Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











СМОРОДИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Предприятие «Смородинский межрайтоппром», предположительно бывший Смородинский лестрансхоз, находится в посёлке Никитинка Холм-Жирковского района Смоленской области, близ одноимённой станции на железнодорожной линии Дурово — Владимирский Тупик («РЖД», Московская железная дорога). История предприятия началась ориентировочно в конце 1930-х годов, по другим данным — раньше. Железная дорога широкой колеи пришла в этот район до 1917 года.

Линия лесовозной узкоколейной железной дороги прокладывалась в западном направлении от посёлка Никитинка. Протяжённость основной магистрали когда-то превышала 30 километров. Главные районы лесозаготовок находились на территории Калининской (Тверской) области. На 12 километре появился лесной посёлок Самсоновка.

С конца 1970-х годов протяжённость дороги сокращалась. В 1980-х годах Самсоновка уже числилась «нежилым» населённым пунктом. Вывоз леса по узкоколейной железной дороге окончательно прекращён в 1994 либо 1995 году. Одной из причин этого был износ пути — сход подвижного состава с рельсов случался постоянно.

Несмотря на это, на территории нижнего склада в Никитинке остался действующий участок железной дороги, протяжённостью менее 1 километра. Особенность современной технологии работы лесозаготовительного предприятия такова, что древесина вывозится главным образом лишь в зимний период, когда лесные массивы становятся доступны для автомобилей-лесовозов. От места зимнего накопления леса хлысты транспортируют на участок обработки в сцепах узкоколейной железной дороги.

По состоянию на май 2003 года, регулярно используется один тепловоз ТУ6А. Предположительно это ТУ6А-2670. Второй тепловоз (ТУ6А-3202) — не на ходу, но при необходимости может быть приведён в рабочее состояние.

По мнению сотрудников лесозаготовительной организации, этот участок узкоколейной железной дороги в ближайшей перспективе будет действовать.

Помимо того, на нижнем складе имеется рельсовый путь с шириной колеи 500 мм, протяжённостью не более 200 метров. По нему древесные материалы перевозятся между двумя цехами в небольших вагонетках. Тяга — ручная.

«Дальняя» линия узкоколейной железной дороги после прекращения вывоза леса не разбиралась. Здравый смысл взял верх над интересами корыстолюбцев, желавших продать рельсы и получить сиюминутную выгоду. Если бы лесные массивы лишились единственного круглогодичного «транспортного коридора» — намного сложнее стало бы контролировать пожарную обстановку. Они остались бы совершенно заброшенными.

Жители посёлка продолжали ездить по узкоколейной железной дороге на мотодрезинах («пионерках»). По состоянию на 2000 год, рельсовый путь уходил в лес на 19 километров.

К сожалению, вскоре неким ворам удалось проехать на тракторе со стороны села Комары к дальнему участку узкоколейной железной дороги. Они принялись разбирать и вывозить рельсы. Впоследствии такие случаи повторялись ещё несколько раз. В результате, к 2002 году оставалось лишь около 15 километров пути.

В мае 2003 года, когда автор совершил поездку по дороге на мотодрезине, рельсы кончались почти сразу же после бывшего посёлка Самсоновка — на 13 километре. Руководство «Смородинского межрайтоппрома» склоняется к тому, чтобы «доразобрать» узкоколейную железную дорогу своими силами, и не дарить оставшийся ещё металл неуловимым расхитителям.


В 2004 (?) году был разобран последний участок узкоколейной железной дороги, расположенный за пределами посёлка Никитинка.


По состоянию на 14 мая 2007 года, участок узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Никитинка по-прежнему действует. Протяжённость участка, пригодного для движения «тяжёлого» подвижного состава, составляет около 1 километра.

Участок от нижнего склада в сторону бывшего посёлка Самсоновка до крайних домов в посёлке Никитинка (протяжённость также около 1 километра) используется жителями посёлка Никитинка для перемещения различных грузов на съёмных тележках (причина — отсутствие дороги, пригодной для движения автомобилей).

Сохранилось также несколько сотен метров заросшего и неиспользуемого пути к югу от места зимнего накопления хлыстов. Все остальные участки разобраны.

Тяговый подвижной состав: тепловоз ТУ6А-2670 (достоверность первых двух цифр номера под сомнением) — в рабочем состоянии, тепловоз ТУ6А-3202 — неисправен, служит источником запчастей для работающего тепловоза. Автомотриса АМ1-193 (превращена в служебное помещение на нижнем складе).





Поездка автора по Смородинской узкоколейной железной дороге (май 2003 года)

Дизель-поезд сообщением Смоленск — Владимирский Тупик прибывает на станцию Никитинка примерно в один час ночи. В разные дни этот маршрут обслуживается разными составами: либо АЧ2 с прицепными вагонами АПЧ2, либо Д1. Как первые, так и вторые на сегодняшний день стали редкостью и живой историей. Поездка в чистом и уютном вагоне прицепном вагоне АПЧ2 сама по себе радует душу. А самое интересное и волнительное — встреча с узкой колеёй — ещё впереди.

Посреди ночи посёлок почти лишён признаков жизни. Искусственного освещения очень мало, поэтому идти в нужном направлении было непросто. Но вскоре я обнаруживаю узкую колею — в буквальном смысле, «на ощупь». При свете фонарика становится ясно, что здесь нет регулярного движения.

Сквозь непролазные грязи в западной части посёлка я иду довольно долго, пытаясь установить наличие или отсутствие по сторонам мотодрезин-«пионерок». Впечатление такое, что их почти нет. Тем не менее, ясно, что иногда они всё же проезжают здесь — на рельсах встречаются следы примятой травы.

Дойдя до леса, раскладываю походное снаряжение, чтобы доспать остаток ночи. Наутро возвращаюсь к людям. Для поездки по узкоколейной железной дороге требуется найти одного из немногих имеющихся здесь «дрезиновладельцев».

Захожу в один из дворов.

— Здравствуйте! У кого здесь есть дрезина «на ходу»?
— Так ведь почти никто на них не ездит. Попробуй найти Олега, вон из того дома…


Обладатель «пионерки» в нужный момент оказался на месте. Я хотел было уговорить его отдать дрезину «напрокат», уверяя, что сам способен ей управлять. Но он решил поехать сам, вместе со мной.

Необходимая вещь в поездке — огромный «томагавк», с помощью которого легко разрубить возникающие на пути стволы и ветки деревьев. Их много, потому что весной почти никто не захочет поехать в лес на дрезине. Единственное — могут найтись желающие отправиться ловить рыбу на небольшой пруд, который имеется в бывшем посёлке Самсоновка. Но рыба есть и в других, менее отдалённых водоёмах…

Заброшенный посёлок — это пустое пространство посреди леса, в котором встречаются редкие деревья и кусты, а также развалины домов. Вскоре за ним рельсы кончились. Это было неожиданностью даже для моего «экскурсовода».

Развернув дрезину, возвращаемся назад. Олег решил довезти меня до нижнего склада и станции широкой колеи, проехав по самому сложному, разбитому участку пути внутри посёлка.

На территории нижнего склада, где выгружают хлысты, прощаемся. Я полез было в карман за деньгами.

— Не надо. У нас, в деревне, если кому надо помочь, мы помогаем просто так.
— Ну хотя бы за бензин-то!
— Не поехал бы я — этот бензин бы сам испарился
— Напишу о вас и об узкоколейке статью, скажите свою фамилию…

— Фамилия — Пушкин! Нет, на самом деле не Пушкин. Но у нас в Никитинке все такие, а не один я. Не то что у вас там в Москве, в ваших городах. Вот об этом и надо написать — так заявлял странный хозяин дрезины.





«Недействующая» линия вступает в посёлок Никитинка на его западной окраине.
Вид в восточном направлении.
21.05.2003




Вид из той же точки в противоположную сторону.
21.05.2003




«Недействующий» участок к северу от нижнего склада, у бывшего
топливозаправочного пункта. Вид в направлении Самсоновки.
21.05.2003




Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — в сторону нижнего склада.
21.05.2003




Линия узкоколейной железной дороги на подходе к нижнему складу. Вид в южном направлении.
21.05.2003




Недействующий подвижной состав (тепловоз ТУ6А-2572 (?) и пассажирский вагон)
к северу от нижнего склада в Никитинке.
21.05.2003




Территория нижнего склада. Здесь выгружаются хлысты.
21.05.2003




Несколько ближе к месту зимнего накопления хлыстов, вид в северном направлении.
21.05.2003




Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении —
на юг, в сторону места зимнего накопления хлыстов.
21.05.2003




Место зимнего накопления хлыстов (посёлок Никитинка, южнее станции широкой колеи).
Вид со стороны нижнего склада и центра посёлка.
21.05.2003




Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на север, в сторону нижнего склада.
21.05.2003




Один из первых поворотов линии между Никитинкой и Самсоновкой.
21.05.2003




Узкоколейная железная дорога близ пересечения с рекой Альшанка.
Снимок сделан с движущейся мотодрезины.
21.05.2003




Узкоколейная железная дорога вступает в пределы заброшенного посёлка Самсоновка.
Вид со стороны Никитинки в сторону центра посёлка.
21.05.2003




Заросший участок пути на западной окраине Самсоновки.
21.05.2003




Нижний склад в Никитинке. Крановый рельс и «технологический» рельсовый путь колеи 500 мм.
21.05.2003



От посёлка Никитинка я направляюсь пешком по железнодорожной линии Дурово — Владимирский Тупик на Тупиковскую узкоколейную железную дорогу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    










15.03.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»

на главную страницу