УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ЧИСТИК»







Торфопредприятие «Чистик» находилось в посёлке Чистик Руднянского района Смоленской области. В его владении находилась узкоколейная железная дорога, протяжённость рельсового пути которой, по состоянию на июль 2003 года, составляла около 6 километров.

Не следует путать торфопредприятие «Чистик», находящееся в посёлке Чистик Руднянского района Смоленской области, с торфопредприятием «Чистик», находящимся в посёлке Плещеницы Логойского района Минской области (Республика Беларусь).

Освоение торфомассива Чистик и строительство одноимённого посёлка началось в 1950-х годах. Официально признанная дата основания торфопредприятия «Чистик» — август 1962 года. Приблизительно тогда же начала работать узкоколейная железная дорога. В 1966 году был введён в эксплуатацию торфобрикетный завод — основной потребитель добытого торфопредприятием торфа.

Существовал проект строительства линии узкой колеи от посёлка Чистик до станции Плоская. В какой-то момент его пытались реализовать. Были проделаны некоторые работы. Но укладка пути на этом участке не производилась. Позднее вместо узкоколейной железной дороги по направлению Плоская — Чистик было решено проложить железнодорожную линию широкой колеи. Но она почти не работала, и была разобрана в 1990-х годах.

Согласно старым картам, на торфомассиве когда-то действовали две главные линии узкоколейной железной дороги — «западная» и «восточная». Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития можно оценить приблизительно в 10-12 километров. Позднее осталась только «западная» линия.

В 1990-х годах объём добычи торфа значительно сократился, с конца 1990-х годов узкоколейная железная дорога почти не действовала.

Летом 2002 года на торфяных массивах произошли сильные пожары. Железнодорожный путь получил значительные повреждения. С этого времени движения по узкоколейной железной дороге не было. Осенью 2002 года в посёлке Чистик была в экстренном порядке построена новая котельная, работавшая на угле (ранее действовавшая котельная работала на торфе).

Заметка, опубликованная в местной газете (начало 2003 года):

«Сейчас мы работаем над решением проблемы отопления посёлка Чистик. Есть несколько вариантов. Задача власти — обеспечить теплом жителей посёлка. Пожары, в результате которых были уничтожены все запасы торфа, поставили нас в 2002 году в экстремальные условия. Были приняты срочные меры — построена новая котельная на угле, что потребовало внеплановых расходов из бюджета в размере 1 миллиона рублей. В результате, посёлок спасли от замерзания».



В 2003 году сменился владелец торфопредприятия. Появились планы восстановления узкоколейной железной дороги. По состоянию на тот момент, сделать это было бы непросто. Путь узкоколейной железной дороги зарос травой до такой степени, что рельсы в ней пришлось бы долго искать, а местами — откапывать лопатой. На отдельных участках насыпь полностью сгорела.




Мотовоз (самоходная электростанция) ЭСУ2А-636 на главной станции в посёлке Чистик.
07.2003




Мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А на главной станции узкоколейной железной дороги.
07.2003




Разграбленный тепловоз ТУ6А, номер не установлен.
07.2003




Мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А на главной станции узкоколейной железной дороги.
07.2003




Вид на главную станцию узкоколейной железной дороги с северной стороны.
07.2003




Заросший участок магистральной линии. Окраина посёлка Чистик.
07.2003




Железнодорожный путь близ посёлка Чистик (пролегает между свалившимися вагонами).
07.2003




Вагон, «забытый» на магистральном участке (окраина посёлка Чистик).
07.2003




На окраине Чистика. Одно из немногих мест, где можно увидеть рельсы и шпалы.
07.2003



В августе-сентябре 2003 года были проделаны огромные работы по восстановлению узкоколейной железной дороги. По информации, полученной от Сергея Костыгова, побывавшего в посёлке Чистик в октябре 2003 года, узкоколейная железная дорога работала. По ней регулярно вывозился торф. Новые владельцы торфопредприятия озвучивали оптимистичные планы дальнейшего увеличения торфодобычи.

Реальность оказалась прямо противоположной. Кратковременная «реанимация» узкоколейной железной дороги была предвестником её окончательного уничтожения. В конце 2004 года (?) работа узкоколейной железной дороги навсегда прекратилась.


По данным на май 2007 года, узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. Вероятность её восстановления оценивалась как близкая к нулю.

В посёлке Чистик оставался участок пути длиной около 1 километра. Местами рельсы были украдены. Дальше по направлению к торфомассиву рельсы были сняты. Брикетный завод был частично разрушен.

Оставалось некоторое количество подвижного состава: ЭСУ2А, путеукладчик, грузовые вагоны ТСВ. Почти весь подвижной состав ожидает разделка на металлолом. Возможно, единственный исправный локомотив (мотовоз ЭСУ2А-228) будет продан на какую-либо другую узкоколейную железную дорогу.





Список локомотивов (по состоянию на 15 мая 2007 года)

ЭСУ2А-080, ЭСУ2А-080 (номер)

ЭСУ2А-636, ЭСУ2А-636 (номер)

ЭСУ2А-228, ЭСУ2А-228 (номер)

ЭСУ2А-248, ЭСУ2А-248 (номер) (фрагмент кабины, находился вблизи бывшего торфобрикетного завода)




Торфопредприятие в посёлке Чистик, по состоянию на май 2007 года, было ликвидировано, о торфодобыче здесь уже почти ничто не напоминало. Недалеко от бывшего торфобрикетного завода имелась пилорама, на которой использовался короткий рельсовый путь колеи 750 мм. Узкоколейной железной дорогой он не является.









Поход автора (июль 2003 года)

Спустя несколько дней после «марш-броска» на узкоколейную железную дорогу Руднянского торфопредприятия я вновь прибываю на знакомую станцию Плоская (теперь уже остановочный пункт без путевого развития). Оттуда иду пешком в Чистик по разобранной железнодорожной линии широкой колеи Плоская — Чистик.

Вот и узкая колея. У недействующего торфобрикетного завода стоят три мотовоза ЭСУ2А. По внешнему виду два из них можно оценить как нерабочие.

Также здесь удалось обнаружить один тепловоз ТУ6А (в разграбленном состоянии, номер был нечитаем), разбитые вагоны ПВ51, множество ржавых вагонов ТСВ и цистерн. Почти на всех участках узкоколейной железной дороги в путь были уложены железобетонные шпалы.

Сотрудники торфопредприятия, с которым довелось беседовать, сохраняли оптимизм, полагая, что в будущем движение по движение по узкоколейной железной дороге возобновится. Как выяснилось позднее, к октябрю 2003 года узкоколейная железная дорога действительно была восстановлена, и проработала несколько месяцев.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    












03.2004 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Смоленской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика