Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УРДОМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Урдомской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Урдомá, расположенный в Ленском районе Архангельской области, на Печорской железнодорожной магистрали (Коноша — Воркута). На протяжении последних десятилетий дорога принадлежала Верхнелýпьинскому леспромхозу, управление которого также размещается в Урдоме.

Топоним «Урдома» переводится с языка коми как «белкин дом» («беличье гнездо»), что нашло отражение в гербе посёлка.



История

Верхнелyпьинский леспромхоз был организован в июле 1943 года на базе Вандышского механизированного лесопункта и Лупьинского механизированного лесопункта. Управление леспромхоза первоначально размещалось в посёлке Вандыш (не следует путать его с посёлком Вандыш, расположенным вблизи посёлка Волошка, где находится Дорская узкоколейная железная дорога).

В годы Великой Отечественной войны леспромхоз поставлял древесину народному хозяйству страны, выполнял специальные военные заказы.

Вблизи станции Урдома в те годы находился Няндский лесопункт.

В 1955 году был организован Урдомский лесопункт. Вскоре началось строительство Урдомской узкоколейной железной дороги. Её начальным пунктом стал нижний склад, расположенный вблизи станции Урдома Печорской железнодорожной магистрали.

По состоянию на 1959 год, протяжённость действующей магистральной линии Урдомской узкоколейной железной дороги составляла 8 километров. Активно велось её продление. На магистрали использовались паровозы, на «усах» — мотовозы с карбюраторным двигателем, работавшие на бензине. Практически повсеместно укладывались рельсы Р18.

В 1959 году управление Верхнелупьинского леспромхоза было переведено из посёлка Вандыш в посёлок Первомайский, расположенный вблизи станции Урдома (позднее он был административно объединён с Урдомой). Начальником Урдомского лесопункта был назначен В.И. Лукьянов. Няндский лесопункт продолжил работу на базе Урдомской узкоколейной железной дороги и зимней ледовой дороги.

Уже в 1960 году магистраль Урдомской узкоколейной железной дороги достигла 32-го километра. Здесь возник посёлок, названный весьма нетрадиционно для лесовозных узкоколейных железных дорог: Железнодорожный. В нём разместился мастерский участок.

Позднее в Железнодорожном насчитывалось не менее 5 автомашин, было построено небольшое депо, котельная, дизель-генератор. Население посёлка приблизилось к тысяче человек, работала восьмилетняя школа. В 1980-е годы в посёлок пришла электролиния из Урдомы.

Как отмечено в архивных документах, в том же, 1960 году, искры из паровозных труб стали причиной 40 процентов лесных пожаров, зафиксированных в лесах Урдомского лесхоза. Но уже в 1962 году паровозы были почти вытеснены тепловозами ТУ4 и мотовозами МД54-4.

Максимальное расстояние вывоза леса по узкоколейной железной дороге отмечено в конце 1980-х годов (удалённость от Урдомы — более 70 километров).

Объединение «Котласлес» рассматривало план продления дороги в Вилегодский район. Существовал также проект создания автомобильного проезда от «леспромхозовского» посёлка Витюнино, не имеющего связи с узкоколейной железной дорогой, к 21 километру Урдомской узкоколейной железной дороги. Рабочих из Витюнино собирались привозить туда автобусами, далее они должны были ехать к местам лесозаготовок в пассажирских вагонах. Этот проект также не был реализован.

В 1970-е годы посёлок Урдома активно развивался. В нём была построена крупная компрессорная станция газопровода (КС-13), нефтеперекачивающая станция, некоторые другие промышленные объекты. По численности населения и экономическому значению посёлок оставил далеко позади центр Ленского района — Яренск. Многим казалось, что вскоре он станет городом.

Наш посёлок очень юн и молод
И дорога у него пряма:
Верим мы, что скоро словом «город»
Назовут посёлок Урдома.


(из стихотворения, посвящённого посёлку Урдома)



Значительно позднее появилось другое стихотворение поэта из Урдомы Виталия Пономарёва — оно посвящено Урдомской узкоколейной железной дороге.





Узкоколейная железная дорога работала достаточно хорошо. Каждый день из Железнодорожного в лес отправлялись сотни рабочих. В составе рабочего поезда находился «вагон-клуб» — рабочие могли проводить время в пути за просмотром кинофильмов.

От Урдомы до Железнодорожного курсировали пассажирские поезда. В какой-то момент проезд в них пытались сделать платным: проводница (по выражению местных жителей — «стюардесса») вагонов собирала с пассажиров по 10 копеек. Но это нововведение не прижилось.


Раздельные пункты магистральной линии
Урдомской узкоколейной железной дороги
(по состоянию на 1980-е годы):
0 км Урдома (нижний склад, депо) 0 км Урдома, «сортировочная» станция 6 км разъезд № 1 12 км разъезд № 2 17 км разъезд № 3 22 км разъезд № 4 27 км разъезд № 5 32 км ст. Железнодорожный 36 км р-д Студенческий 40 км р-д Комсомольский 46 км р-д Вахта (вахтовый посёлок) 54 км р-д Олимпийский






В начале 1990-х годов на Урдомской узкоколейной железной дороге ещё сохранялась регулярная вывозка леса, стабильное движение рабочего поезда. Но посёлок Железнодорожный был выселен в первой половине 1990-х годов. Массовое выселение жителей началось в 1993 году, официально посёлок был закрыт в 1995 году. Почти все строения были разобраны, погружены на платформы и вывезены в Урдому. Ещё несколько лет в посёлке действовала диспетчерская.


В конце 1996 года я отправил в Урдому письмо с просьбой прояснить ситуацию узкоколейной железной дороги. На него был получен ответ. Спасибо работнику Верхнелупьинского леспромхоза А. Г. Белому!




Ответ работника Верхнелупьинского леспромхоза А. Г. Белого на письмо-запрос, в котором содержалась
просьба прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Январь 1997 года.




То же самое письмо — страница 2.





В сентябре 1999 года я кратковременно побывал в Урдоме.

По состоянию на сентябрь 1999 года, вывозка леса производились ежедневно, по рабочим дням. Пассажирский (рабочий) поезд следовал из Урдомы до 65 километра. Согласно расписанию, поезд отправлялся в 6:00, время в пути составляло около 3 часов. В Урдому поезд возвращался к 20:00.

По состоянию на 2002 год, местом погрузки леса была «гарь» на 47 километре магистрали. Уже тогда велась разборка дороги (первоначально — «усов»).

В 2003 году руководство Верхнелупьинского леспромхоза приняло решение о полной ликвидации Урдомской узкоколейной железной дороги. Подвижной состав было решено частично перевезти на Козьминскую узкоколейную железную дорогу, частично — продать в качестве металлолома. Разборка магистрали началась в июле 2004 года.

По состоянию на 31 августа 2004 года, снятие рельсов велось на 48-м километре магистрали.

В первой половине 2005 года разборка Урдомской узкоколейной железной дороги была завершена. По насыпи частично проложена автодорога.



Подвижной состав

По состоянию на август—сентябрь 2004 года, в Урдоме имелись разграбленные тепловозы ТУ4-2296, ТУ6А-0371, и некоторые другие (номера установить не удалось). Работали тепловозы ТУ8-0469, ТУ6А-3209.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










31.07.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу