Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КОМБИНАТА «МАГНЕЗИТ»







Узкоколейная железная дорога комбината «Магнезит» находится в городе Сатка и его окрестностях. Ширина колеи — 1000 мм. Узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована.



История

В 1929 году на Карагайском карьере близ Сатки для перевозки добытого магнезита был проложен железнодорожный путь колеи 600 мм. На нём использовался самодельный мотовоз, сделанный на основе трактора «Фордзон». В 1931 г. построена более крупная узкоколейная железная дорога. Она имела колею 750 мм. Её тяговый подвижной состав был представлен паровозами и мотовозами.

В 1936 году узкоколейная железная дорога перестраивается на колею 1000 мм и электрифицируется. Первые электровозы — ДКм12 производства московского завода «Динамо». В 1937 году их было 10 единиц.

В 1949 году поступили электровозы производства НЭВЗа (10 единиц) и итальянской фирмы «Савильяно» (в аналогичном количестве). В 1957 году прибыло 200 вагонов-думпкаров 2ВС-35 производства Калининградского завода. Тогда же из социалистической ГДР (г. Хеннингсдорф) в далёкую Челябинскую область привезли первые электровозы EL2. Во избежание путаницы, необходимо отметить, что с ширококолейными промышленными электровозами EL2 их объединяло лишь обозначение.

В те же годы появились и первые электровозы EL3. Этим машинам оказалась суждена очень долгая жизнь — они стали настоящим символом удивительного объекта железнодорожного транспорта, расположенного в Сатке.

По состоянию на 1964 год, насчитывалось 78 различных электровозов и 390 вагонов-думпкаров. В 1965 году был испытан снегоочиститель, в котором использовался реактивный двигатель самолёта. Он потреблял 4 тонны керосина в час, и за это время очищал 10 километров пути.

В 1967 году насчитывалось 60 электровозов и 400 вагонов — думпкаров. В том же году прибыли 43 электровоза ЕL2 и EL3, 130 думпкаров. Поступила автодрезина АГВ, переделанная с колеи 1520 мм.

В 1970 году появился тепловоз ТЭМ6-001 производства Брянского машиностроительного завода. По сути, это был ширококолейный локомотив, поставленный на тележки колеи 1000 мм. Проработал он недолго – чуть более 10 лет, впоследствии был разрезан в металлолом.

15 июня 1972 года электротранспортный цех комбината «Магнезит» переименовывается в Горно-Железнодорожный. В 1982 году завершилось оборудование электровозов радиосвязью. Тогда же планировалось закупить новые электровозы в Югославии, но по каким-то причинам этого не произошло.

В 1990-х годах, несмотря на прекращение поставок нового подвижного состава и уменьшение объёмов перевозки, узкоколейная железная дорога работала нормально, вполне справляясь со своей задачей — доставкой магнезита из карьеров на обогатительные фабрики. В 2000 году на временных путях велась замена деревянных опор контактной сети на металлические.




Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1983 год).








Состояние узкоколейной железной дороги на 2003 год

Поездка автора в Сатку состоялась в октябре 2003 года. Все сведения, касающиеся железной дороги, даны по состоянию на этот момент.

Протяжённость магистральных линий узкоколейнойя железной дороги составляет около 4 километров, но при этом развёрнутая длина путей — от 15 до 20 км. Тяговый подвижной состав представлен только электровозами EL3 (в рабочем состоянии осталось около пятнадцати). Электровозов EL2 сейчас уже нет. Напряжение в контактной сети – 600 вольт, постоянный ток.

Количество вагонов исчисляется сотнями единиц (в основном думпкары). Весь подвижной состав оборудован автосцепкой.

Движение по узкоколейной железной дороге — круглогодичное, ежедневное и круглосуточное. За сутки проходит до сотни грузовых составов. Пассажирских и рабочих поездов нет.

Главная станция узкоколейной железной дороги — Карьерная. Находится в черте города Сатка, но в стороне от городской застройки. Рядом с ней проходят пути широкой колеи (линия общего пользования Бердяуш – Бакал и ППЖТ металлургического завода). На станции расположено управление дороги (Горно-Железнодорожный цех), локомотивное депо и главная диспетчерская. Телефон начальника Горно-Железнодорожного цеха — 33644 (Выломов Евгений Валерьевич).

Прежде станция Карьерная была проходной, сейчас она – тупиковая. К северу от станции находится разветвление линий к станциям ДОФ-1 и ДОФ-2 (ДОФ – дробильно-обогатительная фабрика).

Линия к станции ДОФ-2 пересекает по путепроводу широкую колею Бердяуш — Бакал, по мосту – реку Большая Сатка, вступает на подъём. Станция ДОФ-2 находится примерно в двух километрах от Карьерной. На ней — десятки путей, большое здание управления станции. Она поражает своим размахом, выглядя почти как средняя «сортировка» на широкой колее. Рядом со станцией имеется пересечение путей узкоколейной железной дороги в разных уровнях.

От станции ДОФ-2 в двух направлениях идут карьерные ветки. От них, в свою очередь, отходят временные пути к местам погрузки магнезита. Грузовые составы челночно курсируют между точками погрузки и дробильно-обогатительной фабрикой.

Все станции оборудованы электрической централизацией стрелок. Широко используются светофоры. Управление движением сейчас производит диспетчер. Магистральные линии (Карьерная – ДОФ-2, Карьерная – ДОФ-1) имеют два главных пути.




Станция Карьерная.
25.10.2003








Перспективы

Ситуация непростая. Много лет назад начала обсуждаться возможность перехода на автомобильную вывозку магнезита, с одновременной ликвидацией узкоколейной дороги. Уже сейчас большегрузные «БелАЗы» выполняют значительную часть перевозок. Электровозы EL3 служат почти полвека, рано или поздно предприятие столкнётся с необходимостью их замены. Где взять новые локомотивы – неясно. Протяжённость путей узкоколейной железной дороги постепенно сокращается.

Однако железнодорожники сохраняют оптимизм. Узкоколейная железная дорога является мощной и производительной транспортной системой. За десятки лет в её развитие вложены гигантские средства. Перевозки по ней, как правило, обходятся дешевле, чем на автомобилях – последние используются главным образом там, где укладку железнодорожных путей затрудняет сложный рельеф. В последние годы продолжалось техническое усовершенствование железной дороги, что даёт надежду на будущее.







__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________









Железнодорожная линия широкой колеи Бердяуш — Бакал между путепроводом узкоколейной
железной дороги и станцией Сатка. Вид в сторону станции Сатка.
25.10.2003








Приблизительно там же. Вид в противоположную сторону, в направлении станции Бердяуш.
25.10.2003








Один из путей у депо (станция Карьерная).
25.10.2003









Впереди — территория горно-железнодорожного цеха (депо узкоколейной железной дороги).
25.10.2003








Схема расположения строений на территории ГЖДЦ.
(увеличенный фрагмент изображения
на предыдущем снимке).
25.10.2003








Впереди — локомотивное депо.
25.10.2003








Путь, соединяющий депо со станцией Карьерная.
25.10.2003








Пути вблизи депо.
25.10.2003








Станция Карьерная. Главное здание (диспетчерская).
25.10.2003








Станция Карьерная. Вид из окна на втором этаже здания диспетчерской.
25.10.2003








Вид из того же окна в ту же сторону спустя некоторое время.
25.10.2003








Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-114.
25.10.2003








Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-114.
25.10.2003








Станция Карьерная. Вид в сторону станции ДОФ-2.
25.10.2003








Станция Карьерная. Вид в сторону тупика.
25.10.2003








Станция Карьерная. Электровоз ЕL3-113.
25.10.2003








Электровоз отправился от станции Карьерная до станции ДОФ-2. Впереди — путепровод
над ширококолейной железнодорожной линией Бердяуш — Бакал.
25.10.2003








Немногим позднее. Впереди — пересечение узкоколейной железной дороги с канатной подвесной дорогой.
25.10.2003








Вид в сторону станции Карьерная.
25.10.2003








Путепровод (разноуровневое пересечение путей) у станции ДОФ-2.
25.10.2003








Путепровод (разноуровневое пересечение путей) у станции ДОФ-2.
25.10.2003








Вид в сторону центра станции ДОФ-2.
25.10.2003








Вагон-платформа на станции ДОФ-2.
25.10.2003








Там же. Вид в направлении станции Карьерная.
25.10.2003








Станция ДОФ-2. Вид сверху.
25.10.2003








Станция ДОФ-2.
25.10.2003








Окрестности станции ДОФ-2. Вид на водный объект.
25.10.2003








Электровоз EL3-130 на пути, ведущем к месту погрузки магнезита (недалеко от станции ДОФ-2).
25.10.2003








Вид из кабины электровоза EL3-130 в сторону центра станции ДОФ-2.
25.10.2003








Вагон-хоппер на станции ДОФ-2.
25.10.2003








Станция ДОФ-2. Вид в сторону центра станции.
25.10.2003








В кабине электровоза.
25.10.2003








Думпкар на станции ДОФ-2.
25.10.2003








Сооружение на станции ДОФ-2.
25.10.2003








Станция ДОФ-2. Вид в направлении Карьерной. Слева (вдали) — главное здание.
25.10.2003








Станция ДОФ-2. Табличка с надписью «СТРЕЛКИ
ПЕРЕВОДЯТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ».
25.10.2003








Начало перегона ДОФ-2 — Карьерная. Вид в сторону станции Карьерная.
25.10.2003












Вид в сторону металлургического завода. Вдали сливается расплавленный шлак.
25.10.2003








Путь, ведущий к месту погрузки магнезита.
25.10.2003












Главное здание станции ДОФ-2.
25.10.2003











14.12.2003 © С. Болашенко

назад

на главную страницу