Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОМСОМОЛЬСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ







Узкоколейная железная дорога Комсомольского транспортного управления пролегала по территории Комсомольского и Тéйковского районов Ивановской области. Небольшой участок, расположенный к северу от посёлка Подозёрский, заходил в соседний регион – Ярославскую область.

Последний участок узкоколейной железной дороги был разобран в 2009 году.


История этой узкоколейной железной дороги началась до революции 1917 года. Первые участки находились вблизи нынешнего посёлка Новое Леушино, на Тейковском болоте. С XIX века на торфяных залежах Тейковского болота добывался топливный торф, поступавший на текстильную фабрику в селе Тeйково (ныне город).

Тейковское торфопредприятие, расположенное в Новом Леушине, считается одним из старейших в России. Датой его основания считается 1881 год. В первые годы XX века здесь действовали лёгкие рельсовые пути, на которых вагонетки перемещались ручной либо конной тягой.

Дата появления локомотивов на Тейковском торфопредприятии не установлена. По одним данным, первый паровоз поступил в 1910-х годах, по другим данным – позднее, в 1920-е годы.

В конце 1920-х годов была построена линия узкоколейной железной дороги от посёлка Новое Леушино до Тейковского хлопчатобумажного комбината. Однако её пропускная способность была недостаточной, поэтому подвоз торфа одновременно производился и гужевым транспортом.

В 1927 году вблизи села Миловское началось строительство крупной районной электростанции – Ивановской ГРЭС. Согласно проекту, электростанция должна была работать на торфе. Для обеспечения добычи торфа создавались два торфопредприятия – Октябрьское (приблизительно в 12 километрах севернее ИвГРЭС), и Марково-Сборное (в 6 километрах восточнее ИвГРЭС, в посёлке Марково). Основным видом транспорта для подвоза торфа становилась узкоколейная железная дорога.

Строительство участка ИвГРЭС – Марково началось в 1927 году. Одновременно велось и строительство железнодорожной линии широкой колеи от станции Текстильный до стройплощадки Ивановской ГРЭС. Скорее всего, на участке ИвГРЭС – Марково укладывался «трёхниточный» путь (1520 мм/750 мм). Позднее началось строительство линии на Октябрьский.

5 октября 1930 года был запущен первый малый турбогенератор ИвГРЭС. Начиная с этого времени, по узкоколейной железной дороге регулярно производилась доставка торфа.

В 1930 году был учреждён «Миловский транспорт» - организация, в ведении которой находилась узкоколейная железная дорога. В 1939 году эта организация была переименована в «Комсомольский транспорт», а в 1943 году – в Комсомольское транспортное управление.

20 ноября 1931 года посёлку ИвГРЭСстрой с прилегающим к нему селом Миловское было присвоено название посёлок Комсомольск. В 1950 году он был преобразован в город.

В 1930-х годах торф доставлялся на ИвГРЭС не только по узкоколейной железной дороге, но и гужевым транспортом. Несмотря на наличие железнодорожной линии широкой колеи, подача торфа непосредственно на ГРЭС по широкой колее была невозможна, так в торфоприёмном бункере были только узкоколейные пути. Торф, добывавшийся Тейковским торфопредприятием, перевозился по узкой колее от торфомассива до перегрузочного пункта, затем – по широкой колее до станции Комсомольск, вновь перегружался на узкую колею, по которой доставлялся от станции Комсомольск до ИвГРЭС (расстояние – около 1 километра). Строительство линии узкоколейной железной дороги от Комсомольска до Тейковского торфопредприятия предполагалось с 1934 года, однако она вступила в строй лишь в 1942 году.

В 1943 году началось строительство Подозёрского торфопредприятия. В 1944 году на нём был добыт первый торф. Центральный посёлок торфопредприятия строился вблизи деревни Коромыслово. Вывозка торфа первоначально производилась гужевым транспортом. Линия узкоколейной железной дороги до Подозёрского торфопредприятия вступила в строй в 1946 году.

Тяговый подвижной состав на узкоколейной железной дороге до 1950-х годов был представлен в основном паровозами. Некоторые участки (скорее всего, расположенные вблизи Ивановской ГРЭС) были электрифицированы. На них работали электровозы импортного производства. Позднее стали поступать различные мотовозы, с 1960-х годов – тепловозы ТУ4.

В 1956 году в посёлке Марково, вблизи станции 26 километр (железнодорожная линия широкой колеи Текстильный – Комсомольск) был построен торфоперегруз, предназначенный для перевалки торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. Скорее всего, вскоре после его открытия на участке Марково – Комсомольск был снят третий рельс. В результате, на торфопредприятии Марково-Сборное появилась изолированная узкоколейная железная дорога.

В период наивысшего развития узкоколейной железной дороги действовали две главные линии: от Комсомольска в южном направлении, до Коптевского торфопредприятия, и в северном направлении – к Подозёрскому торфопредприятию. Имелось пересечение с магистральной железнодорожной линией Иваново – Бельково.

На узкоколейной железной дороге было хорошо развито пассажирское сообщение. В Комсомольске имелся вокзал, пассажиропоток на нём превышал пассажиропоток на вокзале широкой колеи. Вблизи вокзала находился жилой микрорайон железнодорожников (его до сих пор называют «Транспорт»).

Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на 1960-е годы. Затем началось постепенное снижение объёма перевозок.

Одним из первых было закрыто Коптевское торфопредприятие. Скорее всего, участок узкоколейной железной дороги в окрестностях посёлка Коптево был разобран в 1970-х годах. На электрифицированных участках была снята контактная сеть, все электровозы были списаны.

В 1980-х годах Ивановская ГРЭС перестала использовать торфяное топливо. Это привело к резкому снижению объёмов работы Комсомольского транспортного управления. Однако о закрытии узкоколейной железной дороги речь не велась – напротив, предполагалась реконструкция и модернизация путей. Основная часть добытого торфопредприятиями торфа стала поступать не в Комсомольск, а в Новое Леушино, где действовал механизированный торфоперегруз. Из Нового Леушина, связанного ширококолейной железнодорожной линией со станцией Сахтыш на магистральном участке Иваново – Бельково, торф отправлялся различным потребителям, в числе которых были электростанции, не отказавшиеся от торфяного топлива. Развивалась добыча сельскохозяйственного торфа, использовавшегося в качестве удобрения.

После 1991 года произошёл катастрофический «погром». Менее чем за 5 лет огромная и хорошо оснащённая сеть была уничтожена на 90 процентов. Прекратилась перегрузка торфа на широкую колею в Новом Леушине, прекратилось движение пассажирских поездов. Почти все линии были разобраны, рельсы были проданы в качестве металлолома. Ориентировочная дата ликвидации магистрального хода Новое Леушино – Комсомольск – Обедово (посёлок Октябрьский) – 1995 год.

По состоянию на 1997 год, имелось действующие участки вблизи посёлка Подозёрского торфопредприятия, вблизи посёлка Октябрьский (станция Обедово) – протяжённостью около 2 километров, на Тейковском торфопредприятии, вблизи посёлка Новое Леушино – протяжённостью около 3 километров. На этих участках производилась вывозка торфа от торфомассивов до поселковых котельных, работавших на торфе.

На Подозёрском торфопредприятии имелось два направления узкоколейной железной дороги – на юг (до Большого Писцовского торфомассива), и на восток (до торфомассива Бурдиха). Все линии к северу от посёлка Подозёрский были разобраны. Приблизительно в 2001 году участки узкоколейной железной дороги вблизи посёлков Октябрьский и Новое Леушино были разобраны.

В 2002 (?) году был разобран «восточный» участок узкоколейной железной дороги на Подозёрском торфопредприятии – от посёлка Подозёрский до торфомассива Бурдиха. С этого времени от некогда гигантской сети Комсомольского транспортного управления остался последний «островок» – линия, связывающая посёлок Подозёрский с Большим Писцовским торфомассивом.





По состоянию на апрель 2007 года, линия узкоколейной железной дороги, принадлежащая Подозёрскому торфопредприятию, остаётся действующей. Её протяжённость – около 7 километров (без учёта временных путей). Состояние узкоколейной железной дороги хорошее, местами почти идеальное. Пути регулярно ремонтируются. Одно из хорошо заметных внешних проявлений заботы о дороге – приводы почти всех стрелочных переводов окрашены в оранжевый цвет.

Линия узкоколейной железной дороги имеет одноуровневое пересечение с оживлённой автодорогой Иваново – Ярославль. В целях обеспечения безопасности здесь установлены шлагбаумы, в открытом положении перекрывающие проезд по узкоколейной железной дороге. Для пересечения автодороги машинисту локомотива необходимо остановить поезд и закрыть шлагбаумы, затем вновь остановиться и вернуть шлагбаумы в открытое положение.

Вывозка торфа производится только в отопительный сезон. Однако движение по узкоколейной железной дороге производится круглогодично и ежедневно. По рабочим дням на производственный участок следует рабочий поезд, состоящий из мотовоза ЭСУ2А, следующего без вагонов. Время отправления из Подозёрского – 7:30 и 15:30. По выходным дням на производственный участок доставляются сторожа (по неподтверждённым данным, в ходу только вечерний поезд).

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги представлен мотовозами (самоходными электростанциями) ЭСУ2А-079, ЭСУ2А-746 и ЭСУ1-76. Кроме того, имеются фрагментарно сохранившиеся мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А-451 (превращена в пассажирский вагон), и ЭСУ2А-146 (превращена в частный гараж для мотоцикла). ЭСУ1-76 превращена в снегоочиститель, используется только зимой. Прицепной подвижной состав представлен вагонами УМВ и платформами.

Единственным потребителем торфа является котельная посёлка Подозёрский. Существуют планы её перевода на газовое топливо, что приведёт к закрытию узкоколейной железной дороги. Возможная дата перевода котельной на газ – 2009 год.

В посёлке Октябрьский от узкоколейной железной дороги осталось немногое. Сохраняются кабины мотовозов ЭСУ1А-427 (номер приводится согласно металлической табличке), и ЭСУ1-99 (номер приводится согласно надписи, сделанной краской, таблички нет). Вокзал на станции Обедово разрушен, напоминанием о нём служат улицы Привокзальная и Железнодорожная. Поселковая котельная работает на угле.

В Комсомольске остались редкие фрагменты рельсового пути на охраняемой и недоступной для «металлоломщиков» территории Ивановской ГРЭС, пассажирские вагоны, превращённые в хозяйственные помещения, бывшая диспетчерская, кабина тепловоза ТУ4-12Х2 (?) и кабина неустановленного тепловоза ТУ6А на бывшей главной станции. Действовавший когда-то поворотный круг вблизи локомотивного депо разрушен.


Весной 2009 года последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Произошло это до перевода котельной с торфяного на газовое топливо. Торф стали завозить автомобильным транспортом из других торфопредприятий. Подвижной состав, предположительно, был порезан на металлолом.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    МАТЕРИАЛ ИЗ КНИГИ «ЗЕМЛИ И СОЛНЦА КЛАДОВЫЕ»    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 18)    












27.04.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ивановской области»

на главную страницу