ТАШКЕНТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Ташкентская детская железная дорога находится в городе Ташкенте — столице независимой Республики Узбекистан с 1991 года. До этого на протяжении почти полутора веков Ташкент был русским городом, одним из центров русской культуры, форпостом России вблизи её южных рубежей. Ташкентская детская железная дорога строилась и развивалась в те далёкие благополучные времена, когда Ташкент являлся центром Узбекской ССР — автономного образования в составе единой страны, на всей территории которой главенствовала русская культура и русский язык. При этом автономии находились во многом в привилегированном положении.

В 2017 году детская железная дорога была уничтожена сумасшедшими властями.

Ташкентская детская железная дорога является одной из первых в СССР. Планы её строительства обсуждались с 1936 года. Решение о строительстве детской железной дороги было подписано председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдашем Ахунбабаевым.

5 августа 1940 года Ташкентская (Малая Среднеазиатская) детская железная дорога была открыта. Среди тягового подвижного состава — капитально реконструированный паровоз серии B, построенный в 1916 году в США, фирма Alco. После ремонта паровоз был назван Уз15-16. Первоначальная протяжённость детской железной дороги — 1070 метров, две тупиковые станции — Солнечная (ныне Ёшлик, переводится как «Молодость») и Заозёрная. В 1950-х годах станция Заозёрная была переименована в Пионерскую, позднее была ликвидирована.

Местонахождение детской железной дороги — Центральный парк культуры и отдыха имени Сталина, который позднее назывался Парк имени Ленинского комсомола, с 1990-х годов — Национальный парк Узбекистана. Транспортного значения дорога никогда не имела.

В 1955 году дорога была продлена в западной части — был открыт новый перегон Заозёрная — Комсомольская (ныне Навои), длиной 650 метров. Таким образом, количество станций возросло до трёх. С того момента трасса детской железной дороги не менялась. В 1957 году паровоз был заменён тепловозом ТУ1-002, который являлся одним из первых отечественных узкоколейных тепловозов и одним из двух тепловозов серии ТУ1. Тепловоз ТУ1-002 производства Калужского машиностроительного завода — это крайне малоизвестный локомотив, который может быть назван «загадкой отечественного узкоколейного локомотивостроения».

Другой, более известный тепловоз ТУ1 (ТУ1-001) поступил на Киевскую детскую железную дорогу, где в 1999 году был порезан варварами, занимавшими высокие должности. Ташкентскому ТУ1 повезло ещё меньше, чем киевскому — он был порезан спустя несколько лет после постройки. Позднее о нём почти забыли — вплоть до того, что многие были убеждены, что единственным тепловозом ТУ1 являлся «киевский».

В начале 1980-х годов тяговый подвижной состав Ташкентской (Малой Среднеазиатской) детской железной дороги был представлен тепловозами ТУ2-064 и ТУ2-114. В 1988 году поступили новые тепловозы ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048.

В 1989 году была открыта узкоколейная железная дорога в Ташкентском музее железнодорожного транспорта. Первые несколько лет она считалась филиалом Ташкентской детской железной дороги. Поезда на ней водили юные железнодорожники.

Тепловоз ТУ2-064 был передан с Ташкентской детской железной дороги на новую узкоколейную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта. Тепловоз ТУ2-114 через некоторое время был порезан.

По информации от выпускника Ташкентской детской железной дороги Никиты Клочкова (данные на 2007 год), тяговый подвижной состав был представлен двумя тепловозами (ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048). Среди прицепного подвижного состава — пассажирские вагоны ПВ40. Подвижной состав круглый год находится под открытым небом. Планы строительства локомотивного депо существовали на протяжении многих лет, но реализовать их не удалось.

Движение поездов производится с 21 марта до начала ноября. В день праздника Навруз (21 марта) и в День независимости (1 сентября) поезд курсирует с 11 часов до 21 часа.


http://railways750.narod.ru/russian/regions/tashkent/tashkent.htm — «Малая Ташкентская железная дорога» (материал Н. Клочкова)

Вызывает немалое уважение тот факт, что Ташкентская детская железная дорога используется для обучения юных железнодорожников. В 1990-х годах, когда все детские железные дороги в соседнем Казахстане были либо варварски уничтожены, либо стали прогулочными узкоколейными железными дорогами, детские железные дороги в регионах Узбекистана (Кокандская и Джизакская) тоже прекратили работу — Ташкентская детская железная дорога была сохранена.

Ташкентская детская железная дорога имеет свой официальный сайт: http://uzdzd.narod.ru.

По состоянию на 2011 год, Ташкентская детская железная дорога продолжает свою деятельность как учебно-воспитательное учреждение. Это единственная детская железная дорога (с учебным процессом) на азиатской и кавказской части территории бывшего СССР. Помимо Узбекистана, детские железные дороги (с учебным процессом) есть только в РФ, Украине, Беларуси, а также в Венгрии — это полный список!


Ташкентская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1982 году
(обозначена автором). Условным знаком, похожим на условный знак «узкоколейная железная дорога»,
здесь обозначены городские трамвайные линии широкой колеи.


Узкоколейная железная дорога на плане города, изданном в 2005 году (обозначена автором).

Я впервые побывал в городе Ташкенте в марте 2000 года. Но на Ташкентской детской железной дороге я впервые побывал лишь 4 сентября 2008 года.

Как оказалось, в сентябре движение поездов производится только по выходным дням. Я приехал в четверг. Находившийся на дороге в день моего приезда инструктор А. Шинкарёв оказал неоценимое содействие в поиске архивных материалов и организации поездки по дороге, за что выражаю ему благодарность.

Было скопировано значительное количество исторических фотографий и других исторических материалов. Они будут выложены позднее.

В тот день я по предварительной договорённости встретился на детской железной дороге с Никитой Клочковым — бывшим юным железнодорожником, ныне работником магистральной Узбекской железной дороги. После осмотра детской железной дороги он подвёз меня на своём автомобиле к Ташкентскому вагоноремонтному заводу. Там были осмотрены вагоны, подготовленные для отправки на «Новую» Кокандскую детскую железную дорогу (как в то время считалось). Поэтому фотографии этих вагонов размещены в разделе «Новой» Кокандской детской железной дороги.

К сожалению, уже почти полностью построенная «Новая» Кокандская детская железная дорога не была введена в эксплуатацию. По необъяснимой причине новая дорога, в строительство которой были вложены значительные средства, оказалась забыта. Вместо Коканда вагоны отправились на узкоколейную железную железную дорогу в Ташкентском музее железнодорожного транспорта.

По состоянию на 2008 год (поездка автора), Ташкент остаётся самым русским, самым европеизированным, самым развитым и культурным городом в регионе, причём отличия от других городов являются разительными. Ташкент в некотором смысле — оазис цивилизации. К сожалению, перспективы этого города — мрачные. Чем дальше Ташкент будет отходить в сторону «дикой Азии» (страны наподобие Афганистана), тем выше угроза для детской железной дороги. Увы, дать гарантии её долговременного сохранения затруднительно.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ НАВОИ, НАЧАЛО ПОХОДА ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОХОД ПО ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННАЯ СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОХОД ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЗАВЕРШЕНИЕ ПОХОДА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЁШЛИК, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ НАВОИ,
     ИНСТРУКТОР А. ШИНКАРЁВ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СТАНЦИЮ ЁШЛИК, СТАНЦИЯ ЁШЛИК)    












05.02.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги города Ташкента»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!