«НОВАЯ» КОКАНДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА






Новая Кокандская детская железная дорога расположена в юго-восточной части города Коканда. Коканд — крупный город, расположенный в западной части Ферганской области Республики Узбекистан. Он не является административным центром, однако здесь расположена крупная узловая станция, локомотивное депо.


Город Коканд, местонахождение новой детской железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).
Дата съёмки — 2002 год. На тот момент детской железной дороги здесь ещё не было!


Новая детская железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»). Нанесена условно.
Дата съёмки — сентябрь 2002 года. На тот момент детской железной дороги здесь ещё не было!

С 1958 года до начала 1990-х годов в центральной части города Коканда действовала детская железная дорога. Она была полностью и безвозвратно уничтожена в 1990-х годах.

В 2000-х годах кто-то из представителей местной власти твёрдо решил восстановить объект гордости и славы Коканда — детскую железную дорогу. Однако восстановить её на прежнем месте не представлялось возможным. Территория старой детской железной дороги к тому времени давно была перестроена и использовалась по другому назначению.

Для новой детской железной дороги Коканда было найдено другое место — парк на юго-восточной окраине города. Никакого отношения к старой детской железной дороге новая детская железная дорога не имеет. Она была построена «с нуля». Основной объём работ был выполнен в 2008 году. Новая детская железная дорога, как и старая, имеет конфигурацию кольца.

Летом 2008 года от железнодорожника из г. Ташкента Н. Клочкова поступила информация о том, что в Коканде восстанавливают детскую железную дорогу. Для неё на Ташкентском вагоноремонтном заводе были капитально отремонтированы три пассажирских вагона ПВ38. В Коканде для неё должен быть отремонтирован тепловоз ТУ7-0544. Весь этот подвижной состав когда-то работал на старой детской железной дороге.

30 августа 2008 года я приехал в Коканд. Детальное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2008kgtj.html.

Как выяснилось, от старой детской железной дороги, находившейся в центре города Коканда, в парке Мукими (бывший Центральный парк культуры и отдыха), не осталось никаких следов. Территория парка подверглась реконструкции, признаков наличия шпал и каких-либо строений на остановочных пунктах найти не удалось.

Увидев в парке человека славянской внешности (как и в других крупных городах Узбекистана, здесь их осталось 1-2 процента), спрашиваю у него, есть ли в городе детская железная дорога. Вскоре к беседе присоединился местный сотрудник милиции. Удалось выяснить, что детская железная строится, и находится в парке где-то на окраине города. К сожалению, не удалось узнать, где именно. Некоторые жители города помнят старую детскую железную дорогу, работавшую до 1991 года, но о новой детской железной дороге не слышали.

После нескольких часов трудных поисков загадочный объект в итоге всё же был найден!

Новая Кокандская детская железная дорога находится вблизи улицы Фурката (юго-восточная окраина города), в нескольких километрах от старой детской железной дороги. Строительство детской железной дороги началось в 2008 году. Путь уложен на всём протяжении кольца длиной свыше 1 километра. Смонтирован стрелочный перевод и уложены первые метры пути на ветви, ведущей к проектируемому депо.

Начато строительство кирпичного павильона на одной из двух запроектированных станций. Строительство второй станции не начиналось. Никакого подвижного состава в Коканде не было. Он стоял в Ташкенте и дожидался отправки.

В то время казалось: пройдёт ещё совсем немного времени, и на карте Узбекистана появится новая детская железная дорога, построенная «с нуля».

К сожалению, всё пошло по самому дикому сценарию. Дикость и маразматичность ситуации не поддаётся никакому описанию!!!

Уже почти полностью построенная узкоколейная железная дорога не была введена в эксплуатацию. Вагоны, предназначенные для новой дороги, были доставлены из Ташкента в Коканд, но на саму дорогу не попали. Позже вагоны было решено отправить обратно в Ташкент. Они поступили на узкоколейную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта.

Тепловоз ТУ7-0544, капитально отремонтированный в депо Коканд, тоже нашёл «пристанище» в ташкентском музее. Скорее всего, работать он не будет.

Состояние Новой Кокандской детской железной дороги на 2012 год не выяснено. К сожалению, из этого города приходит слишком мало информации. Практически все, кто посещает форум города Коканда (http://www.kokand.org/forum/viewtopic.php?t=2658) — не являются его нынешними жителями, они покинули город очень давно.

Вероятно, узкоколейная железная дорога, в строительство которой были вложены огромные средства и усилия — либо заброшена, либо разобрана. Будучи построенной, но не проработав ни дня...








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОХОД ПО ЛИНИИ, ВАГОНЫ ДЛЯ КОКАНДА В ТАШКЕНТЕ)    












06.02.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ферганской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!