

У разъезда Дятлово, расположенного на железнодорожной магистрали Москва — Рига (историческая Московско-Виндавская железнодорожная линия) ещё в 1920-е годы (по другим данным — до революции 1917 года) появилась линия лесовозной узкоколейной железной дороги. Первоначально её протяжённость составляла около 10 километров. Вывезенный по этой дороге лес поступал на фанерный завод в Дятлово.

К началу 1930-х годов узкоколейная железная дорога в Дятлово стала сравнительно крупной. Магистральная линия была доведена до села Богданово, расположенного на берегу реки Межа. Там находился Куровский лесопункт и ещё один, небольшой фанерный завод.

К северо-западу от города Нелидово в 1930-е годы действовали небольшие изолированные лесовозные узкоколейные железные дороги в посёлках Калекино и Арбузово (они относились к Западно-Двинскому леспромхозу), и в посёлке Бутаки. В Бутаках была короткая линия длиной 5 — 6 километров, на ней работал маломощный мотовоз. Лес подвозили к берегу реки Бутаковка. Весной, в период большой воды, он сплавлялся в Нелидово.

В годы Великой Отечественной войны Нелидовский район был сильно разрушен. С 8 октября 1941 года по 25 января 1942 года районный центр, посёлок Нелидово (с 1949 года — город) находился под вражеской оккупацией.

Дятловский фанерный завод значительно пострадал от боевых действий. Скорее всего, Дятловская узкоколейная железная дорога после войны уже почти не работала — вместо неё было решено построить более мощную лесовозную узкоколейную магистраль, начальным пунктом которой становилось Нелидово.

В 1948 году у западной окраины районного центра был основан посёлок Межа — центр вновь создаваемого Будницкого леспромхоза, место размещения главной станции узкоколейной железной дороги.

Нелидовский лесозавод, который позднее станет крупным деревообрабатывающим комбинатом, к тому моменту уже давно существовал — датой его основания считается декабрь 1907 года. До появления узкоколейной железной дороги лес поступал туда по сплавной реке Межа.

Первоначально строительство велось, главным образом, силами пленных немецких солдат. Лагерь военнопленных находился вблизи посёлка Межа. Военнопленные проложили первые 3 километра магистральной линии Будницкой узкоколейной железной дороги. Затем основной рабочей силой на строительстве стали советские заключённые.

По состоянию на 1950 год, протяжённость магистральной линии Будницкой узкоколейной железной дороги составляла 11 километров (до нынешнего посёлка Тросно, и немногим далее). В Тросно тогда размещался лагерный пункт. Уже действовал мост через реку Межу, имеющий железобетонные опоры. Мост был построен с учётом возможности укладки на нём путей широкой колеи.

С каждым последующим годом протяжённость узкоколейной железной дороги возрастала. Лагерь в Тросно после смерти И.В. Сталина был закрыт. Посёлок Тросно стал «вольным». В посёлке разместился Троснянский лесопункт.

Вблизи посёлка Межа, у деревни Ульянино, был создан сравнительно крупный песчаный карьер (балластный карьер №1). В 1950-е годы карьер работал очень активно: 15 вагонов загружались песком за 40 минут. В каждую смену на карьере находилось около 30 рабочих (в основном, женщины), почти все работы производились вручную. Заработная плата работниц карьера составляла 300 — 400 рублей.

По воспоминаниям старожилов, когда на карьер поступил экскаватор, составы стали загружаться медленнее.

В 1956 году Будницкий леспромхоз был переименован в Нелидовский. Соответственно, и узкоколейная железная дорога также стала называться Нелидовской.

Приблизительно в 1960 году был закрыт Куровский лесопункт, расположенный в посёлке Богданово.

В 1964 году было построено новое здание локомотивного депо в посёлке Межа.

Небольшие узкоколейные железные дороги, расположенные к северо-западу от Нелидово, вплоть до конца 1960-х годов оставались изолированными от «главной» Нелидовской узкоколейной железной дороги. По состоянию на 1968 год, узкоколейная железная дорога лесопункта Ильюшино имела протяжённость не менее 15 километров, на ней работало два паровоза.

В 1967 году развернулось строительство новой магистрали узкой колеи, ведущей от посёлка Межа в северо-западном направлении. Наиболее сложной задачей являлось строительство железобетонного путепровода через ширококолейную линию. При его строительстве потребовалась высокая насыпь, в которую было уложено более 500 000 кубометров грунта.

В 1968 году (по другим данным — в 1969 году) движение через путепровод было открыто. Протяжённость Нелидовской узкоколейной железной дороги после этого возросла более чем в два раза.

Приблизительно тогда же (в 1967 либо 1968 году) на дорогу поступили первые тепловозы ТУ4. Поступали также мотовозы МД-54-4. Ранее использовавшиеся локомотивы (различные паровозы, маломощные бензиновые и газогенераторные мотовозы полукустарного производства) вскоре были выведены из эксплуатации.

По состоянию на 1973 год, общая протяжённость путей Нелидовской узкоколейной железной дороги составляла 240 километров (магистрали и балластированные ветки, без учёта временных «усов»). Максимально разрешённая скорость на отдельных участках магистрали составляла 60 км/час.

В те годы существовал проект соединения Нелидовской узкоколейной железной дороги с соседней Андреапольской узкоколейной железной дорогой. Это позволило бы доставлять пиловочник из посёлка Жукопа на Нелидовский ДОК. Но проект не был реализован.

Кроме того, рассматривалась возможность организации торфопредприятия, добычи торфа на болотах к юго-западу от посёлка Тросно, с вывозкой торфа по узкоколейной железной дороге. Позднее этот проект также был забыт.

В 1970-е годы, согласно планам, по узкоколейной железной дороге должно было вывозиться 250 000 кубометров леса в год, фактически вывозилось 270—280 тысяч кубометров. Один лишь Троснянский лесопункт заготавливал по 150 000 кубометров в год.

От Межи до посёлка Тросно в то время несколько раз в сутки курсировали «рабочие» поезда. Проезд в них был бесплатным. В сезон сбора грибов и ягод для жителей города, желавших отправиться в лес, по выходным дням назначали специальные поезда, состоявшие из 5-6 вагонов. Такие поезда следовали до 32 километра, в них продавались билеты.

В северо-западном направлении, насколько известно, пассажирского движения не было. Но от посёлков Ильюшино, Арбузово, Козинники до мест лесозаготовок курсировали рабочие поезда.




Расписание движения пассажирских поездов сообщением Межа — Тросно с 24 февраля 1986 года.



На месте «1-го балластного карьера» в Ульянино была организована база горюче-смазочных материалов. Ветка на Ульянино продолжала действовать.

В 1990-е годы ситуация узкоколейной железной дороги резко изменилась в худшую сторону. Объём вывозки леса снизился. Владелец дороги, Нелидовский ДОК, не имел достаточных средств на содержание сотен километров путей. Рельсы стали снимать и продавать в качестве металлолома.

В сентябре 1994 года участок Межа — Бутаки ещё действовал: проезжая по автодороге Москва — Рига, автор наблюдал под путепроводом блестящие рельсы узкой колеи. По состоянию на 1996 год, этот участок уже был частично разобран.

В 1994 году была разобрана также ветка к базе ГСМ в Ульянино. Топливо для тепловозов стали подвозить автомобилями.

По состоянию на 2001 год, от участка Межа — Бутаки оставалось около 10 километров пути (до окрестностей населённого пункта Плоское). Все линии в районе посёлков Ильюшино, Арбузово и Козинники уже были разобраны. Но узкоколейная железная дорога продолжала работать, по ней регулярно вывозился лес.


В июне 2004 года автором было произведено детальное обследование узкоколейной железной дороги. По состоянию на тот момент, протяжённость узкоколейной дороги составляла около 50 километров. Главная магистраль, пролегающая от посёлка Межа в юго-западном направлении, через посёлок Тросно, тянется до 32-го километра. Однако движение «тяжёлого» подвижного состава (тепловозов и вагонов) возможно только до 18 километра, где отходит ветка к месту лесозаготовок. Далее путь находится в плохом состоянии, по нему можно проехать только на съёмной мотодрезине («пионерке»).

Последний участок «северо-западной магистрали» был полностью разобран в 2003 году. Путепровод через ширококолейную железнодорожную линию был разрушен.



Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (по состоянию на 2004 год).




Вывозка леса была временно прекращена — как минимум, до весны 2005 года. Ведётся лишь «локальная» перевозка хлыстов, доставленных автотранспортом — от места перегруза с автомобилей на узкую колею в посёлке Межа до цехов Нелидовского ДОКа. Расстояние перевозки — приблизительно 1 километр.

В лесном посёлке Тросно осталось незначительное число жителей. В основном, это пенсионеры, и несколько жителей города, приезжающих на лето. Сообщение с ним по-прежнему возможно только по узкоколейной железной дороге. До посёлка курсирует «пассажирский поезд», состоящий из тепловоза с «хлебным вагоном» (вагоном-лавкой). Пассажиры обычно ехали в кабине тепловоза.



Расписание движения пассажирских поездов сообщением Межа — Тросно (на лето 2004 года):


Отправление от Межи на Тросно:

по понедельникам и пятницам, в 7:00 (тепловоз), 14:30 (тепловоз и «хлебный» вагон).




По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога работала.

В 2008 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась. В течение нескольких лет она использовалась для поездок в лес на съёмных мотодрезинах. Периодически в лес выезжал тепловоз за рельсами: велась постепенная разборка линий.

В 2011 году было заявлено о том, что узкоколейная железная дорога находится на консервации, и в 2015 году по ней снова должен начаться вывоз леса. Но это заявление оказалось ложью или выдачей желаемого за действительное.

В 2012 году было принято решение о полном уничтожении узкоколейной железной дороги. В июле 2012 года началась окончательная разборка. На тот момент оставалось 17 километров магистрали.

По состоянию на 24 сентября 2012 года, разборка пути велась на 9-м километре магистрали узкоколейной железной дороги, непосредственно у моста через реку Троснянку. При этом применялся тепловоз ТУ6А-2605. В день разбиралось до пятисот метров пути.

Предполагалось, что уничтожение узкоколейной железной дороги будет завершено в ноябре 2012 года.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (МЕЖА, ТРОСНО, КРАЙНИЙ ПУНКТ ПУТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ТРОСНЯНКА, РАЗБОРКА МАГИСТРАЛИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (РАЗБОРКА ПУТИ, УЧАСТОК ЛИНИИ ОТ МОСТА ЧЕРЕЗ ТРОСНЯНКУ ДО ПОСЁЛКА ТРОСНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ТРОСНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК ТРОСНО — МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ МЕЖА, ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СТАНЦИЯ МЕЖА, СНОСИМОЕ ЗДАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ МЕЖА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МЕЖА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ТЕПЛОВОЗЫ К ВОСТОКУ ОТ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ МЕЖА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МЕЖА)
   











16.04.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика