Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УРДОМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Урдомской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Урдомá, расположенный в Ленском районе Архангельской области, на Печорской железнодорожной магистрали (Коноша — Воркута). На протяжении последних десятилетий дорога принадлежала Верхнелýпьинскому леспромхозу, управление которого также размещается в Урдоме.

Топоним «Урдома» переводится с языка коми как «белкин дом» («беличье гнездо»), что нашло отражение в гербе посёлка.



История

Верхнелyпьинский леспромхоз был организован в июле 1943 года на базе Вандышского механизированного лесопункта и Лупьинского механизированного лесопункта. Управление леспромхоза первоначально размещалось в посёлке Вандыш (не следует путать его с посёлком Вандыш, расположенным вблизи посёлка Волошка, где находится Дорская узкоколейная железная дорога).

В годы Великой Отечественной войны леспромхоз поставлял древесину народному хозяйству страны, выполнял специальные военные заказы.

Вблизи станции Урдома в те годы находился Няндский лесопункт.

В 1955 году был организован Урдомский лесопункт. Вскоре началось строительство Урдомской узкоколейной железной дороги. Её начальным пунктом стал нижний склад, расположенный вблизи станции Урдома Печорской железнодорожной магистрали.

По состоянию на 1959 год, протяжённость действующей магистральной линии Урдомской узкоколейной железной дороги составляла 8 километров. Активно велось её продление. На магистрали использовались паровозы, на «усах» — мотовозы с карбюраторным двигателем, работавшие на бензине. Практически повсеместно укладывались рельсы Р18.

В 1959 году управление Верхнелупьинского леспромхоза было переведено из посёлка Вандыш в посёлок Первомайский, расположенный вблизи станции Урдома (позднее он был административно объединён с Урдомой). Начальником Урдомского лесопункта был назначен В.И. Лукьянов. Няндский лесопункт продолжил работу на базе Урдомской узкоколейной железной дороги и зимней ледовой дороги.

Уже в 1960 году магистраль Урдомской узкоколейной железной дороги достигла 32-го километра. Здесь возник посёлок, названный весьма нетрадиционно для лесовозных узкоколейных железных дорог: Железнодорожный. В нём разместился мастерский участок.

Позднее в Железнодорожном насчитывалось не менее 5 автомашин, было построено небольшое депо, котельная, дизель-генератор. Население посёлка приблизилось к тысяче человек, работала восьмилетняя школа. В 1980-е годы в посёлок пришла электролиния из Урдомы.

Как отмечено в архивных документах, в том же, 1960 году, искры из паровозных труб стали причиной 40 процентов лесных пожаров, зафиксированных в лесах Урдомского лесхоза. Но уже в 1962 году паровозы были почти вытеснены тепловозами ТУ4 и мотовозами МД54-4.

Максимальное расстояние вывоза леса по узкоколейной железной дороге отмечено в конце 1980-х годов (удалённость от Урдомы — более 70 километров).

Объединение «Котласлес» рассматривало план продления дороги в Вилегодский район. Существовал также проект создания автомобильного проезда от «леспромхозовского» посёлка Витюнино, не имеющего связи с узкоколейной железной дорогой, к 21 километру Урдомской узкоколейной железной дороги. Рабочих из Витюнино собирались привозить туда автобусами, далее они должны были ехать к местам лесозаготовок в пассажирских вагонах. Этот проект также не был реализован.

В 1970-е годы посёлок Урдома активно развивался. В нём была построена крупная компрессорная станция газопровода (КС-13), нефтеперекачивающая станция, некоторые другие промышленные объекты. По численности населения и экономическому значению посёлок оставил далеко позади центр Ленского района — Яренск. Многим казалось, что вскоре он станет городом.

Наш посёлок очень юн и молод
И дорога у него пряма:
Верим мы, что скоро словом «город»
Назовут посёлок Урдома.


(из стихотворения, посвящённого посёлку Урдома)



Значительно позднее появилось другое стихотворение поэта из Урдомы Виталия Пономарёва — оно посвящено Урдомской узкоколейной железной дороге.





Узкоколейная железная дорога работала достаточно хорошо. Каждый день из Железнодорожного в лес отправлялись сотни рабочих. В составе рабочего поезда находился «вагон-клуб» — рабочие могли проводить время в пути за просмотром кинофильмов.

От Урдомы до Железнодорожного курсировали пассажирские поезда. В какой-то момент проезд в них пытались сделать платным: проводница (по выражению местных жителей — «стюардесса») вагонов собирала с пассажиров по 10 копеек. Но это нововведение не прижилось.


Раздельные пункты магистральной линии
Урдомской узкоколейной железной дороги
(по состоянию на 1980-е годы):
0 км Урдома (нижний склад, депо) 0 км Урдома, «сортировочная» станция 6 км разъезд № 1 12 км разъезд № 2 17 км разъезд № 3 22 км разъезд № 4 27 км разъезд № 5 32 км ст. Железнодорожный 36 км р-д Студенческий 40 км р-д Комсомольский 46 км р-д Вахта (вахтовый посёлок) 54 км р-д Олимпийский






В начале 1990-х годов на Урдомской узкоколейной железной дороге ещё сохранялась регулярная вывозка леса, стабильное движение рабочего поезда. Но посёлок Железнодорожный был выселен в первой половине 1990-х годов. Массовое выселение жителей началось в 1993 году, официально посёлок был закрыт в 1995 году. Почти все строения были разобраны, погружены на платформы и вывезены в Урдому. Ещё несколько лет в посёлке действовала диспетчерская.

По состоянию на сентябрь 1999 года, вывозка леса производились ежедневно, по рабочим дням. Пассажирский (рабочий) поезд следовал из Урдомы до 65 километра. Согласно расписанию, поезд отправлялся в 6:00, время в пути составляло около 3 часов. В Урдому поезд возвращался к 20:00.

По состоянию на 2002 год, местом погрузки леса была «гарь» на 47 километре магистрали. Уже тогда велась разборка дороги (первоначально — «усов»).

В 2003 году руководство Верхнелупьинского леспромхоза приняло решение о полной ликвидации Урдомской узкоколейной железной дороги. Подвижной состав было решено частично перевезти на Козьминскую узкоколейную железную дорогу, частично — продать в качестве металлолома. Разборка магистрали началась в июле 2004 года.

По состоянию на 31 августа 2004 года, снятие рельсов велось на 48-м километре магистрали.

В первой половине 2005 года разборка Урдомской узкоколейной железной дороги была завершена. По насыпи частично проложена автодорога.



Подвижной состав

По состоянию на август—сентябрь 2004 года, в Урдоме имелись разграбленные тепловозы ТУ4-2296, ТУ6А-0371, и некоторые другие (номера установить не удалось). Работали тепловозы ТУ8-0469, ТУ6А-3209.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    РАЗНОЕ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    










31.07.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу