Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СВИТСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Свитское торфопредприятие находилось в посёлке Озёрный Духовщинского района Смоленской области. Торфопредприятие создавалось в первую очередь с целью добычи топливного торфа для тепловой электростанции — Смоленской ГРЭС, расположенной в посёлке Озёрный. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.



История (значительная часть информации получена от С. Костыгова)

Строительство Смоленской ГРЭС и жилого посёлка энергетиков, названного Озёрный, началось в 1974 году. Первый энергоблок Смоленской ГРЭС вступил в строй в 1978 году. Изначально предполагалось, что Смоленская ГРЭС будет работать на местном топливе — торфе. Одновременно с электростанцией создавалось крупное торфопредприятие, получившее название Свитское (по населённому пункту Свиты — одному из ближайших к торфомассиву Чистик, на котором предполагалась массовая добыча торфа).

Датой основания Свитского торфопредприятия считается 1974 год. Вскоре началось строительство первого участка узкоколейной железной дороги, при этом использовались самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1 и ЭСУ2А. Работы велись Свитским строительным управлением. В 1977 году поступили первые тепловозы ТУ6А и ТУ7, в 1978 году началась массовая добыча торфа.

Главная линия узкоколейной железной дороги связала Смоленскую ГРЭС с торфомассивом Чистик (другое название — Свитский Мох). Ожидалось, что объём перевозок будет очень большим, поэтому на протяжении 14 километров (от станции 1-й пост в посёлке Озёрный до 1-й полевой базы на торфомассиве Чистик) линия с момента начала работы была двухпутной. Почти всюду были уложены железобетонные шпалы.

На узкоколейной железной дороге использовались светофоры, главная станция была оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов. Подвижной состав был оборудован автосцепкой. Поезда были рекордно длинными для узкоколейных железных дорог — до 40 вагонов ТСВ. Помимо грузовых поездов, регулярно курсировали рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов. Поезда курсировали по маршрутам 1-й пост (Озёрный) — 2-я полевая база и 1-й пост (Озёрный) — 4-я полевая база.

Планами развития торфопредприятия предусматривалось строительство новых линий на торфомассиве Чистик и освоение торфомассива, расположенного западнее посёлка Озёрный (на топографических картах подписан как Вербиж-Мох). В 1980-х годах была построена линия на Вербиж-Мох, на которой был возведён крупный железобетонный путепровод над железнодорожной линией широкой колеи Земцы — Жарковский — Смоленск.

Планы строительства линий на торфомассиве Чистик были реализованы не полностью. По информации от С. Костыгова, кольцевая линия, обозначенная на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году, в юго-восточной части построена не была.

В 1988 году вместо торфа Смоленская ГРЭС стала использовать бурый уголь, добыча которого в то время велась в соседнем городе Нелидово. Для доставки угля использовался участок железной дороги широкой колеи Кривая — Промышленная, незадолго до этого введённый во временную эксплуатацию. Объём перевозок торфа резко сократился. Основным потребителем торфа стал торфобрикетный завод в Озёрном.

В 1995 году торфобрикетный завод был остановлен. Тогда же была прекращена доставка угля из Нелидово, основным топливом Смоленской ГРЭС стал природный газ. Постановлением администрации Смоленской области от 29 ноября 1995 года Свитское торфопредприятие было законсервировано. Движение по узкоколейной железной дороге прекратилось, почти сразу же началось её разграбление. Некоторые тепловозы были проданы другим торфопредприятиям. Известно о том, что тепловоз ТУ8-0093 поступил на торфопредприятие Усяж (Республика Беларусь, Минская область).


19 мая 1999 года я прошёл пешком по недействующей железной дороге широкой колеи от Кривой (Жарковский район Тверской области) до станции Промышленная (Смоленская ГРЭС), и далее по действующему участку до станции Сошно. На следующий день, 20 мая, был предпринят обход окрестностей посёлка Озёрный в поисках следов узкоколейной железной дороги. К сожалению, на тот момент их оставалось немного. Рельсы повсеместно были сняты, иногда попадались уцелевшие железобетонные шпалы, кабины тепловозов.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












23.11.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»

на главную страницу