УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РУДНЯНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Главная линия этой узкоколейной железной дороги пролегала по направлению: станция Плоская (на участке Смоленск — Витебск Московской железной дороги, исторической Риго-Орловской железной дороге) — населённый пункт Сташки — окрестности населённого пункта Ордовка — торфомассивы. Протяжённость главной линии узкоколейной железной дороги составляла 23 километра. Управление Руднянского торфопредприятия находилось в Сташках.

Узкоколейная железная дорога действовала на протяжении относительно небольшого периода времени. Согласно тем данным, которые удалось получить автору, она была построена в 1970-х годах. Однако торфомассивы оказались неперспективными. Добыча торфа не была доведена до проектных объёмов. Торфопредприятие было создано лишь «наполовину».

В первой половине 1990-х годов добыча торфа была прекращена, а торфопредприятие — ликвидировано. Узкоколейную дорогу полностью разобрали. Таковы сведения, полученные от местных жителей.

Найти более подробную информацию пока не удалось. Однако в июле 2003 года я прошёл пешком по линии разобранной узкоколейной железной дороги 18 километров. А именно: от пересечения с грунтовой автодорогой Комиссарово — Ордовка до станции Плоская.

Когда-то путь на всём протяжении имел железобетонные шпалы. Сейчас шпалы остались лишь в некоторых, очень немногочисленных точках линии. На участке от пересечения с грунтовой автодорогой Комиссарово — Ордовка до окрестностей нежилого населённого пункта Ельня (пересечение с высоковольтной ЛЭП) по насыпи узкоколейной железной дороги возможно движение автотранспорта.




Впереди — пересечение с автодорогой Комиссарово — Ордовка. Вид в южном направлении.
07.2003



Капитальный бетонный мост через реку Березина хорошо сохранился. Сейчас он также используется редкими автомобилями.




Мост через реку Березина. Вид в сторону станции Плоская.
07.2003









Мост через реку Березина.
07.2003




Встретился свалившийся грузовой вагон — едва ли не единственное, что осталось от подвижного состава.




Вагон в лесу.
07.2003




Далее — заброшенные торфомассивы. Насыпь местами завалена свалившимися после лесных и торфяных пожаров деревьями. Кое-где торф тихо тлеет и сейчас.




Насыпь в точке пересечения разобранной линии узкоколейной железной дороги с ЛЭП. Вид в сторону станции Плоская.
07.2003








Насыпь в точке поворота линии с северного направления на северо-западное (к югу
от населённого пункта Смолиговка). Вид в сторону станции Плоская.
07.2003



Вновь лесной участок. Затем я обнаруживаю, что мост через один из каналов на заброшенном торфомассиве — полностью разрушен. Канал, глубина которого составила около полутора метров, преодолевается вброд. Одежду при этом не снимаю, рюкзак держу над головой.

Достигаю населённого пункта Сташки. Выясняется, что здесь уже не найти сооружений, относящихся к узкоколейной железной дороге.

Далее, у бывшей станции МПС Плоская (ныне остановочный пункт), имеется переезд асфальтированной автодороги. Вероятно, это единственное место, где до сих пор сохранились рельсы узкоколейной железной дороги.

Пересекаю железную дорогу широкой колеи по переезду, выхожу на автодорогу Витебск — Смоленск, и попутным автотранспортом возвращаюсь в Гнёздово.

Через несколько дней узкоколейная железная дорога была посещена ещё раз. Я прошёл по её главной станции, расположенной близ бывшей станции МПС Плоская. Каких-либо сооружений, относящихся к узкоколейной железной дороге, за исключением развалин строения из силикатного кирпича, обнаружить не удалось. Рельсовые пути здесь также не сохранились.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












03.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!