Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТУГОЛИЦКОГО БИОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Посёлок Тугóлица расположен в окрестностях крупного промышленного центра — города Бобруйска, вблизи одноимённого остановочного пункта на железнодорожной линии Бобруйск — Рабкор. По состоянию на 2003 год, здесь действует биохимический завод, которому принадлежит узкоколейная железная дорога.

По информации от авторов неофициального сайта посёлка Туголица (http://tugolica.by.ru/), посёлок основан в 1924 году. В 1937 году здесь началось строительство торфопредприятия, приблизительно в 1938 году добыт первый торф.

В период временной оккупации фашистской Германией (1941-1944 годы) добыча торфа велась для нужд германской армии силами советских военнопленных. После освобождения Бобруйского района торфопредприятие было восстановлено.

С конца 1940-х годов добытый торфопредприятием торф поступал в основном на Бобруйскую ТЭЦ. Не позднее этого времени для вывоза торфа была построена узкоколейная железная дорога.

В 1965 году в Туголице началось строительство торфобрикетного завода. После прекращения поставки торфа на Бобруйскую ТЭЦ и ликвидации торфоперегруза в Туголице завод стал основным потребителем торфа.

Приблизительно с 1970-х годов расположенное в Туголице торфопредприятие носило название «Редкий Рог». В окрестностях посёлка Редкий Рог при этом продолжала действовать узкоколейная железная дорога, никогда не составлявшая единую сеть с узкоколейной железной дорогой в Туголице.

В 1988 году запасы торфа, пригодного для производства брикета, были практически исчерпаны. На протяжении более чем 10 лет добыча торфа практически не велась. Линия узкоколейной железной дороги к торфомассиву была разобрана. По неподтверждённым данным, к концу 1990-х годов от узкоколейной железной дороги остался лишь небольшой участок вблизи недействующего торфобрикетного завода, на территории которого хранился подвижной состав.

В 2000 году недействующий торфобрикетный завод был передан Бобруйскому гидролизному заводу, подвергся реконструкции и превращён в биохимический. Завод было решено использовать для переработки лигнина, образующегося в процессе производства спирта. Поле сушки лигнина было размещено приблизительно в 3 километрах от завода. Для доставки просушенного лигнина на завод было решено использовать узкоколейную железную дорогу. Участок от биохимического завода до поля сушки лигнина был восстановлен.






Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000.



По состоянию на июнь 2003 года, узкоколейная железная дорога дорога действует. По своему назначению («лигниновозная» узкоколейная железная дорога), возможно, она является единственной.

Имеется один тепловоз ТУ8, небольшое число вагонов ТСВ6А и других грузовых вагонов.

Движение на дороге — круглогодично и ежедневное. Как правило, состав отправляется от завода к месту погрузки лигнина утром, возвращается около 14 часов.



Лигнин — органическое полимерное соединение природного происхождения, содержащееся в клеточных оболочках сосудистых растений, которое и вызывает их одревеснение. Ценный продукт, используемый в качестве сырья во многих отраслях химической промышленности.





Главная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Туголица. Впереди
находится биохимический завод. Вид в северном направлении.
14.06.2003








Вид приблизительно оттуда же в обратном направлении — в сторону места погрузки лигнина.
14.06.2003








Участок пути на заводе.
14.06.2003








Тепловоз ТУ8 на территории завода. Вид в северо-западном направлении.
Перевозимый в вагонах лигнин внешне напоминает
торф с примесью опилок.
14.06.2003








Первый автомобильный переезд, расположенный в посёлке Туголица.
Вид на север, в направлении завода.
14.06.2003








Окраина посёлка Туголица. Вид в направлении завода.
14.06.2003








Разъезд, находящийся к югу от места, где начиналась разобранная линия на Петровичи.
Вид на север, в направлении завода.
14.06.2003








Впереди — поле сушки лигнина, где заканчивается линия узкоколейной железной дороги.
14.06.2003








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












16.04.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу