УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СВИТСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Свитское торфопредприятие находилось в посёлке Озёрный Духовщинского района Смоленской области. Торфопредприятие создавалось в первую очередь с целью добычи топливного торфа для тепловой электростанции — Смоленской ГРЭС, расположенной в посёлке Озёрный. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.



История (значительная часть информации получена от Сергея Костыгова)

Строительство Смоленской ГРЭС и жилого посёлка энергетиков, названного Озёрный, началось в 1974 году. Первый энергоблок Смоленской ГРЭС вступил в строй в 1978 году. Изначально предполагалось, что Смоленская ГРЭС будет работать на местном топливе — торфе. Одновременно с электростанцией создавалось крупное торфопредприятие, получившее название Свитское.

Название - по селу Свиты. Этот населённый пункт - один из ближайших к торфомассиву Чистик, на котором предполагалась массовая добыча торфа.

Датой основания Свитского торфопредприятия считается 1974 год. Вскоре началось строительство первого участка узкоколейной железной дороги, при этом использовались самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1 и ЭСУ2А. Работы велись Свитским строительным управлением. В 1977 году поступили первые тепловозы ТУ6А и ТУ7, в 1978 году началась массовая добыча торфа.

Главная линия узкоколейной железной дороги связала Смоленскую ГРЭС с торфомассивом Чистик (другое название — Свитский Мох). Ожидалось, что объём перевозок будет очень большим, поэтому на протяжении 14 километров (от станции 1-й пост в посёлке Озёрный до 1-й полевой базы на торфомассиве Чистик) линия с момента начала работы была двухпутной. Почти всюду были уложены железобетонные шпалы.

На узкоколейной железной дороге использовались светофоры, главная станция была оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. Подвижной состав был оборудован автосцепкой. Поезда были рекордно длинными для узкоколейных железных дорог — до 40 вагонов ТСВ. Помимо грузовых поездов, регулярно курсировали рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов. Поезда курсировали по маршрутам 1-й пост (Озёрный) — 2-я полевая база и 1-й пост (Озёрный) — 4-я полевая база.

Планами развития торфопредприятия предусматривалось строительство новых линий на торфомассиве Чистик и освоение торфомассива, расположенного западнее посёлка Озёрный (на топографических картах подписан как Вербиж-Мох). В 1980-х годах была построена линия на Вербиж-Мох, на которой был возведён крупный железобетонный путепровод над железнодорожной линией широкой колеи Земцы — Жарковский — Смоленск.

Планы строительства линий на торфомассиве Чистик были реализованы не полностью. По информации от С. Костыгова, кольцевая линия, обозначенная на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году, в юго-восточной части построена не была.

В 1988 году вместо торфа Смоленская ГРЭС стала использовать бурый уголь, добыча которого в то время велась в соседнем городе Нелидово. Для доставки угля использовался участок железной дороги широкой колеи Кривая — Промышленная, незадолго до этого введённый во временную эксплуатацию. Объём перевозок торфа резко сократился. Основным потребителем торфа стал торфобрикетный завод в Озёрном.

В 1995 году торфобрикетный завод был остановлен. Тогда же была прекращена доставка угля из Нелидово, основным топливом Смоленской ГРЭС стал природный газ. Постановлением администрации Смоленской области от 29 ноября 1995 года Свитское торфопредприятие было законсервировано.

Движение по узкоколейной железной дороге прекратилось. Почти сразу же началось её разграбление. Некоторые тепловозы были проданы другим торфопредприятиям. Известно о том, что тепловоз ТУ8-0093 поступил на торфопредприятие Усяж (Республика Беларусь, Минская область).


19 мая 1999 года я прошёл пешком по недействующей железной дороге широкой колеи от Кривой (Жарковский район Тверской области) до станции Промышленная (Смоленская ГРЭС), и далее по действующему участку до станции Сошно. На следующий день, 20 мая, был предпринят обход окрестностей посёлка Озёрный в поисках следов узкоколейной железной дороги. К сожалению, на тот момент их оставалось немного. Рельсы повсеместно были сняты, иногда попадались уцелевшие железобетонные шпалы, кабины тепловозов.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.11.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика