Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРЕНБУРГСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Оренбургский шпалопропиточный завод находится в северной части города Оренбурга, по адресу: г. Оренбург, проспект Братьев Коростелёвых, д. 60а. Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Оренбург I. По состоянию на 2008 год, на заводе действовала узкоколейная железная дорога, развёрнутая протяжённость которой составляет около 2 километров.

Позднее завод был закрыт. Узкоколейная железная дорога была разобрана.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000
(нанесена условно, выделена красным цветом).


Узкоколейная железная дорога на плане города Оренбурга
(нанесена условно, выделена красным цветом).



Оренбургский шпалопропиточный завод был основан в 1907 году. Первым владельцем завода было «Акционерное общество Лесопропиточных заводов системы Юлиуса Рютгерса». С момента начала работы завода на нём существовали лёгкие рельсовые пути узкой колеи, на которых вагонетки перемещались конной либо ручной тягой.

Древесина для производства шпал поступала в основном водным путём — по реке Сакмара. Вблизи берега реки в то время находился лесопильный завод акционерного общества «ОрЛес». От лесопильного завода до шпалопропиточного завода шпалы перевозились гужевым транспортом.

В период Великой Отечественной войны (ориентировочно в 1942 году) на завод поступил первый узкоколейный паровоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.

В 1960-х годах на шпалопропиточном заводе работали паровозы узкой колеи и крайне редкий локомотив широкой колеи — тепловоз-электростанция серии ТГЭ (ТГЭ-027), построенный в Австрии.

Информация о тепловозе-электростанции серии ТГЭ в книге В.А. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975»

По состоянию на сентябрь 2008 года, на узкоколейной железной дороге Оренбургского шпалопропиточного завода работали тепловозы ТУ8-0183 («местный» №1) и ТУ8-0480 («местный» №2). Сохранялся старый плужный снегоочиститель (по назначению он уже давно не использовался). На путях широкой колеи работали два тепловоза ТГК2 (один из них — ТГК2-6965, 1984 года выпуска).


В 2009 году Оренбургский шпалопропиточный завод остановился. В последующие годы он находился в «подвешенном» состоянии. В итоге завод был разграблен. По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога была разобрана.












история завода (текст из брошюры «Оренбургский шпалопропиточный завод — 100 лет», изданной в 2007 году, автор — И. Пьянков)

На пальцах одной руки можно сосчитать в Оренбурге промышленные предприятия, имеющие такую долгую историю, как Оренбургский шпалопропиточный завод. Когда в Оренбургскую губернию пришла железная дорога, когда рельсы пролегли до Ташкента, встал вопрос о быстром и удобном способе пропитки шпал. В 1907 году Акционерное общество Лесопропиточных заводов системы Юлиуса Рютгерса, которое находилось в Санкт-Петербурге, приняло решение построить завод в Оренбурге. В начале это было маломощное предприятие с малым объёмом пропитки шпал. Все технологические процессы и погрузоразгрузочные работы велись вручную. Шпалы пилились на соседнем предприятии «Орлесе» из башкирского леса, сплавляемого по реке Сакмаре и на лошадях перевозились на завод.

В зимний период шпалозавод пропитку не производил, а только запасался сырьём. Пропитку шпал начинали весной. Завод был оснащён двумя пропиточными цилиндрами. Машинное и пропиточное отделения были оснащены двумя насосами (системы «Варгтинтон») для достижения давления в пропиточных цилиндрах до 6 атм. В машинном отделении была установлена вакууммашина (паровая) для отсоса пропиточного масла (антисептика) из пропиточного цилиндра по окончании процесса пропитки.

Пропиточные цилиндры закрывались крышками с 36-ю болтами, процесс был трудоёмкий и его выполнял специально поставленный для этой работы рабочий (заболтовщик). Пар для подогрева антисептика и приведения в движение паровых насосов подавался из котельной, которая располагалась рядом с машинным отделением. Котельная была оснащена двумя котлами ДИВ-6, в топках которых за 8-ми часовую смену сжигалось до 8-10 тонн угля.

Особенно трудоёмким был процесс по очистке топки котла, так как уголь завозился низкосортный и от него образовывалось большое количество шлаков. Рабочие-углевозы вручную на вагонетках подвозили уголь к котлам и в конце смены после чистки топки котла отвозили шлак в отвал.

Обмен (операция) по замене шпал в пропиточных цилиндрах производился полуручным способом. Вагонетки с непропитанными шпалами подвозились к пропиточным цилиндрам на лошадях коногонами. Шпалы из пропиточных цилиндров вытаскивались вручную. Все складские операции по выгрузке шпал из подвод на склад, где хранилось сырьё, и со склада в вагонетки для пропитки, а также отгрузка пропитанных шпал в вагоны производилась также вручную. Смена грузчиков-пропитчиков состояла из 6 человек, которые на плечах переносили шпалы. Тяжёлый физический труд грузчиков давал малую производительность труда и годовой объём по пропитке древесины был не велик — 15-20 тыс. кубометров в год. Кроме шпал, завод пропитывал переводные брусья и телеграфные столбы. Вся пропитанная продукция отгружалась на Оренбургскую (ранее Ташкентскую) железную дорогу.

Такое оснащение завода было до 30-40-х годов. Только в годы войны заводу были выделены один подъемный кран на железнодорожном ходу (паровой) и один паровоз узкой колеи. С внедрением их в производство операция по замене пропитанных шпал на непропитанные, а также подвоз к цилиндрам и отвоз на склад готовой продукции осуществлялись узкоколейным паровозом, а часть готовой (пропитанной) продукции грузилась краном в вагоны.

В годы Великой Отечественной войны коллектив шпалопропиточного завода внёс свою лепту в дело разгрома фашизма. Для нужд фронта было отгружено несколько сот тысяч шпал, как пропитанных для восстановления железнодорожных путей, так и непропитанных для восстановления разрушенных мостов, путепроводов, переправ, а также для постройки блиндажей. Этот труд был отмечен благодарственным письмом от наркомата обороны.

Мощности завода по пропитке древесины значительно возросли в послевоенное время. На завод поступала новая техника, как для ведения технологического процесса пропитки, так и для погрузочно-разгрузочных работ. С получением второго парового крана на железнодорожном ходу появилась возможность всю пропитанную продукцию отгружать механизированным способом. С получением двух козловых кранов выгрузка поступающей на завод древесины в вагонах из Сибири стала частично механизированной. Ручной труд грузчика использовался при выгрузке древесины из крытых вагонов.

В 1972 году была произведена реконструкция завода. К трём имевшимся пропиточным и двум маневренным цилиндрам добавился третий маневренный, где готовилась пропиточная смесь. Появилась возможность увеличить число циклов пропитки древесины. В машинном отделении были установлены три мерника для контроля за расходом пропиточной смеси на каждый кубометр пропитанной продукции. Рядом с машинным отделением была построена компрессорная. Появилась возможность увеличить давление в каждом пропиточном цилиндре с 6 атм до 8 атм. Паровая вакууммашина была заменена на электрическую ВВ-10.

В котельном отделении был установлен более мощный паровой котел. Для производства маневровых работ, обработки пропиточных цилиндров маломощный узкоколейный паровоз был заменен на более мощный тепловоз ТУ-6, а на складе древесины стал использоваться ширококолейный тепловоз ТГК-2.

Завод стал обеспечивать пропитанной древесиной не только свою Южно-Уральскую железную дорогу. Пропитанную продукцию завод отгружал почти на все дороги бывшего Советского Союза.

Коллективом завода было выполнено ответственное задание по отгрузке шпал на экспорт в такие страны, как Куба и Германия. Шпала с Оренбургского завода лежит даже под рельсами родоначальников паровозов -англичан. Успешно справились и с особым заданием МПС по поставке пропитанных шпал при строительстве космодрома «Байканур», куда в войсковую часть 25513 на ст.Тюра-Там было отгружено большое количество шпал. Завод так же обеспечивал пропитанными шпалами вновь строящуюся тогда ветку «Мангышлак — Макат — Узень», где осваивались нефтяные месторождения. Особое внимание было уделено пропитке и отбору шпал для метрополитенов Ташкента, Екатеринбурга и Новосибирска.

В настоящее время завод представляет хорошо оснащённое современное предприятие. Заводская лаборатория ведет постоянный контроль качества продукции. Ушли в прошлое такие профессии, как грузчик вместе со своим наплечником (хомутом), коногон с лошадьми, углевоз с вагонеткой, кочегар с лопатой. Появились новые профессии: стропальщик по выгрузке и погрузке шпал; машинист козловых кранов грузоподьемностью от 7 до 10 тонн; оператор котельной (в настоящее время паровые котлы работают на газовом топливе).

Для рабочих созданы хорошие бытовые условия, имеется столовая на 50 посадочных мест. Рядом с заводом построено семь двух этажных жилых домов. Пожарное депо оснащено всеми необходимыми средствами пожаротушения. Улучшилась культура производства. На территории завода есть лесозащитная зона, растут сосны, яблони. Руководство завода уделяет большое внимание своим кадрам. Ветеранам войны и труда бесплатно выделяются продукты питания. Определен день, когда предоставляется возможность бывшим рабочим завода посетить парную и душевую. Завод оказывает шефскую помощь многим организациям социальной сферы.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ДОКУМЕНТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    












10.11.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Оренбургской области»

на главную страницу