Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ГОРНАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ТЕКЕЛИЙСКОГО СВИНЦОВО-ЦИНКОВОГО КОМБИНАТА









Текелийский свинцово-цинковый комбинат находится в городе Те́кели Алма-Атинской области Республики Казахстан (центр области — город Талды-Курган). По состоянию на 2010 год, официальное название предприятия — ТОО «Текелийский горно-перерабатывающий комплекс».

В ведении комбината находится узкоколейная железная дорога, официальное название которой — Горная узкоколейная железная дорога.

До 2004 года протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 15 километров. Она соединяла территорию комбината с шахтами, расположенными в долине реки Текели.

По состоянию на 2010 год, протяжённость сохранившегося участка узкоколейной железной дороги составляет около 2 километров (без учёта станционных путей), он находится внутри территории комбината и вблизи неё. Этот участок предназначен для доставки клинкера от места выгрузки из вагонов широкой колеи к месту погрузки в бункеры обогатительной фабрики

Узкоколейная железная дорога в Текели является одной из самых необычных в мире. На ней используются уникальные локомотивы, которых нет где-либо ещё: II-КП2А (абсолютный «уникум»), ПЭУ1 (имеются также на Сулюктинской узкоколейной железной дороге), секция ПЭУ2 (единственный в мире работающий электровоз ПЭУ2).

Узкоколейная железная дорога необычна наличием контакной сети, сделанной по ширококолейным стандартам, расположением в сильно пересечённой местности. Самая удивительная особенность — наличие ширококолейной автосцепки СА-3. Вероятно, это единственная в мире узкоколейная железная дорога колеи 750 мм, весь подвижной состав которой имеет ширококолейную автосцепку СА-3.



Текелийский свинцово-цинковый комбинат был образован постановлением Совета народных комиссаров СССР от 22 августа 1942 года. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт приблизительно тогда же либо несколько раньше (возможно, в конце 1930-х годов).

Основной участок узкоколейной железной дороги строился одновременно с комбинатом. Главным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка руды из шахт, расположенных в долине реки Текели.

Протяжённость магистральной линии узкоколейной железной дороги составила приблизительно 15 километров. Трасса узкоколейной железной дороги имела крайне тяжёлый профиль (уклон до 45 ‰).

В годы Великой Отечественной войны Текелийский комбинат являлся одним из главных производителей свинца в Советском Союзе. Из текелийского свинца была изготовлена каждая восьмая пуля.

Не позднее 1950-х годов узкоколейная железная дорога была электрифицирована. По состоянию на 1959 год, здесь имелись электровозы II-КП2А, производства Новочеркасского электровозостроительного завода («II» — вторая весовая категория, «КП» — контактный промышленный). Основным прицепным подвижным составом в то время были полувагоны для перевозки руды. Их разгрузка на комбинате производилась с помощью вагоноопрокидывателя.

Все (либо почти все) шахты в окрестностях Текели имели горизонтальные шахтные стволы. Внешне они выглядели как тоннели, уходившие в склон горы. Вблизи шахтных стволов производилась смена тяги: «наземные» электровозы II-КП2А отцеплялись, шахтные электровозы уводили полувагоны в глубину горных выработок.

В 1970 году в Текели поступили электровозы ПЭУ1, построенные Днепропетровским электровозостроительным заводом (по меньшей мере 8 единиц). Горная узкоколейная железная дорога являлась одним из двух мест, где где работали электровозы ПЭУ1 (второе место работы электровозов ПЭУ1 — Сулюктинская узкоколейная железная дорога).

В 1990-х годах в Текели были проданы некоторые электровозы, работавшие на Сулюктинской узкоколейной железной дороге (с относительно высокой степенью достоверности известно лишь о передаче одной секции двухсекционного электровоза ПЭУ2-001).

По утверждению, присутствующему на странице http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=246, в 1990-х годах по инициативе владельцев компании «Казцинк» для узкоколейной железной дороги были приобретены современные импортные электровозы. Они оказались ненадёжными, практически не работали и были порезаны. В ходе поездок в Текели автору не удалось найти никаких сведений об этих электровозах. Начальник железнодорожного цеха А. Добренький и другие работники железной дороги подобных электровозов не помнили.

Ориентировочная дата прекращения работы основной линии узкоколейной железной дороги, соединяющей комбинат с шахтами — 2004 год. Вскоре узкоколейная железная дорога за пределами комбината была разобрана. Однако комбинат продолжал работать. Сырьё (клинкер) стало доставляться на него в вагонах широкой колеи из Восточно-Казахстанской области.

Небольшой участок узкоколейной железной дороги в пределах территории комбината и в её окрестностях был сохранён и продолжал работать. Он был предназначен для перевозок клинкера (руды) от места выгрузки из вагонов широкой колеи, которое расположено в нижней части территории комбината, к приёмным бункерам обогатительной фабрики, которые расположены в верхней части территории комбината.

Протяжённость действующих линий (без учёта путевого развития) составила около 2 километров. Развёрнутая протяжённость (с учётом путевого развития) — 6,5 километров.


Цитата из отчёта железнодорожного цеха, ориентировочно 2007 год:

Узкая колея — с общей численностью 51 человек, в состав которой входят служба движения и вагонного дело, служба электротяги. Работники узкой колеи занимаются доставкой и выгрузкой клинкера в приёмный бункер обогатительной фабрики, ремонтами и обслуживанием электровозов, вагонов, контактной сети и железнодорожных путей узкой колеи. Имеются 8 электровозов, 65 вагонов, 2 вагоноопрокидывателя. Протяжённость железнодорожных путей — 6,5 км.


27 июля 2009 года я впервые побывал на Горной узкоколейной железной дороге. Полное описание поездки в Казахстан: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html.

Представители руководства Текелийского свинцово-цинкового комбината и его железнодорожного цеха отнеслись к моей деятельности исключительно хорошо. Разрешение на посещение территории комбината и фотосъёмку было получено. Однако проехать по узкоколейной железной дороге не удалось: комбинат остановился в декабре 2008 года в связи с «кризисом». Его дальнейшая судьба была неясна.

Помимо электровозов трёх различных типов, на тот момент имелись тепловозы ТУ6Д-0222 и ТУ6А-1011. Причём тепловоз-дрезина ТУ6Д-0222, использующийся при работах по ремонту контактной сети, не был оборудован автосцепкой СА-3.

В конце 2009 года Текелийский свинцово-цинковый комбинат заработал — но уже тогда предвиделась высокая вероятность полного закрытия в близком будущем.

В апреле 2010 года мной была совершена вторая поездка в Текели. Подробное описание этой поездки и узкоколейной железной дороги: http://infojd.ru/dop/poezdka2010kztekeli.html.

В конце 2010 года комбинат снова остановился. По состоянию на начало 2012 года, узкоколейная железная дорога ещё не разобрана. Её дальнейшая судьба неясна. Наиболее вероятная перспектива — полная ликвидация.





Веб-сайты города Текели: http://tekeli.de, http://tekeli.ru, http://madi-kom.narod.ru (полностью на казахском языке).

http://unterstrom.livejournal.com/25622.html
http://unterstrom.livejournal.com/25878.html
http://unterstrom.livejournal.com/26321.html — публикации любителя железных дорог из г. Алма-Ата А. Нургалиева, посвящённые узкоколейной железной дороге.

http://old.wikimapia.org/#lat=44.7955257&lon=78.9227021&z=17&l=1&m=s&v=9 — узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (район шахт).







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
   

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛИ И ПУТИ ВБЛИЗИ НИХ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ДЕПО, ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО, ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ И СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ВБЛИЗИ ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ И ТЕПЛОВОЗ ТУ6А-1011)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПУТИ СТАНЦИИ ФАБРИЧНАЯ, ЭЛЕКТРОВОЗЫ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПУТИ, ЭЛЕКТРОВОЗЫ И ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222 В ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222 В ДЕПО, ЭЛЕКТРОВОЗЫ, ПУТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЕЗДКИ ПО ЛИНИИ, ВАГОНЫ ВБЛИЗИ ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЕЙ)
   











08.01.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Алма-Атинской области»

на главную страницу