Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТУГОЛИЦКОГО БИОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Посёлок Тугóлица расположен в окрестностях крупного промышленного центра — города Бобруйска, вблизи одноимённого остановочного пункта на железнодорожной линии Бобруйск — Рабкор. По состоянию на 2013 год, здесь действует биохимический завод, которому принадлежит узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога, по состоянию на 2013 год, является самой короткой в Беларуси. Она действует исключительно внутри территории завода и предназначена для короткого подвоза торфа к приёмному бункеру завода. Протяжённость — около пятисот метров.


Посёлок Туголица основан в 1924 году — информация от авторов неофициального сайта посёлка Туголица (http://tugolica.by.ru/). В 1937 году здесь началось строительство торфопредприятия. Приблизительно в 1938 году добыт первый торф.

В период временной оккупации нацистской Германией (1941-1944 годы) добыча торфа велась для нужд германской армии силами советских военнопленных. После освобождения Бобруйского района торфопредприятие было восстановлено.

С конца 1940-х годов добытый торфопредприятием торф поступал в основном на Бобруйскую ТЭЦ. Не позднее этого времени для вывоза торфа была построена узкоколейная железная дорога.

В 1965 году в Туголице началось строительство торфобрикетного завода. После прекращения поставки торфа на Бобруйскую ТЭЦ и ликвидации торфоперегруза в Туголице завод стал основным потребителем торфа.

Приблизительно с 1970-х годов расположенное в Туголице торфопредприятие носило название «Редкий Рог». В окрестностях посёлка Редкий Рог при этом продолжала действовать узкоколейная железная дорога, никогда не составлявшая единую сеть с узкоколейной железной дорогой в Туголице.

В 1988 году запасы торфа, пригодного для производства брикета, были почти исчерпаны. На протяжении более чем 10 лет добыча торфа почти не велась. Линия узкоколейной железной дороги к торфомассиву была разобрана.

По неподтверждённым данным, к концу 1990-х годов от узкоколейной железной дороги остался лишь небольшой участок вблизи недействующего торфобрикетного завода, на территории которого хранился подвижной состав.

В 2000 году недействующий торфобрикетный завод был передан Бобруйскому гидролизному заводу. Он подвергся реконструкции и был превращён в биохимический завод.

Основной специализацией предприятия стала переработка лигнина, образующегося в процессе производства спирта. Поле сушки лигнина было размещено приблизительно в трёх километрах от завода. Для доставки просушенного лигнина на завод было решено использовать узкоколейную железную дорогу. Участок от биохимического завода до поля сушки лигнина был восстановлен.






Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000.



По состоянию на июнь 2003 года, узкоколейная железная дорога дорога действует. По своему назначению («лигниновозная» узкоколейная железная дорога), возможно, она является единственной.

Имеется один тепловоз ТУ8, небольшое число вагонов ТСВ6А и других грузовых вагонов.

Движение на узкоколейной железной дороге — круглогодичное и ежедневное. Как правило, состав отправляется от завода к месту погрузки лигнина утром, возвращается около 14 часов.



Лигнин — органическое полимерное соединение природного происхождения, содержащееся в клеточных оболочках сосудистых растений, которое и вызывает их одревеснение. Ценный продукт, используемый в качестве сырья во многих отраслях химической промышленности.





Главная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Туголица. Впереди
находится биохимический завод. Вид в северном направлении.
14.06.2003








Вид приблизительно оттуда же в обратном направлении — в сторону места погрузки лигнина.
14.06.2003








Участок пути на заводе.
14.06.2003








Тепловоз ТУ8 на территории завода. Вид в северо-западном направлении.
Перевозимый в вагонах лигнин внешне напоминает
торф с примесью опилок.
14.06.2003








Первый автомобильный переезд, расположенный в посёлке Туголица.
Вид на север, в направлении завода.
14.06.2003








Окраина посёлка Туголица. Вид в направлении завода.
14.06.2003








Разъезд, находящийся к югу от места, где начиналась разобранная линия на Петровичи.
Вид на север, в направлении завода.
14.06.2003








Впереди — поле сушки лигнина, где заканчивается линия узкоколейной железной дороги.
14.06.2003




Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 14 июня 2003 года. Пригородным дизель-поездом сообщением Жлобин — Рабкор — от Жлобина до платформы Туголица. Пешком в сторону посёлка — и, к немалой радости, вскоре была обнаружена узкоколейная железная дорога. Изношенная и «разбитая», но действующая.

Начинаю движение пешком в противоположном от завода направлении. Но уже вскоре навстречу движется тепловоз, ведущий гружёные вагоны на завод. Подсаживаюсь в него на ходу и доезжаю до завода. К сожалению, на сегодня это последний поезд.

Фотографирование узкоколейной железной дороги на заводе. Затем — пешком к противоположному конечному пункту, на поле сушки лигнина.

Пешком к платформе Туголица, дизель-поездом в Бобруйск, другим дизель-поездом в Осиповичи, электропоездом в сторону Минска.


Поход 18-19 августа 2013 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.

Дизель-поездом от станции Рабкор до Туголицы.

Вначале я был уверен, что узкоколейная железная дорога в Туголице полностью разобрана. Можно найти лишь едва заметные в густой траве шпалы. Местами линия перегорожена заборами.

Ночую на крыше заброшенного здания, чтобы сократить воздействие комаров.

Утром направляюсь на Туголицкий биохимический завод, который в 2003 году был начальным пунктом узкоколейной железной дороги. И вот неожиданность — здесь остались действующие пути!

От узкоколейной железной дороги в Туголице осталось около двухсот метров из конца в конец. Но есть несколько параллельных путей, суммарная длина выше.

Участки пути — только на территории биохимического завода. Действует один тепловоз ТУ8. Это самая короткая узкоколейная железная дорога Беларуси!

Смесь торфа и лигнина теперь подвозится на автомобилях. Однако в приёмном бункере завода физически возможна разгрузка только узкоколейных вагонов. Поэтому на последних ста метрах приходится перегружать в вагоны.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ    












16.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Могилёвской области»

на главную страницу