Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АРЫССКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Арысский шпалопропиточный завод находится в городе Арысь Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. По состоянию на 2008 год, завод является одним из двух шпалопропиточных предприятий Казахстана. На заводе находится узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше 2 километров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1984 году (нанесена условно).



Местонахождение шпалопропиточного завода на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2005 год).



Строительство шпалопропиточного завода началось в 1954 году. Выбор Арыси в качестве места размещения шпалопропиточного завода был обусловлен географическим положением этой узловой станции: отсюда в трёх направлениях расходятся магистральные железнодорожные линии, обслуживающие значительные по площади районы Средней Азии, Южного Казахстана и Западного Казахстана.

В 1957 году завод вступил в строй. С момента открытия на нём действовала узкоколейная железная дорога. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1960-х годах на завод поступил как минимум один мотовоз МД54-4, позднее поступали тепловозы ТУ6А и (по неподтверждённым данным) ТУ4.

Один из паровозов Кп4 (построен в 1955 году заводом в Хшануве, Польша, заводской номер 4401) ориентировочно в начале 1980-х годов был установлен в качестве памятника у входа на территорию завода.

11 августа 1988 года в Арыси побывал собиратель истории железных дорог из Москвы Роман Молочников. В ходе поездки Р. Молочников обследовал паровоз-памятник, однако узкоколейная железная дорога детально не изучалась. На тот момент паровоз находился в хорошем состоянии, ставился вопрос о его переносе к железнодорожному вокзалу.

Возможно, благодаря полученным данным о наличии редкого паровоза в 1990 году среди представителей только что созданного Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) возникла идея добиться отправки паровоза в один из железнодорожных музеев. «По следам» Р. Молочникова в Арысь приезжал В. Миронов — один из основателей Переславского железнодорожного музея-заповедника (ПЖМЗ). Но попытка забрать паровоз не увенчалась успехом.

В 1998 году Арысский шпалопропиточный завод был выведен из состава компании «Казакстан Темiр Жолы» («Казахстанские железные дороги») и был акционирован. Последующий период истории завода был сложным. Завод неоднократно менял владельцев и временно прекращал работу. Однако спрос на деревянные шпалы в регионе сохраняется, что вселяет надежду на будущее.





Поездка автора (6 сентября 2008 года)

Прибыв в город Арысь, нахожу шпалопропиточный завод с некоторыми усилиями — как оказалось, он находится на дальней окраине города, в стороне от станции Арысь I, с которой связан подъездным путём длиной около 2 километров. Приятно обнаружить «исторический» паровоз, установленный вблизи проходной.

Трудностей с попаданием на территорию завода не возникло, но была другая проблема: как оказалось, в последние два месяца движения по узкоколейной железной дороге не было из-за временной остановки завода.

Разыскав машиниста тепловоза, пытаюсь договориться о поездке на тепловозе. Машинист запросил 2500 тенге (около 500 российских рублей). Без вопросов отдаю деньги, слегка обидевшись за это требование (внешне не показывая это). Как оказалось, зря — топливный бак тепловоза был пуст, машинисту пришлось приобретать дизельное топливо в городе и заправлять тепловоз. Попытки запустить дизель заняли почти 4 часа. Наконец, дизель был запущен благодаря подталкиванию тепловоза грузовым автомобилем. По узкоколейной железной дороге удалось проехать немногим более 400 метров, так как все стрелки были зашиты.

По состоянию на тот момент, на узкоколейной железной дороге находился один исправный тепловоз — ТУ8-0387, два разграбленных тепловоза (ТУ8-0160, неустановленный ТУ6А), кабина мотовоза МД54-4 (предположительно 986). Сохранялась также одна тележка этого же мотовоза.

Имелись разграбленные ширококолейные тепловозы ТГК2-737 и ТГК2-5108, исправный тепловоз ТГК2-8340.

Со слов главного инженера, развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги (с учётом «трёхниточных» участков) составляла 2 100 метров. До момента временной остановки завод работал круглогодично. Сырьё для производства, непропитанные шпалы (в терминологии шпалопропитчиков — белая шпалá) закупается в России. В числе недавних заказов была партия шпал для путей узкой колеи, которые поступили в Ангрен (Узбекистан), на шахтные узкоколейные железные дороги.


Фотографии, сделанные в 2008 году.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ВБЛИЗИ ПРОХОДНОЙ)
   











03.04.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Южно-Казахстанской области»

на главную страницу