Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ГОРНАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ТЕКЕЛИЙСКОГО СВИНЦОВО-ЦИНКОВОГО КОМБИНАТА









Текелийский свинцово-цинковый комбинат находится в городе Те́кели Алма-Атинской области Республики Казахстан (центр области — город Талды-Курган). По состоянию на 2010 год, официальное название предприятия — ТОО «Текелийский горно-перерабатывающий комплекс».

В ведении комбината находится узкоколейная железная дорога, официальное название которой — Горная узкоколейная железная дорога.

По состоянию на 2018 год, комбинат закрыт, узкоколейная железная дорога разобрана.

До 2004 года протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 15 километров. Она соединяла территорию комбината с шахтами, расположенными в долине реки Текели.

По состоянию на 2010 год, протяжённость сохранившегося участка узкоколейной железной дороги составляет около 2 километров (без учёта станционных путей), он находится внутри территории комбината и вблизи неё. Этот участок предназначен для доставки клинкера от места выгрузки из вагонов широкой колеи к месту погрузки в бункеры обогатительной фабрики

Узкоколейная железная дорога в Текели является одной из самых необычных в мире. На ней используются уникальные локомотивы, которых нет где-либо ещё: II-КП2А (абсолютный «уникум»), ПЭУ1 (имеются также на Сулюктинской узкоколейной железной дороге), секция ПЭУ2 (единственный в мире работающий электровоз ПЭУ2).

Узкоколейная железная дорога необычна наличием контакной сети, сделанной по ширококолейным стандартам, расположением в сильно пересечённой местности. Самая удивительная особенность — наличие ширококолейной автосцепки СА-3. Вероятно, это единственная в мире узкоколейная железная дорога колеи 750 мм, весь подвижной состав которой имеет ширококолейную автосцепку СА-3.



Текелийский свинцово-цинковый комбинат был образован постановлением Совета народных комиссаров СССР от 22 августа 1942 года. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт приблизительно тогда же либо несколько раньше (возможно, в конце 1930-х годов).

Основной участок узкоколейной железной дороги строился одновременно с комбинатом. Главным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка руды из шахт, расположенных в долине реки Текели.

Протяжённость магистральной линии узкоколейной железной дороги составила приблизительно 15 километров. Трасса узкоколейной железной дороги имела крайне тяжёлый профиль (уклон до 45 ‰).

В годы Великой Отечественной войны Текелийский комбинат являлся одним из главных производителей свинца в Советском Союзе. Из текелийского свинца была изготовлена каждая восьмая пуля.

Не позднее 1950-х годов узкоколейная железная дорога была электрифицирована. По состоянию на 1959 год, здесь имелись электровозы II-КП2А, производства Новочеркасского электровозостроительного завода («II» — вторая весовая категория, «КП» — контактный промышленный). Основным прицепным подвижным составом в то время были полувагоны для перевозки руды. Их разгрузка на комбинате производилась с помощью вагоноопрокидывателя.

Все (либо почти все) шахты в окрестностях Текели имели горизонтальные шахтные стволы. Внешне они выглядели как тоннели, уходившие в склон горы. Вблизи шахтных стволов производилась смена тяги: «наземные» электровозы II-КП2А отцеплялись, шахтные электровозы уводили полувагоны в глубину горных выработок.

В 1970 году в Текели поступили электровозы ПЭУ1, построенные Днепропетровским электровозостроительным заводом (по меньшей мере 8 единиц). Горная узкоколейная железная дорога являлась одним из двух мест, где где работали электровозы ПЭУ1 (второе место работы электровозов ПЭУ1 — Сулюктинская узкоколейная железная дорога).

В 1990-х годах в Текели были проданы некоторые электровозы, работавшие на Сулюктинской узкоколейной железной дороге (с относительно высокой степенью достоверности известно лишь о передаче одной секции двухсекционного электровоза ПЭУ2-001).

По утверждению, присутствующему на странице http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=246, в 1990-х годах по инициативе владельцев компании «Казцинк» для узкоколейной железной дороги были приобретены современные импортные электровозы. Они оказались ненадёжными, почти не работали и были порезаны. В ходе поездок в Текели автору не удалось найти никаких сведений об этих электровозах. Начальник железнодорожного цеха А. Добренький и другие работники железной дороги подобных электровозов не помнили.

Ориентировочная дата прекращения работы основной линии узкоколейной железной дороги, соединяющей комбинат с шахтами — 2004 год. Вскоре узкоколейная железная дорога за пределами комбината была разобрана. Однако комбинат продолжал работать. Сырьё (клинкер) стало доставляться на него в вагонах широкой колеи из Восточно-Казахстанской области.

Небольшой участок узкоколейной железной дороги в пределах территории комбината и в её окрестностях был сохранён и продолжал работать. Он был предназначен для перевозок клинкера (руды) от места выгрузки из вагонов широкой колеи, которое расположено в нижней части территории комбината, к приёмным бункерам обогатительной фабрики, которые расположены в верхней части территории комбината.

Протяжённость действующих линий (без учёта путевого развития) составила около 2 километров. Развёрнутая протяжённость (с учётом путевого развития) — 6,5 километров.


Цитата из отчёта железнодорожного цеха, ориентировочно 2007 год:

Узкая колея — с общей численностью 51 человек, в состав которой входят служба движения и вагонного дело, служба электротяги. Работники узкой колеи занимаются доставкой и выгрузкой клинкера в приёмный бункер обогатительной фабрики, ремонтами и обслуживанием электровозов, вагонов, контактной сети и железнодорожных путей узкой колеи. Имеются 8 электровозов, 65 вагонов, 2 вагоноопрокидывателя. Протяжённость железнодорожных путей — 6,5 км.


27 июля 2009 года я впервые побывал на Горной узкоколейной железной дороге. Полное описание поездки в Казахстан: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html.

Представители руководства Текелийского свинцово-цинкового комбината и его железнодорожного цеха отнеслись к моей деятельности исключительно хорошо. Разрешение на посещение территории комбината и фотосъёмку было получено. Однако проехать по узкоколейной железной дороге не удалось: комбинат остановился в декабре 2008 года в связи с «кризисом». Его дальнейшая судьба была неясна.

Помимо электровозов трёх различных типов, на тот момент имелись тепловозы ТУ6Д-0222 и ТУ6А-1011. Причём тепловоз-дрезина ТУ6Д-0222, использующийся при работах по ремонту контактной сети, не был оборудован автосцепкой СА-3.

В конце 2009 года Текелийский свинцово-цинковый комбинат заработал — но уже тогда предвиделась высокая вероятность полного закрытия в близком будущем.

В апреле 2010 года мной была совершена вторая поездка в Текели. Подробное описание этой поездки и узкоколейной железной дороги: http://infojd.ru/dop/poezdka2010kztekeli.html.

В конце 2010 года комбинат снова остановился. По состоянию на начало 2012 года, узкоколейная железная дорога ещё не разобрана. Её дальнейшая судьба неясна. Наиболее вероятная перспектива — полная ликвидация.





Веб-сайты города Текели: http://tekeli.de, http://tekeli.ru, http://madi-kom.narod.ru (полностью на казахском языке).

http://unterstrom.livejournal.com/25622.html
http://unterstrom.livejournal.com/25878.html
http://unterstrom.livejournal.com/26321.html — публикации любителя железных дорог из г. Алма-Ата Амира Нургалиева, посвящённые узкоколейной железной дороге.

http://old.wikimapia.org/#lat=44.7955257&lon=78.9227021&z=17&l=1&m=s&v=9 — узкоколейная железная дорога на спутниковых снимках (район шахт).







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
   

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛИ И ПУТИ ВБЛИЗИ НИХ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ДЕПО, ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО, ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ В ДЕПО И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ И СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ВБЛИЗИ ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЭЛЕКТРОВОЗЫ И ТЕПЛОВОЗ ТУ6А-1011)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПУТИ СТАНЦИИ ФАБРИЧНАЯ, ЭЛЕКТРОВОЗЫ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПУТИ, ЭЛЕКТРОВОЗЫ И ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222 В ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ТЕПЛОВОЗ-ДРЕЗИНА ТУ6Д-0222 В ДЕПО, ЭЛЕКТРОВОЗЫ, ПУТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЕЗДКИ ПО ЛИНИИ, ВАГОНЫ ВБЛИЗИ ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЕЙ)
   











08.01.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Алма-Атинской области»

на главную страницу