ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КАРАСУ — ДЖАЛАЛ-АБАД — КОК-ЯНГАК







Железнодорожная линия Карасу — Джалал-Абад — Кок-Янгак находится в Джалал-Абадской и Ошской областях Кыргызской Республики, Андижанской области Республики Узбекистан. Протяжённость железнодорожной линии составляет 58 километров, в том числе 29 километров — недействующий (по состоянию на 2008 год) участок Джалал-Абад — Кок-Янгак.

Участок железной дороги Андижан — Карасу — Джалал-Абад был открыт в 1915 году. Линия являлась частной, была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железнодорожная линия была национализирована.

В 1928 году был введён в эксплуатацию участок Джалал-Абад — Багиш (протяжённость 14 километров), в 1932 году — участок Багиш — Кок-Янгак (протяжённость 15 километров). Линия на Кок-Янгак предназначалась в первую очередь для вывоза угля.

На протяжении длительного времени станция Джалал-Абад была конечным пунктом маршрутов пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. До станции Кок-Янгак следовали только пригородные поезда, на участке Карасу — Ош также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движения не стало (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше численности населения Оша). Среди причин такого положения — наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и сооружений для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу — Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции — станция Джалал-Абад возникла раньше, чем станция Ош, город Джалал-Абад исторически является основными «железнодорожными воротами» региона.

В разное время от Джалал-Абада отправлялись прямые поезда (либо прицепные вагоны) до Москвы, Фрунзе (Бишкека), Куйбышева (Самары) и других городов СССР.

В 1993 (?) году был отменён последний пассажирский поезд дальнего следования Джалал-Абад — Ташкент — Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов.

В 1994 году завершился процесс разделения бывшей Среднеазиатской железной дороги, на основе которой были созданы железнодорожные администрации новых независимых государств. Джалал-Абад стал центром Южного отделения Кыргызской железной дороги. Помимо участка от границы с Узбекистаном до Кок-Янгака, в состав Южного отделения полностью вошла тупиковая железнодорожная линия Карасу — Ош, часть линий Учкурган — Ташкумыр, Ахунбабаева — Кызылкия (участки, расположенные на территории Кыргызстана).

В 1990-х годах было принято решение о строительстве «Транскыргызской железнодорожной магистрали», которая должна была быть проложена по направлению Рыбачье — Кочкор — Джалал-Абад (предположительно, с использованием части существующей линии Джалал-Абад — Кок-Янгак). Проект был широко разрекламирован, состоялась торжественная церемония начала строительства магистрали с участием президента Кыргызстана А. Акаева. Но на практике реализация «проекта века» ограничилась укладкой нескольких сотен метров пути у станции Рыбачье.

В 2000 году возобновилось движение пригородных поездов по маршруту Джалал-Абад — Карасу — Ош. К сожалению, возрождение пассажирского движения было недолгим.

По состоянию на август 2008 года, железнодорожная линия действует на участке Карасу — Джалал-Абад. На территории Кыргызстана линия принадлежит Кыргызской железной дороге, на территории Узбекистана — Узбекской железной дороге. Поезда, следующие в Джалал-Абад, и все тепловозы приписки депо Джалал-Абад проходят территорию Узбекистана без остановок.

На узбекской территории находятся две действующие станции — Султанабад и Ханабад. Вагоны, поступающие на эти станции, доставляются из Андижана узбекским тепловозом транзитом через кыргызскую территорию.

На станции Джалал-Абад находится локомотивное депо — ТЧ-2 Кыргызской железной дороги (ранее — ПТОЛ ТЧ-4 Андижан Среднеазиатской железной дороги). Среди имеющегося подвижного состава — тепловозы 2ТЭ10М-0581 (две секции), 2ТЭ10В-4195 (как минимум 1 секция), ЧМЭЗ-6644. Всего насчитывалось около 5 ЧМЭЗ и 6 секций 2ТЭ10. Новые локомотивы после 1991 года в Джалал-Абад не поступали.

Участок Джалал-Абад — Кок-Янгак, по которому когда-то в основном вывозился уголь, ныне законсервирован. Управление Кыргызской железной дороги не даёт разрешение на демонтаж пути, поэтому рельсы там лежат — но путь местами зарос деревьями и непригоден для проезда. Остаётся надежда, что когда-нибудь этот участок возродится. Когда это произойдёт — сказать сложно.

По впечатлениям автора, железная дорога в Джалал-Абаде и Оше — едва ли не единственное стабильно работающее предприятие. Факт наличия действующей железной дороги — лучшее наглядное свидетельство того, что в этих городах продолжается нормальная жизнь и у них есть будущее.





Поездка автора (август 2008 года)

Доезжаю в кабине тепловоза от Оша до узловой станции Карасу (с целью исключения возможности возникновения проблем для работников железной дороги все даты намеренно искажены). Первоначально я просил разрешения проехать только до Карасу. Выяснилось, что вскоре тепловоз отправится в Джалал-Абад. Интересуюсь, будет ли проверка пограничниками, в ответ узнаю, что обычно узбекский участок пути проходится без остановок и проверки нет. Удалось получить разрешение на проезд до Джалал-Абада.

Через 3 километра от Карасу, у моста через канал, железная дорога пересекает «ужасную» кыргызско-узбекскую границу (независимые СМИ сообщают о нередких здесь перестрелках и гибели людей). Исторически необоснованные и абсурдные по своей сути государственные границы, хаотичным сплетением изрезавшие Ферганскую долину, являются источником наживы для одного процента населения и источником неисчислимых бед и лишений для остальных.

Граница отмечена табличкой с упоминанием ПЧ-7 УТЙ (Узбекской железной дороги). Несмотря на отсутствие прямой связи с основной частью железнодорожной сети Узбекистана, узбекский участок линии Карасу — Кок-Янгак принадлежит УТЙ. На нём имеются две станции — Султанабад (путевое развитие сохранилось, но станция используется слабо), и Ханабад. По станции Ханабад есть грузовая работа, здесь действует кабельный завод (в Узбекистане, в отличие от Кыргызстана, некоторые заводы сохранились и функционируют). На заводе есть исправный маневровый тепловоз ТГМ23Б, его номер прочесть не удалось.

Возможная проверка тепловоза узбекскими пограничниками грозила бы мне серьёзными проблемами: в Узбекистане нелегальное пересечение границы является уголовным преступлением (реально, как правило, ведёт лишь к необходимости уплаты крупной суммы денег). К счастью, как и ожидалось, тепловоз проследовал через обе линии проволочных заграждений без остановки.

Для легального попадания на территорию Узбекистана гражданам Кыргызстана необходимо пройти долгую процедуру пограничного и таможенного контроля, получить штамп в паспорт. Ранее для этого была необходима виза.

Машинист и помощник были жителями Джалал-Абада, они поведали немало интересных деталей о жизни и работе Южного отделения Кыргызской железной дороги. Как выяснилось, на Южном отделении действуют участки Карасу — Ош, Карасу — Джалал-Абад, Учкурган — Шамалдысай и 38 км — Кызылкия. Город Кызылкия когда-то был центром угледобычи, сейчас оттуда вывозится только металлолом с ликвидируемых шахт. На участке Шамалдысай — Ташкумыр, со слов машиниста, регулярного движения нет.

Южное отделение Кыргызской железной дороги, созданное в 1994 году и включающее невзаимосвязанные малодеятельные тупиковые ветви бывшей Среднеазиатской железной дороги, расположенные на территории Кыргызстана, располагает одним локомотивным депо — Джалал-Абад. До 1994 года полноценного депо здесь не было, оно было создано на основе ПТОЛ от ТЧ-4 Андижан. Но и сейчас депо имеет весьма ограниченные возможности по ремонту локомотивов.

Тепловозы депо Джалал-Абад периодически отправляют на ремонт в Бишкек в составе грузовых поездов. Несмотря на то, что тепловоз следует в «холодном» состоянии, в нём находятся сопровождающие. Пограничный переход Карасу — Савай закрыт для пассажирского сообщения, проезд сопровождающих осуществляется по специальным сопроводительным документам. Транспортировка длится не меньше недели и является нелёгким испытанием для сопровождающей бригады — пограничный контроль приходится проходить 10 раз.

...

Вновь Кыргызстан. Прибываем в Джалал-Абад — «столицу» Южного отделения Кыргызской железной дороги. Здесь имеется вокзал, от которого когда-то отправлялись поезда Джалал-Абад — Москва и Джалал-Абад — Бишкек. На вокзале вывешено расписание движения поездов по Бишкеку, флаг, герб и гимн Кыргызстана (на русском и кыргызском языках). Вплотную к вокзалу примыкает здание Южного отделения Кыргызской железной дороги.

Осмотрев станцию Джалал-Абад, добираюсь на «маршрутке» до пограничного перехода, чтобы легально попасть в Узбекистан. Благоприятное впечатление о Кыргызстане нарушило вымогательство со стороны кыргызского пограничника, которому пришлось заплатить, несмотря на отсутствие с моей стороны каких-либо нарушений. Въехав в Узбекистан, направляюсь в Андижан, далее — в Коканд и на Сулюктинскую узкоколейную железную дорогу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ КАРАСУ, ПЕРЕГОН КАРАСУ — СУЛТАНАБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН КАРАСУ — СУЛТАНАБАД, СТАНЦИЯ СУЛТАНАБАД,
     ПЕРЕГОН СУЛТАНАБАД — ХАНАБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СУЛТАНАБАД — ХАНАБАД, СТАНЦИЯ ХАНАБАД,
     ПЕРЕГОН ХАНАБАД — ДЖАЛАЛ-АБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ХАНАБАД — ДЖАЛАЛ-АБАД, СТАНЦИЯ ДЖАЛАЛ-АБАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ДЖАЛАЛ-АБАД)    












02.04.2009 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!