Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












ХАНДАГАТАЙСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Хандагатайская узкоколейная железная дорога — крупнейшая по протяжённости магистральной линии среди действовавших в 1990-е годы российских узкоколейных железных дорог колеи 750 мм. Расстояние от станции Карымка (посёлок Новоильинск, 110 км восточнее Улан-Удэ) до станции Заза (Сосново-Озерский район) составляло 260 километров.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1993 году (только окрестности Новоильинска).


Первый участок этой узкоколейной железной дороги был открыт в 1934 году. Главной станцией стала станция Карымка, где весь доставленный по узкоколейной железной дороге лес перегружался в вагоны широкой колеи (станция Новоильинский на Транссибирской магистрали).

Когда-то на «Хандагатайке» кипела жизнь. По одной из крупнейших в мире узкоколейных железных дорог один за другим шли составы с хлыстами. Вдоль её линий находилось много лесных посёлков, где проживали лесозаготовители.



«Вывозка леса в Хандагатайском леспромхозе». Фото из книги
«Большая Советская Энциклопедия» (том 4, 1971 год).


Главная станция. Ориентировочно 1970-е годы.


В 1980-х годах строительство новых линий всё ещё продолжалось. По имеющимся данным, самый дальний участок со станцией Заза не был введён в эксплуатацию, хотя и значился во всех официальных документах. Гораздо успешнее развивалась южная, «Хуртэйская» линия. Последний участок Михайловка — Хуртэй был открыт в конце 1980-х годов.

Вскоре после этого стал активно обсуждаться проект перестройки линии узкоколейной железной дороги на широкую колею. Но до реальных строительных работ дело не дошло.

Вскоре здесь уже можно было увидеть лишь жалкие остатки недавнего гиганта лесной промышленности — Хандагатайского леспромхоза. Почти всё, что было когда-то создано, к концу 1990-х годов оказалось разрушенным.

В 1997 году и начале 1998 года я отправил около десяти писем в разные посёлки вдоль узкоколейной железной дороги. Сначала не отвечали. Но упорство дало результат!



Ответ из посёлка Усть-Эгита на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Январь 1998 года.



Ответ начальника отделения связи посёлка Новоильинск на письмо-запрос, в котором содержалась просьба
прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Февраль 1998 года.



Ответ из посёлка Зун-Хурай на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Март 1998 года.


Из письма мне становится известно, что 188 из 260 километров основной магистрали от Карымки к станциям Барун-Эгита и Заза уже начали разбирать. Пока что планируется сохранить лишь новую линию на Хуртэй. Но и на ней перевозки крайне незначительны.

Решаю как можно скорее ехать. Несмотря не предельно неудобный для этого возраст, вызывавший огромные проблемы и лютую дискриминацию со стороны маргинального российского населения. Поездка была совершена, но в усечённом объёме.


Хандагатайская узкоколейная железная дорога, несмотря на гигантский размер, почему-то осталась одной из самых непосещаемых. В 2002 году Новоильинск посетил исследователь истории железных дорог из Санкт-Петербурга Антон Максимов, но пробыл короткое время и мало что узнал.

По сведениям на 2003 год, движение на части линий Хандатайской узкоколейной железной дороги сохраняется. Наиболее вероятно, что на всём протяжении от Карымки до Хуртэя. Помимо вывозки леса, налажена также перевозка флюорита с месторождения «Осеннее» ООО «Кристалл».


http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=323 — узкоколейная железная дорога на сайте Narrow.parovoz.com

По информации от жителя Иркутска Дмитрия Оленцевича, в 2004 году Хандагатайская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. По состоянию на август 2004 года, «доразбирались» последние 20 километров пути вблизи Новоильинска. Трагическая потеря.



Поездки и походы автора

Поездка в 1998 году

В июле-августе 1998 года, по пути на Сахалин, мне удалось побывать на Хандагатайской узкоколейной железной дороге. Выйдя из пригородного электропоезда сообщением Улан-Удэ — Горхон на станции Новоильинский, быстрым шагом иду в посёлок, к узкой колее. Долго искать её не пришлось. Захожу в главное станционное здание...

Выясняется, что разборка пути в данный момент ведётся на перегоне Барун-Эгита — Заза, немногим дальше пересечения с автодорогой Улан-Удэ — Романовка. Один — два раза в неделю из Карымки до этой точки уходит состав с «вахтой» рабочих. Обратно он везёт рельсы. Идея ликвидации этой линии исходит от прежнего директора леспромхоза, гражданина Королькова. До станции Хуртэй существует регулярное движение — лес иногда ещё вывозят.

В диспетчерской на станции Карымка ведутся графики исполненного движения. Но станция Хуртэй в них не значится (реально она находится на 93-м километре от Обменной).

«Дальних» пассажирских поездов на Хандагатайской узкоколейной железной дороге нет уже давно — как минимум, с начала 1980-х годов. Параллельно её линиям существуют грунтовые автодороги с автобусным сообщением.

Удалось также узнать, что относительно недавно в Новоильинск прибыл подвижной состав, работавший на ликвидируемой лесовозной узкоколейной железной дороге Зима — Центральный Хазан в соседней Иркутской области. Более того, сюда переселились и некоторые её работники.

Решаю обязательно проехать по Хандагатайской узкоколейной железной дороге. Назначенная дата отправки тепловоза на разбираемый участок несколько раз переносилась. В конце концов, удалось выехать из Новоильинска в локомотиве поезда, следующего на ликвидацию последствий аварии.

Стальная нить Хандагатайской узкоколейной железной дороги тянется по живописной долине, рядом с рекой Илька. Вокруг — невысокие горы, покрытые лесом, островки степей, встречаются сёла, буддистский дацан.

Проезжаю в тепловозе 72 километра, до станции Обменная (ранее называлась Вершина), где расходятся две главные линии — на Хуртэй и Барун-Эгиту. Далее направляюсь попутным автотранспортом в Новокижингинск и Баду.

http://infojd.ru/dop/poezdka1998sahalin.html — детальное описание поездки в 1998 году



Обследование разобранной узкоколейной железной дороги в 2009 году

3 сентября 2009 года. Прибываю в Новоильинск автостопом из Улан-Удэ. Разобранную железную дорогу начинаю обследовать у бывшего переезда.

Рядом есть и действующий переезд. Это пересечение с ширококолейным подъездным путём, который закончится вскоре.

От узкоколейной железной дороги осталась насыпь со шпалами, кабина мотовоза ЭСУ2А-857 на территории нижнего склада, заброшенное здание локомотивного депо в центре посёлка Новоильинск.

Место, где находилась станция Карымка, главная узкоколейной железной дороги, находится в посёлке Новоильинск, хорошо определяется благодаря многолетним наслоениям масла. Но всё-таки мало осталось, учитывая, что это главная станция крупнейшей узкоколейной железной дороги Советского Союза...

Посёлок Новоильинск приобрёл ещё более запущенный и депрессивный вид. Здесь есть заброшенные пятиэтажные дома.

Двухэтажное здание, в котором, по состоянию на 1998 год, находилась диспетчерская узкоколейной железной дороги (ещё раньше в нём было управление Хандагатайского леспромхоза), оказалось снесённым!

По личным ощущениям — здесь словно специально приложили усилия для того что стереть следы, стереть память о гигантской узкоколейной железной дороге.

В посёлке пока ещё существует библиотека. Здесь хранится немало старых фотографий Хандатагайской узкоколейной железной дороги. Но все они относятся к тепловозной эпохе (1970-е годы и позднее). Выражаю благодарность библиотекарю за предоставленные материалы!

Когда-то в посёлке существовал музей при Хандагатайском леспромхозе (владельце узкоколейной железной дороги). В нём были и фотографии паровозов. При ликвидации Хандагатайского леспромхоза большая часть экспонатов его музея была утрачена. Лишь немногое удалось сохранить в библиотеке.

Были скопированы исторические фотографии из фондов библиотеки. Сделаны фотографии разобранной узкоколейной железной дороги, а также подъездного пути широкой колеи, станции широкой колеи, фотографии с видами посёлка Новоильинск.

Оставляю для библиотеки книгу «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ» с упоминанием Хандагатайской узкоколейной железной дороги. Спрашиваю о судьбе нескольких её работников, фамилии которых я помнил с момента давней поездки. Некоторых (например, диспетчера Некипелова) уже нет в живых.

http://infojd.ru/dop/poezdka2009bam.html — детальное описание поездки в 2009 году









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИ    


    МАТЕРИАЛЫ БЫВШЕГО МУЗЕЯ ХАНДАГАТАЙСКОГО ЛЕСПРОМХОЗА    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (НОВОИЛЬИНСК, РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ КАРЫМКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (НОВОИЛЬИНСК, РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ КАРЫМКА)    












04.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Бурятии»

на главную страницу