Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.








УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АРЫССКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Арысский шпалопропиточный завод находится в городе Арысь Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. По состоянию на 2008 год, завод является одним из двух шпалопропиточных предприятий Казахстана. На заводе находится узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше 2 километров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1984 году (нанесена условно).



Местонахождение шпалопропиточного завода на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2005 год).



Строительство шпалопропиточного завода началось в 1954 году. Выбор Арыси в качестве места размещения шпалопропиточного завода был обусловлен географическим положением этой узловой станции: отсюда в трёх направлениях расходятся магистральные железнодорожные линии, обслуживающие значительные по площади районы Средней Азии, Южного Казахстана и Западного Казахстана.

В 1957 году завод вступил в строй. С момента открытия на нём действовала узкоколейная железная дорога. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1960-х годах на завод поступил как минимум один мотовоз МД54-4, позднее поступали тепловозы ТУ6А и (по неподтверждённым данным) ТУ4.

Один из паровозов Кп4 (построен в 1955 году заводом в Хшануве, Польша, заводской номер 4401) ориентировочно в начале 1980-х годов был установлен в качестве памятника у входа на территорию завода.

11 августа 1988 года в Арыси побывал собиратель истории железных дорог из Москвы Роман Молочников. В ходе поездки Р. Молочников обследовал паровоз-памятник, однако узкоколейная железная дорога детально не изучалась. На тот момент паровоз находился в хорошем состоянии, ставился вопрос о его переносе к железнодорожному вокзалу.

Возможно, благодаря полученным данным о наличии редкого паровоза в 1990 году среди представителей только что созданного Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) возникла идея добиться отправки паровоза в один из железнодорожных музеев. «По следам» Р. Молочникова в Арысь приезжал В. Миронов — один из основателей Переславского железнодорожного музея-заповедника (ПЖМЗ). Но попытка забрать паровоз не увенчалась успехом.

В 1998 году Арысский шпалопропиточный завод был выведен из состава компании «Казакстан Темiр Жолы» («Казахстанские железные дороги») и был акционирован. Последующий период истории завода был сложным. Завод неоднократно менял владельцев и временно прекращал работу. Однако спрос на деревянные шпалы в регионе сохраняется, что вселяет надежду на будущее.





Поездка автора (6 сентября 2008 года)

Прибыв в город Арысь, нахожу шпалопропиточный завод с некоторыми усилиями — как оказалось, он находится на дальней окраине города, в стороне от станции Арысь I, с которой связан подъездным путём длиной около 2 километров. Приятно обнаружить «исторический» паровоз, установленный вблизи проходной.

Трудностей с попаданием на территорию завода не возникло, но была другая проблема: как оказалось, в последние два месяца движения по узкоколейной железной дороге не было из-за временной остановки завода.

Разыскав машиниста тепловоза, пытаюсь договориться о поездке на тепловозе. Машинист запросил 2500 тенге (около 500 российских рублей). Без вопросов отдаю деньги, слегка обидевшись за это требование (внешне не показывая это). Как оказалось, зря — топливный бак тепловоза был пуст, машинисту пришлось приобретать дизельное топливо в городе и заправлять тепловоз. Попытки запустить дизель заняли почти 4 часа. Наконец, дизель был запущен благодаря подталкиванию тепловоза грузовым автомобилем. По узкоколейной железной дороге удалось проехать немногим более 400 метров, так как все стрелки были зашиты.

По состоянию на тот момент, на узкоколейной железной дороге находился один исправный тепловоз — ТУ8-0387, два разграбленных тепловоза (ТУ8-0160, неустановленный ТУ6А), кабина мотовоза МД54-4 (предположительно 986). Сохранялась также одна тележка этого же мотовоза.

Имелись разграбленные ширококолейные тепловозы ТГК2-737 и ТГК2-5108, исправный тепловоз ТГК2-8340.

Со слов главного инженера, развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги (с учётом «трёхниточных» участков) составляла 2 100 метров. До момента временной остановки завод работал круглогодично. Сырьё для производства, непропитанные шпалы (в терминологии шпалопропитчиков — белая шпалá) закупается в России. В числе недавних заказов была партия шпал для путей узкой колеи, которые поступили в Ангрен (Узбекистан), на шахтные узкоколейные железные дороги.


Фотографии, сделанные в 2008 году.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПАРОВОЗ-ПАМЯТНИК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ВБЛИЗИ ПРОХОДНОЙ)
   











03.04.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Южно-Казахстанской области»

на главную страницу