Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КАРАСУ — ДЖАЛАЛ-АБАД — КОК-ЯНГАК







Железнодорожная линия Карасу — Джалал-Абад — Кок-Янгак находится в Джалал-Абадской и Ошской областях Кыргызской Республики, Андижанской области Республики Узбекистан. Протяжённость железнодорожной линии составляет 58 километров, в том числе 29 километров — недействующий (по состоянию на 2008 год) участок Джалал-Абад — Кок-Янгак.

Участок железной дороги Андижан — Карасу — Джалал-Абад был открыт в 1915 году. Линия являлась частной, была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железнодорожная линия была национализирована.

В 1928 году был введён в эксплуатацию участок Джалал-Абад — Багиш (протяжённость 14 километров), в 1932 году — участок Багиш — Кок-Янгак (протяжённость 15 километров). Линия на Кок-Янгак предназначалась в первую очередь для вывоза угля.

На протяжении длительного времени станция Джалал-Абад была конечным пунктом маршрутов пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. До станции Кок-Янгак следовали только пригородные поезда, на участке Карасу — Ош также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движения не стало (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше численности населения Оша). Среди причин такого положения — наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и сооружений для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу — Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции — станция Джалал-Абад возникла раньше, чем станция Ош, город Джалал-Абад исторически является основными «железнодорожными воротами» региона.

В разное время от Джалал-Абада отправлялись прямые поезда (либо прицепные вагоны) до Москвы, Фрунзе (Бишкека), Куйбышева (Самары) и других городов СССР.

В 1993 (?) году был отменён последний пассажирский поезд дальнего следования Джалал-Абад — Ташкент — Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов.

В 1994 году завершился процесс разделения бывшей Среднеазиатской железной дороги, на основе которой были созданы железнодорожные администрации новых независимых государств. Джалал-Абад стал центром Южного отделения Кыргызской железной дороги. Помимо участка от границы с Узбекистаном до Кок-Янгака, в состав Южного отделения полностью вошла тупиковая железнодорожная линия Карасу — Ош, часть линий Учкурган — Ташкумыр, Ахунбабаева — Кызылкия (участки, расположенные на территории Кыргызстана).

В 1990-х годах было принято решение о строительстве «Транскыргызской железнодорожной магистрали», которая должна была быть проложена по направлению Рыбачье — Кочкор — Джалал-Абад (предположительно, с использованием части существующей линии Джалал-Абад — Кок-Янгак). Проект был широко разрекламирован, состоялась торжественная церемония начала строительства магистрали с участием президента Кыргызстана А. Акаева. Но на практике реализация «проекта века» ограничилась укладкой нескольких сотен метров пути у станции Рыбачье.

В 2000 году возобновилось движение пригородных поездов по маршруту Джалал-Абад — Карасу — Ош. К сожалению, возрождение пассажирского движения было недолгим.

По состоянию на август 2008 года, железнодорожная линия действует на участке Карасу — Джалал-Абад. На территории Кыргызстана линия принадлежит Кыргызской железной дороге, на территории Узбекистана — Узбекской железной дороге. Поезда, следующие в Джалал-Абад, и все тепловозы приписки депо Джалал-Абад проходят территорию Узбекистана без остановок.

На узбекской территории находятся две действующие станции — Султанабад и Ханабад. Вагоны, поступающие на эти станции, доставляются из Андижана узбекским тепловозом транзитом через кыргызскую территорию.

На станции Джалал-Абад находится локомотивное депо — ТЧ-2 Кыргызской железной дороги (ранее — ПТОЛ ТЧ-4 Андижан Среднеазиатской железной дороги). Среди имеющегося подвижного состава — тепловозы 2ТЭ10М-0581 (две секции), 2ТЭ10В-4195 (как минимум 1 секция), ЧМЭЗ-6644. Всего насчитывалось около 5 ЧМЭЗ и 6 секций 2ТЭ10. Новые локомотивы после 1991 года в Джалал-Абад не поступали.

Участок Джалал-Абад — Кок-Янгак, по которому когда-то в основном вывозился уголь, ныне законсервирован. Управление Кыргызской железной дороги не даёт разрешение на демонтаж пути, поэтому рельсы там лежат — но путь местами зарос деревьями и непригоден для проезда. Остаётся надежда, что когда-нибудь этот участок возродится. Когда это произойдёт — сказать сложно.

По впечатлениям автора, железная дорога в Джалал-Абаде и Оше — едва ли не единственное стабильно работающее предприятие. Факт наличия действующей железной дороги — лучшее наглядное свидетельство того, что в этих городах продолжается нормальная жизнь и у них есть будущее.





Поездка автора (август 2008 года)

Доезжаю в кабине тепловоза от Оша до узловой станции Карасу (с целью исключения возможности возникновения проблем для работников железной дороги все даты намеренно искажены). Первоначально я просил разрешения проехать только до Карасу. Выяснилось, что вскоре тепловоз отправится в Джалал-Абад. Интересуюсь, будет ли проверка пограничниками, в ответ узнаю, что обычно узбекский участок пути проходится без остановок и проверки нет. Удалось получить разрешение на проезд до Джалал-Абада.

Через 3 километра от Карасу, у моста через канал, железная дорога пересекает «ужасную» кыргызско-узбекскую границу (независимые СМИ сообщают о нередких здесь перестрелках и гибели людей). Исторически необоснованные и абсурдные по своей сути государственные границы, хаотичным сплетением изрезавшие Ферганскую долину, являются источником наживы для одного процента населения и источником неисчислимых бед и лишений для остальных.

Граница отмечена табличкой с упоминанием ПЧ-7 УТЙ (Узбекской железной дороги). Несмотря на отсутствие прямой связи с основной частью железнодорожной сети Узбекистана, узбекский участок линии Карасу — Кок-Янгак принадлежит УТЙ. На нём имеются две станции — Султанабад (путевое развитие сохранилось, но станция используется слабо), и Ханабад. По станции Ханабад есть грузовая работа, здесь действует кабельный завод (в Узбекистане, в отличие от Кыргызстана, некоторые заводы сохранились и функционируют). На заводе есть исправный маневровый тепловоз ТГМ23Б, его номер прочесть не удалось.

Возможная проверка тепловоза узбекскими пограничниками грозила бы мне серьёзными проблемами: в Узбекистане нелегальное пересечение границы является уголовным преступлением (реально, как правило, ведёт лишь к необходимости уплаты крупной суммы денег). К счастью, как и ожидалось, тепловоз проследовал через обе линии проволочных заграждений без остановки.

Для легального попадания на территорию Узбекистана гражданам Кыргызстана необходимо пройти долгую процедуру пограничного и таможенного контроля, получить штамп в паспорт. Ранее для этого была необходима виза.

Машинист и помощник были жителями Джалал-Абада, они поведали немало интересных деталей о жизни и работе Южного отделения Кыргызской железной дороги. Как выяснилось, на Южном отделении действуют участки Карасу — Ош, Карасу — Джалал-Абад, Учкурган — Шамалдысай и 38 км — Кызылкия. Город Кызылкия когда-то был центром угледобычи, сейчас оттуда вывозится только металлолом с ликвидируемых шахт. На участке Шамалдысай — Ташкумыр, со слов машиниста, регулярного движения нет.

Южное отделение Кыргызской железной дороги, созданное в 1994 году и включающее невзаимосвязанные малодеятельные тупиковые ветви бывшей Среднеазиатской железной дороги, расположенные на территории Кыргызстана, располагает одним локомотивным депо — Джалал-Абад. До 1994 года полноценного депо здесь не было, оно было создано на основе ПТОЛ от ТЧ-4 Андижан. Но и сейчас депо имеет весьма ограниченные возможности по ремонту локомотивов.

Тепловозы депо Джалал-Абад периодически отправляют на ремонт в Бишкек в составе грузовых поездов. Несмотря на то, что тепловоз следует в «холодном» состоянии, в нём находятся сопровождающие. Пограничный переход Карасу — Савай закрыт для пассажирского сообщения, проезд сопровождающих осуществляется по специальным сопроводительным документам. Транспортировка длится не меньше недели и является нелёгким испытанием для сопровождающей бригады — пограничный контроль приходится проходить 10 раз.

...

Вновь Кыргызстан. Прибываем в Джалал-Абад — «столицу» Южного отделения Кыргызской железной дороги. Здесь имеется вокзал, от которого когда-то отправлялись поезда Джалал-Абад — Москва и Джалал-Абад — Бишкек. На вокзале вывешено расписание движения поездов по Бишкеку, флаг, герб и гимн Кыргызстана (на русском и кыргызском языках). Вплотную к вокзалу примыкает здание Южного отделения Кыргызской железной дороги.

Осмотрев станцию Джалал-Абад, добираюсь на «маршрутке» до пограничного перехода, чтобы легально попасть в Узбекистан. Благоприятное впечатление о Кыргызстане нарушило вымогательство со стороны кыргызского пограничника, которому пришлось заплатить, несмотря на отсутствие с моей стороны каких-либо нарушений. Въехав в Узбекистан, направляюсь в Андижан, далее — в Коканд и на Сулюктинскую узкоколейную железную дорогу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ КАРАСУ, ПЕРЕГОН КАРАСУ — СУЛТАНАБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН КАРАСУ — СУЛТАНАБАД, СТАНЦИЯ СУЛТАНАБАД,
     ПЕРЕГОН СУЛТАНАБАД — ХАНАБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СУЛТАНАБАД — ХАНАБАД, СТАНЦИЯ ХАНАБАД,
     ПЕРЕГОН ХАНАБАД — ДЖАЛАЛ-АБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ХАНАБАД — ДЖАЛАЛ-АБАД, СТАНЦИЯ ДЖАЛАЛ-АБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ДЖАЛАЛ-АБАД)    












02.04.2009 © С. Болашенко


назад

на главную страницу