АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Алма-Атинская детская железная железная дорога находится в восточной части города Алма-Ата (с 1990-х годов официальное название внутри Казахстана — Алматы). Главной станцией является станция Жастар (ранее Комсомольская).

Детская железная дорога в Алма-Ате, в то время столице Казахской ССР, была открыта в сентябре 1952 года. Первоначально дорога называлась Малой Турксибской (Малой Туркестано-Сибирской). Любопытный факт: такое же официальное название имела открытая в 1979 году Семипалатинская детская железная дорога.

Линия узкоколейной железной дороги представляет собой кольцо протяжённостью около 1240 метров. С 1952 года до настоящего времени (2009 год) трасса узкоколейной железной дороги не менялась.

В первые годы на узкоколейной железной дороге работал паровоз. В 1958 году поступил тепловоз ТУ2 (возможно, ТУ2-112). В 1980 году тепловоз ТУ2-112 был передан на Чимкентскую (Шымкентскую) детскую железную дорогу. На Алматинской детской железной дороге с этого времени работал тепловоз ТУ2-124, поступивший несколькими годами ранее.

В 1986 году на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз ТУ7А-2921. Тепловоз ТУ2-124 был поставлен в качестве памятника вблизи здания управления детской железной дороги. В 1991 году он был порезан и вывезен в качестве металлолома.

К тому времени на узкоколейной железной дороге осталась одна станция, имеющая путевое развитие — Комсомольская (с 1993 года называется Жастар, что можно перевести на русский язык как «Молодёжная»).

1996 год (по другим данным — 1994 год) стал последним годом работы узкоколейной железной дороги в качестве учебно-воспитательного учреждения. В 1997 году ставился вопрос о разборке узкоколейной железной дороги. Однако её удалось сохранить.

Тепловоз ТУ7А-2921 был разграблен, но остался на территории детской железной дороги. Никакого движения на узкоколейной железной дороге в 1997 и 1998 годах не было.

В 1999 году узкоколейная железная дорога подверглась некоторой реконструкции: была отремонтирована платформа на остановочном пункте Достык, причём её габариты оказались малоприспособлены для использования стандартного подвижного состава. Был приобретён мотовоз, произведённый в Италии, и три открытых пассажирских вагона, построенных там же.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует. «Развлекательные» пассажирские перевозки приносят доход её владельцам, поэтому вероятность ликвидации узкоколейной железной дороги представляется минимальной.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1988 году.


Увеличенный фрагмент той же самой карты.


26 июля 2009 года автор впервые побывал на Алма-Атинской детской железной дороге. Удалось совершить поездку по ней. Кроме того, линия была зафотодокументирована на всём протяжении в ходе пешей проходки.

Алма-Атинская детская железная дорога (теперь формально уже не детская железная дорога, а прогулочная узкоколейная железная дорога) — единственная в Казахстане, за чью судьбу можно не беспокоиться. Дорога короткая, находится внутри городского парка в одном из самых богатых городов страны. Поэтому она имеет значительный и стабильный пассажиропоток. Следовательно, дорога приносит прибыль своим владельцам.

Алма-Атинская детская железная дорога, к сожалению, значительно меньше похожа на ДЖД, чем детские железные дороги в Караганде и Чимкенте. Они тоже являются «развлекательными», но сохранили традиционный подвижной состав.

В Алма-Ате «нормальный» подвижной состав заменён уродливым мотовозом итальянского производства, вагоны ПВ40 — столь же примитивными открытыми вагонами. Над линией сооружён «псевдотуннель», габариты которого не позволят пропустить любой тепловоз серии ТУ и вагоны ПВ40. Это ещё более усложняет возрождение дороги в качестве полноценной ДЖД в будущем. Впрочем, «псевдотуннель» легко обойти по обходному пути.

Проехав в поезде, я был сильно удивлён, выяснив цель строительства тоннеля. Оказалось, что он является специфическим аттракционом, своеобразным «миниатюрным кукольным театром». Въехав в тоннель, поезд останавливается на несколько минут, происходит небольшое представление. Перед въездом в тоннель поезд атакуют «индейцы».

На бывшей станции Жастар уже около 10 лет стоит безнадёжно разграбленный тепловоз ТУ7А-2921. Сохранились светофоры. Путевое развитие представлено двумя неиспользуемыми стрелками. Отправление прогулочного поезда производится по заполнению (достаточно часто). Cтоимость проезда — 300 тенге (60 рублей).

Здание учебного корпуса сохранилось, используется в качестве кафе. Мне удалось найти старую табличку: «кабинет тепловозного хозяйства». Сохранился как минимум один вагон ПВ40, используемый в качестве хозяйственного помещения.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    












18.02.2012 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Алма-Атинской области и города Алма-Ата»

на главную страницу




Яндекс.Метрика