Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МАЛАЯ ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ (ЧИТИНСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога находится в городе Чита — центре Забайкальского края. До 1 марта 2008 года Забайкальский край назывался Читинской областью.

Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога имеет линейную конфигурацию. До закрытия участка Северный — Луговая, произошедшего в 2009 году, она являлась одной из самых протяжённых в России.

Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога — единственная действующая узкоколейная железная дорога в Забайкальском крае, не считая шахтных узкоколейных железных дорог.

Главной станцией детской железной дороги является станция Поречье (прежнее название Спортивная). Поречье — южный конечный пункт детской железной дороги.


Строительство детской железной дороги в Чите началось в 1971 году. Открытие состоялось в сентябре 1971 года. На детской железной дороге был использован подвижной состав закрытой в тот же период узкоколейной железной дороги общего пользования Харанор — Приаргунск.

Первоначально протяжённость Читинской детской железной дороги составляла около 3500 метров. Дорога имела конфигурацию «ковша». Имелись две станции — Спортивная (главная) и Пионерская.

В первоначальном виде Читинская детская железная дорога проработала недолго. В 1974 году был открыт новый участок, пролегающий по долине реки Читинки — до станции Комсомольская, расположенной в пригородном населённом пункте Каштак. Одновременно с этим была закрыта большая часть старого участка, включая станцию Пионерская.

Протяжённость детской железной дороги с 1974 года составляла 6 километров. Предполагалось дальнейшее продление узкоколейной железной дороги — до окрестностей посёлка Угдан. Новый участок должен был использоваться для сообщения с массивами садовых участков. В случае реализации этого плана протяжённость узкоколейной железной дороги составила бы около 12 километров.

Особенностью Читинской детской железной дороги до 2000-х годов было наличие значительного пассажиропотока в дачные массивы и большое количество вагонов в пассажирском поезде. Достоверно известно по фотографии, что в составе пассажирского поезда было 9 вагонов — это рекорд для детских железных дорог.

Читинская детская железная дорога подверглась значительной реконструкции к «100-летию Транссиба», которое отмечалось в 2001 году. Две конечные станции были переименованы: станция Спортивная получила название Поречье, станция Комсомольская стала называться Луговая. Станция Поречье была стилизована под станцию Чита I в момент её открытия около 100 лет назад. На ней появились деревянные строения, стилизованные под старину. На тот момент подобного не было ни на одной другой детской железной дороге.

http://periskop.livejournal.com/207787.html — репортаж создателя сайта «Transsib.ru» С. Сигачёва, 2007 год

По состоянию на 2008 год, Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога действовала. Она являлась одной из немногих детских железных дорог России, имеющих транспортное значение — поездами «малой магистрали» можно было добраться до дачных посёлков, расположенных вблизи станции Луговая (бывшая Комсомольская). Тяговый подвижной состав был представлен тепловозами ТУ2-122, ТУ2-208, ТУ7А-3199 и ТУ7А-3214.

К сожалению, в 2009 году был варварски разобран участок Северный — Луговая. Станция Луговая была полностью разобрана и снесена. Разъезд Северный, переименованный в станцию Северная, стал конечным пунктом. Протяжённость детской железной дороги с этого времени стала составлять менее 4 километров. Детская железная дорога утратила транспортное значение.

Мотивация дикого решения — желание освободить землю под строительство автодороги. Дикий и варварский акт был произведён «втихую», об этом старались не сообщать средствам массовой информации. Шансов на восстановление участка Северный — Луговая нет.

Осенью 2008 года на Читинскую детскую железную дорогу поступил новый тепловоз ТУ7А-3354. Его признали некачественным. В 2010 году тепловоз был возвращён изготовителю — Камбарскому машиностроительному заводу.

Не позднее 2010 года тепловоз ТУ2-122 был установлен в качестве памятника на станции Поречье. В 2011 году тепловоз ТУ7А-3214 был передан на Свободненскую Малую Забайкальскую детскую железную дорогу. В 2012 году поступил тепловоз ТУ10-012.



11 июня 2008 я совершил поездку по всей протяжённости линии узкоколейной железной дороги и зафотодокументировал узкоколейную железную дорогу в ходе пешей проходки от Луговой до Поречья на всём протяжении в пределах видимости.

На Читинской Малой Забайкальской детской железной дороге действуют две станции: Поречье и Луговая, разъезд Северный. От существовавшей когда-то платформы Солнечная между Поречьем и Северным не осталось почти никаких следов. Хотя в расписаниях она упомянута и поезд на ней формально останавливается.

Читинская Малая Забайкальская детская железная дорога по протяжённости (6 километров) уступает Свободненской Малой Забайкальской детской железной дороге. Как и Свободненская Малая Забайкальская детская железная дорога, Читинская Малая Забайкальская детская железная дорога используется в качестве общественного транспорта (сообщение с дачным массивом у станции Луговая).

Со слов начальника детской железной дороги, от существовавших длительное время планов продления дороги за станцию Луговая, к более северным дачным посёлкам, ныне отказались. Когда-то число пассажиров-дачников было настолько большим, что в вагонах не хватало сидячих мест. Но в связи с автомобилизацией дачный пассажиропоток упал почти до нуля. Эксплуатация нового участка была бы сопряжена с постоянными проблемами. Скорее всего, в почве там находятся «линзы» вечной мерзлоты.

О возможности уничтожения перегона Северный — Луговая начальник детской железной дороги не сообщал. Видимо, дикое решение было принято кем-то из вышестоящего руководства внезапно.

Согласно принятому плану развития, в будущем должна быть построена кольцевая линия по парку вблизи станции Поречье. В этом случае на Читинской детской железной дороге будет два маршрута движения поездов.

Предусматривается также строительство нового учебного и «спального» корпусов. Заявлялось и о планах поступления поступления нового тепловоза. Со слов начальника ДЖД, пока необходимости в этом нет — все 4 тепловоза (ТУ2-122, ТУ2-208, ТУ7А-3199, ТУ7А-3214) находятся в хорошем состоянии.

На Читинской детской железной дороге курсируют 2 поезда со скрещением по разъезду Северный. Стоимость проезда 30 рублей. Движение во все дни, кроме понедельника.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (РАЗЪЕЗД СЕВЕРНЫЙ, СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЛУГОВАЯ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННАЯ,
     ПЕРЕГОН ЛУГОВАЯ — СЕВЕРНЫЙ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ЛУГОВАЯ — СЕВЕРНЫЙ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ЛУГОВАЯ — СЕВЕРНЫЙ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ЛУГОВАЯ — СЕВЕРНЫЙ, НЫНЕ УНИЧТОЖЕННЫЙ, РАЗЪЕЗД СЕВЕРНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (РАЗЪЕЗД СЕВЕРНЫЙ, ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ, ЗАКРЫТАЯ ПЛАТФОРМА СОЛНЕЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕРЕГОН СЕВЕРНЫЙ — ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ ПОРЕЧЬЕ)    










24.01.2013 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Забайкальского края»

на главную страницу