МАЛАЯ ЦЕЛИННАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Целинная (ранее существовавшие названия: Малая Карагандинская, Целиноградская) детская железная дорога находилась в Нур-Султане — столице Республики Казахстан. Дорога носила имя Героя Советского Союза М. В. Яглинского.


Узкоколейная железная дорога в городе Акмолинске (с 1961 года назывался Целиноград, с 1992 года Акмола, с 1998 года Астана, с 2019 года Нур-Султан) была открыта 9 июня 1946 года. Ширина колеи составляла 600 мм (такая же колея была и на открытой спустя два года Сталинградской детской железной дороге). Нестандартный для СССР размер колеи позволил использовать на дороге немецкий подвижной состав.

Первоначально узкоколейная железная дорога официально называлась «Малая Карагандинская детская железная дорога» (город Караганда расположен приблизительно в 200 километрах от Акмолинска). Это было связано с тем, что Акмолинский железнодорожный узел в то время находился на Карагандинской железной дороге. В центре Карагандинской железной дороги, городе Караганде, детской железной дороги не было.

Линия узкоколейной железной дороги представляла собой замкнутое кольцо протяжённостью приблизительно 1700 метров. Оно было расположено в парке, вблизи берега реки Ишим (Есил). Имелись две станции: Абай (названа в честь казахского поэта Абая Кунанбаева), и Победа (на казахском языке — Женic). На обеих станциях были построены деревянные вокзальные здания.

В 1958 году узкоколейная железная дорога была перестроена с колеи 600 мм на стандартную узкую колею — 750 мм. Появился тепловоз ТУ2.

В 1959 году, после появления детской железной дороги в Караганде, узкоколейная железная дорога была переименована в Малую Акмолинскую, в 1961 году — в Целиноградскую. В 1977 году Целиноград стал центром Целинной железной дороги. Скорее всего, с этого времени детская железная дорога называлась Малой Целинной.

По состоянию на начало 1990-х годов, на дороге имелся тепловоз ТУ2-175, несколько пассажирских вагонов Pafawag. Функцию локомотивно-вагонного депо выполняла огороженная территория, расположенная рядом с главным ходом, вблизи берега реки Ишим (перегон Абай — Победа).




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.




Узкоколейная железная дорога на плане города.



В конце 1997 года бывший Целиноград стал столицей Казахстана. В числе прочих организаций, сюда переехало и управление компании железных дорог Казахстана (АО «НК «Казакстан Темiр Жолы»). За несколько лет этот город изменился до неузнаваемости, его называют одним из лучших городов Земли.

В 2001 году руководство «Казакстан Темiр Жолы» приняло решение об отказе от содержания последних детских железных дорог, ещё находившихся к тому моменту на балансе компании. Городские власти не пожелали предпринять каких-либо действий, направленных на сохранение дороги. Этом можно охарактеризовать одним словом: дикари!

Весной 2002 года детская железная дорога была полностью уничтожена. Подвижной состав (тепловоз ТУ2-175, вагоны Pafawag), в основном, был порезан. Некоторые вагоны использовались в качестве бытовок на городских строительных площадках. Рельсы были сняты и проданы в качестве металлолома. Вокзал на станции Победа был продан сторонней организации и превращён в кафе «Сары-Арка».

Произошедшее в 2002 году дикое и трагическое для многих событие наглядно продемонстрировало, на каком уровне культурного развития на деле находится Казахстан — «развитое демократическое евразийское государство», по заявлениям местной власти.

Для сравнения: в России после 1991 года не была уничтожена ни одна детская железная дорога. В развитие детских железных дорог вкладываются значительные средства, все детские железные дороги находятся в хорошем состоянии. В 2005 году была открыта детская железная дорога в Новосибирске, в 2007 году — в Кемерове и Казани. Планируется создание новых детских железных дорог (в Самаре и других городах).

По своему экономическому положению Казахстан сопоставим с Россией. Как и в России, железная дорога здесь — главный вид транспорта. Но в России считается, что детские железные дороги необходимы для профессионального обучения, в Казахстане о будущем не задумываются.

Более чем странным выглядит и тот факт, что была уничтожена детская железная дорога, расположенная в Астане — самом современном, благополучном и быстроразвивающемся городе Казахстана. В других, значительно менее богатых городах (Караганде и Шымкенте) детские железные дороги сохранены благодаря усилиям городских властей, хотя и перестали выполнять учебную функцию.



По состоянию на 31 мая 2007 года, на всём протяжении разобранной узкоколейной железной дороги оборудована пешеходная дорожка. На бывшей станции Абай сохранилась платформа. Имевшийся здесь вокзал сгорел в конце 1990-х годов, от него не осталось почти никаких следов. Вокзал на станции Победа в очередной раз сменил владельца, и проходит капитальный ремонт, в результате которого будет почти полностью утрачен прежний облик здания.







Разобранная узкоколейная железная дорога на набережной реки Ишим,
вблизи станции Победа. Вид в сторону станции Абай.
31.05.2007












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ    












11.06.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Акмолинской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.