Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Семипалатинская детская железная дорога была расположена в городе Семипалатинске — бывшем центре бывшей Семипалатинской области Казахстана. На казахском языке город всегда назывался Семей. Это название является производным от «Семипалатинск».

В 2007 году казахские националисты в рамках проводимой в Казахстане политики искоренения русской культуры и выдавливания русских объявили о переименовании города в Семей. Все вывески и надписи были заменены. В законодательство были введены санкции за использование прежнего названия. Автор принципиально называет город исключительно как Семипалатинск.

Семипалатинская детская железная дорога была построена в течение лета 1979 года и открыта в День железнодорожника, 4 августа 1979 года. На узкоколейной железной дороге с момента её открытия работал тепловоз ТУ2-140 и по меньшей мере 3 пассажирских вагона Pafawag. Позднее поступил тепловоз ТУ2-221.



Пассажирский поезд, состоящий из тепловоза ТУ2-140 и пассажирских вагонов Pafawag
(фотография из материала «Малый Турксиб» — в строю!», опубликованного
в газете «Иртыш», №151, 7 августа 1979 года).



Лето 1979 года. Пассажирский поезд детской железной дороги. Фотография предоставлена В.Н. Кашляком.



Подпись к предыдущему снимку.



Одна из станций. Тепловоз ТУ2-221 с поездом. 1980-е годы. Фотография предоставлена В.Н. Кашляком.

Детская железная дорога находилась в городской зоне отдыха — на острове Кирова (изначально назывался Полковничий остров, после 1991 года это название было возвращено).

По неподтверждённым данным, изначально Семипалатинская детская железная дорога была кольцевой. В июле 1986 года была сдана в строй вторая очередь детской железной дороги — линия в сторону центра города. С этого времени детская железная дорога стала не кольцевой, а петлевой.

В распоряжении автора имеются карты, на которых обозначена детская железная дорога, однако на них не подписаны станции. Станций было пять: Кировская (её местонахождение известно, это ближайшая станция к центру города), Ленинская, Калининская, Пионерская, Комсомольская. Разыскиваются сведения об их местонахождении.

Главная станция Кировская находилась вблизи моста через протоку реки Иртыш, отделяющую Полковничий остров от центра города. Протяжённость дороги, согласно картам, составляла около 3 километров (хотя в печатных источниках называется цифра 5 километров).

Детская железная дорога стала второй узкоколейной железной дорогой в городе — здесь уже давно действовала узкоколейная железная дорога Жана-Семейского шпалопропиточного завода. Сведений о каких-либо передачах подвижного состава с одной дороги на другую нет.

Семипалатинская детская железная дорога носила название «Малый Турксиб» (Малая Туркестано-Сибирская). Такое название — напоминание о том, что город Семипалатинск являлся начальным пунктом Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали, построенной в 1926-1931 годах, пролегающей по направлению Семипалатинск — Аягуз — Актогай — Алма-Ата — Чу — Луговая.

В материале «Малый Турксиб» — в строю!», опубликованном в газете «Иртыш» 7 августа 1979 года, детская железная дорога названа самой протяжённой в Казахской ССР. Однако это не соответствовало действительности. Кустанайская детская железная дорога, открытая в 1978 году, имела протяжённость 3 километра, это превышало протяжённость первой очереди Семипалатинской детской железной дороги. Чимкентская детская железная дорога, открытая в 1980 году, была длиннее даже после открытия второй очереди Семипалатинской детской железной дороги в 1986 году.



Выражаю благодарность историку и краеведу из г. Семипалатинска Виктору Кашляку за предоставление материала «Малый Турксиб» — в строю!» и других материалов, посвящённых детской железной дороге!



29 мая 1995 года был издан приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, в котором говорилось о закрытии Семипалатинской детской железной дороги.

В последующие годы Семипалатинская детская железная дорога была варварски уничтожена. В Российской Федерации подобное невозможно представить!


Автор осмотрел район уничтоженной безумными варварами Семипалатинской детской железной дороги 29 июля 2009 года. Уничтожители «поработали на славу»!

От Малой Туркестано-Сибирской детской железной дороги, гордости города и одного из немногих приятных объектов в Семипалатинске, не особо богатом на достопримечательности, теперь осталось немногое. Если долго и настойчиво вести поиски, то можно обнаружить заросшие посадочные платформы на бывших станциях. Насыпь местами уже почти не заметна.






Материал «Малый Турксиб» — в строю!», опубликованный в газете «Иртыш», №151 (7 августа 1979 года). Оригинал находится здесь.

Материал в «графической» версии предоставил В. Н. Кашляк.

______________________________________________________

«Малый Турксиб» — в строю!

В минувшее воскресенье в парке имени С. М. Кирова была открыта детская железная дорога «Малый Турксиб». Это счастливое событие для семипалатинской детворы совпало со Всесоюзным днём железнодорожника. На торжества по случаю праздника и в ввода в строй «Малого Турксиба» прибыли руководители партийных и советских органов области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни жителей областного центра.

На десять часов утра был назначен митинг, но уже задолго до его открытия в парк имени С. М. Кирова к стальному кольцу «Малого Турксиба», начальники дороги. И все, кто своими глазами увидел новую дорогу, говорили: да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребёнка!

Действительно, «Малый Турксиб» вызывает гордость и восхищение. И в первую очередь — за людей, построивших эту дорогу. Место для неё также избрано отличное: в старом тенистом парке, кругом зелень, цветы, сама природа создала здесь уют для отдыха малышей.

Каких-нибудь день-два назад здесь ещё виднелись горы земли, слышался шум работающих моторов, а уже сегодня картина была другой. Как и подобает на настоящей железной дороге, чистота и порядок: готов в свой первый рейс пассажирский состав, волнуются юные машинисты и проводники, последние наставления дают им их взрослые друзья — работники Семипалатинского отделения дороги.

Знакомимся с теми, кто получил право первым повести состав по «Малому Турксибу». Это — учащиеся шестьдесят четвёртой школы Семипалатинска Олег Егоров и Илья Дунай. Сын машиниста Владимира Егорова семиклассник Олег с четвёртого класса занимается в школьном кружке юных железнодорожников, ему очень нравиться профессия машиниста, он уже имеет документ на управление тепловозом. Рядом с Олегом — наставник, машинист Семипалатинского отделения дороги Серик Куатбаев и его помощник Константин Юданок. Они говорят о том, что многие ребята из подшефной 64-й школы прилежно осваивают железнодорожные профессии, мечтают пойти по стопам своих отцов и матерей.

— «Малый Турксиб» — в строю!» — замечает С. Куатбаев. Это лучшая детская железная дорога в республике. По протяжённости она самая длинная — почти два с половиной километра… Мы, работники Семипалатинского отделения дороги, гордимся тем, что именно в нашем городе юная смена железнодорожников получила такой прекрасный «полигон» для учёбы, приобретения навыков вождения составов. А ведь с этого и начинается приобщение к нашей профессии.

Подходит время торжественного митинга. Его открывает первый секретарь городского комитета партии Н. М. Ульянов. В своём выступлении он говорит о том, что в нашей стране неуклонно воплощается в жизнь ленинский принцип: всё лучшее — детям! Яркое свидетельство тому — «Малый Турксиб», замечательный подарок юным семипалатинцам в международный год ребёнка. В очень короткий срок — всего лишь за один месяц — была введена в строй детская железная дорога. Её сооружали железнодорожники и автомобилисты, речники и строители, дорожники и работники городского коммунального хозяйства. Сотни людей самых различных профессий энергично, мастерски, инициативно возводили объект, принесший такую большую радость детям.

Н. М. Ульянов сердечно поблагодарил участников строительства «Малого Турксиба» за самоотверженный труд. Почётное право забить последний, «серебряный» костыль в полотно дороги предоставляется старшему мастеру Семипалатинской дистанции пути Александру Лукичу Курезе. С удовольствием выполняет это поручение опытный железнодорожник. Вбит «серебряный костыль», дорога готова принять состав… Коллеги крепко жмут руки Александру Лукичу, юным машинистам, их наставникам, строителям дороги.

Выступает бригадир Семипалатинской дистанции пути Б. Сагимбаев. От имени железнодорожников он поблагодарил всех, кто строил «Малый Турксиб», за старанье, энтузиазм, мастерство, заверил участников митинга в том, что работники Семипалатинского отделения дороги будут энергично воспитывать свою юную смену.

Начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К. Г. Ержанов говорил в своём выступлении о том, что «Малый Турксиб» построен в знаменательное время — накануне 50-летнего юбилея легендарного Турксиба, ставшего настоящей артерией жизни для Казахстана и других республик. «Малый Турксиб», подчёркивает К. Г. Ержанов, станет хорошей технической школой для семипалатинских ребят.

Примечательный штрих: детские железные дороги строятся только в нашей стране, только у нас государство отпускает такие крупные денежные средства на их сооружение. Это — прямое свидетельство заботы партии и государства о детях, об их будущем.

К. Г. Ержанов вручает юным железнодорожникам символический ключ от «Малого Турксиба».

От имени юности города на митинге выступает ученица 64-ой школы Ира Руденская.

— В благодарность за заботу о нас — говорит она — мы обещаем ещё лучше учиться, трудиться, быть активными в пионерских делах всегда стремиться к тому, чтобы принести радость нашим старшим товарищам.

Затем пионеры вручают цветы участникам митинга, рапортуют о своих делах и успехах — о том, как хранят традиции строителей Турксиба, об участии в республиканской операции «Турксиб-БАМ: перекличка пятилеток», о переписке с трудовыми коллективами строителей Байкало-Амурской магистрали…

Тепло встречают участники митинга выступление почётного железнодорожника, ветерана Турксиба Николая Кондратьевича Леонова. Он вспомнил о том, как строился Турксиб, какое мужество и героизм проявляли турксибовцы, пожелал меньшему собрату — «Малому Турксибу» успешной работы на поприще приобщения школьников к профессии железнодорожника.

Первый заместитель председателя облисполкома А. С. Еременко и председатель горисполкома Ч. К. Уразбаев вручили группе строителей Почётные грамоты.

На торжествах по случаю открытия «Малого Турксиба» присутствовал начальник Алма-Атинской железной дороги Е. Б. Бурумбаев. В своём выступлении он подчеркнул, что областные и городские партийные и советские органы, хозяйственные руководители сделали всё необходимое для того, чтобы построить лучшую в республике детскую железную дорогу в короткий срок.

К слову сказать, весь коллектив Алма-Атинской железной дороги, его начальник Е. Б. Бурумбаев горячо поддержали идею о строительстве в Семипалатинске «Малого Турксиба», вложили свой труд и старание в то, чтобы эта идея быстрее превратилась в действительность.

Наступает финал торжества. Почётное право открыть детскую железную дорогу предоставляется депутату Верховного совета СССР, первому секретарю областного комитета партии А. Г. Рамазанову.

Разрезается алая лента. Под звуки марша юные железнодорожники занимают свои места в тепловозе и вагонах. Гром аплодисментов сопровождает трогающийся в первый рейс детский пассажирский состав… «Малый Турксиб» — в строю!

На его открытии присутствовали второй секретарь обкома партии П. В. Савельев, секретари обкома партии И. И. Сембаев, А. А. Тупицын, Т. Я. Хряпов.

В. ЛУЦАЙ.


На снимках: дежурная по станции — ученица средней школы №64 Ира Ксенофонтова — отправляет поезд в первый рейс; тысячи юных граждан города и их родители пришли на открытие детской железной дороги; по живописным местам проходит поезд с маленькими пассажирами.

Фото В. Ивашевского.










Исторические материалы, предоставленные В.Н. Кашляком

ДЕТСКАЯ Ж.Д. НА ОСТРОВЕ. 3 апреля 1979 г.

В целях создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города, в ознаменовании Международного года ребенка и 50-летия со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги, бюро горкома Компартии Казахстана и исполком Горсовета постановляет:

— одобрить предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве в г. Семипалатинске в 1979-1980 г.г. детской железной дороги силами предприятий, организаций и учебных заведений.

— принять предложение горкома комсомола об объявлении указанной стройки ударной комсомольской стройкой города. Строительство осуществить на территории зоны отдыха на о. им. Кирова, завершить его к 1-му мая 1980 г. — ко дню 50-летия открытия Турксиба.

/ЦДНИ, Ф. 96, оп. 7, д. 385, л. 29/

Вагоны узкой колеи для детской ж.д. поступили в конце июля 1979 г.

В соответствии с приказом № 74 от 1 августа 1979 г., на Семипалатинском отделении ж.д., в честь международного года ребенка, открыта детская ж.д. «Малый Турксиб», активное участие по руководству выгрузкой и установкой тепловоза и цельнометаллических вагонов на путь узкой колеи принимал НВП-13 — т. Шейко, который был премирован суммой в 50 руб.

Он стал первым начальником детской ж.д.

/ЦДНИ, Ф. 395, оп. 1, д. 937/

17 июля 1979 г.

Решение Горсовета

В соответствии с постановлением бюро Горкома КП Казахстана и Горсовета от 23 марта 1979 г. — «О строительстве детской ж.д. в Семипалатинске» исполком решил:

1. Обязать облмолобъединение безвозмездно передать сборный павильон Ремонтно-строительному управлению «Казторгстрой» для установки его и использованию под вокзал детской ж.д.

7 августа 1979 г.

Решение Горсовета

Отвести Семипалатинскому отделению Алма-Атинской ж.д. земельный участок площадью 2.5 га на острове им. Кирова в Ленинском районе для строительства детской ж.д.

25 августа 1980 г.

Приказ начальника 5-го отделения Алма-Атинской ж.д.

«О создании комиссии по приемке детской ж.д., построенной на острове им. Кирова в постоянную эксплуатацию». Создать комиссию, которой приступить к приемке 28 августа 1980 г.

/ЦДНИ, Ф. 396, оп. 1, д. 954, л. 191/

25 декабря 1980 г.

приказ по Семипалатинскому отделению Алма-Атинской ж.д.

«О вводе в эксплуатацию детской ж.д. «Малый Турксиб» в г. Семипалатинске».

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1111 «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», на отделении построена детская ж.д. Основной задачей детской ж.д. является развитие технического творчества школьников, проведение профессиональной ориентации, прививать интерес к железнодорожной технике и профессиям железнодорожного транспорта.

Детскую железную дорогу использовать как основную практическую базу для подготовки юных железнодорожников.

На основании акта приемки дороги государственной комиссией от 25 декабря 1980 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Детскую ж.д. в г. Семипалатинске открыть для постоянной эксплуатации и впредь использовать ее для проведения практических занятий юных железнодорожников в летний период.

2. Начальнику Семипалатинской дистанции пути т. Малиновскому В.П. постоянно содержать узкоколейный железнодорожный путь в технический исправном состоянии, обеспечивающим безопасность движения.

3. Начальнику локомотивного депо Семипалатинск тов. Кулешову А.И. на летний период выделять одну локомотивную бригаду и проводить все виды служебного и деповского ремонта, предусмотренные технологией для тепловоза серии ТУ-2.

4. Начальнику вагонного депо Семипалатинск тов. Паневину В.С. обеспечить содержание и ремонт вагонов узкой колеи в соответствии утвержденной местной инструкции.

5. Начальнику детской железной дороги тов. Шейко Г. обеспечить качественное проведение учебного процесса в кружках юных железнодорожников.

6. Начальнику отдела кадров отделения тов. Абдуллину А. укомплектовать инструкторско-преподавательский состав, обслуживающий персонал дороги согласно штатного расписания.

7. Начальнику ДЖД Шейко Г. разработать и представить на утверждение смету расходов по детской ж.д. на 1981 г.

8. Ответственность за безопасность движения и технику безопасности на дороге возложить на начальника детской ж.д. тов. Шейко Г.

Начальник Семипалатинского отделения ж.д. — К. Ержанов.

/ЦДНИ, Ф. /

Для охраны тепловоза и всей детской ж.д. был выстроен специальный сторожевой пост (домик) и тепловоз на зиму консервировался.

Здание для вокзала детской ж.д. начало строиться в мае 1980 г.

21 мая 1985 г. № 10-Б-205

Разрешить Семипалатинскому отделению Алма-Атинской железной дороги строительство II очереди детской железной дороги в Ленинском районе на острове им. Кирова.

Детская ж.д. в 1985 г. дважды находилась под затоплением. Хуже того, весенний паводок полностью покрыл территорию дороги и размыл ее в отдельных местах. Но к 4 мая она была полностью восстановлена.

За летний период 1985 г. детская ж.д. обслужила около 9 тыс. чел. города и области.

Рабочий период 1985 г. — с 1 мая по 8 октября и была поставлена на консервацию на зимний период.

Следующий сезон — с 1 мая 1986 г.

Октябрь 1985 г. — начальник детской ж.д. — Шейко Г.Г.



1 апреля 1986 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

«О подготовке хозяйства детской ж.д. «Малый Турксиб» для работы в летний период 1986 г.».

— на колонах установить имитированные часы.

— отремонтировать сторожевую будку, перрон и станционный павильон с покраской и побелкой.

— установить красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской ж.д.

— отремонтировать путь и путевое хозяйство с установкой переездных будок в количестве 2 шт.

— одновременно приступить к укладке насыпи и верхнего строения пути 2-й очереди.

— Начальнику вагонного депо — подготовить 4 цельнометаллических вагонов с последующей покраской, укомплектовав их пожарным инвентарем.

Установить светофоры, громкоговорящую установку и радиофицировать вагоны.

Начальник детской ж.д. — Г. Шейко.

/ЦДНИ, Ф. 395, оп. 1, д. 1051, л.л. 152-153/


29 апреля 1986 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

Шейко Григорий Герасимович — на ж.д. проработал 43 года и в связи с 60-летием объявлена благодарность и премирован в размере оклада

3 июля 1986 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д. «О вводе в эксплуатацию 2-й очереди Семипалатинской железной дороги «Малый Турксиб».

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся в общеобразовательных школах и подготовки их к труду», на отделении по острову им. С.М. Кирова завершено строительство второй очереди железной дороги «Малый Турксиб».

Основной задачей дороги является развитие технического творчества школьников, проведение профессиональной ориентации школьников. Резко возрастает степень ее транспортного назначения для обслуживания трудящихся города прибывающих отдыхать на остров им. С.М. Кирова. На основании изложенного ПРИКАЗЫВАЮ:

1. 2-ю очередь в комплексе с существующей детской железной дорогой открыть для постоянной эксплуатации и впредь использовать ее для проведения практических занятий юных железнодорожников обеспечивая при этом перевозки пассажиров, приезжающих для отдыха на остров им. С.М. Кирова.

2. Начальнику дистанции пути т. Малиновскому В.П. изготовить необходимую паспортную документацию и постоянно содержать узкоколейный путь и все искусственные сооружения в технически исправном состоянии, обеспечивающим безопасность движения поездов.

3. Начальнику локомотивного депо т. Кулешову А.И. обеспечить безупречную работу тепловоза ТУ-2 и в сроки проводить все виды служебного и деповского ремонта, предусмотренные правилами ремонта.

4. Начальнику вагонного депо т. Паневину В.С. обеспечить культурное содержание и ремонт вагонов узкой колеи в соответствии утвержденной местной инструкцией, оборудовав подвижной состав пожарными средствами по установленным нормам.

5. Начальнику ДЖД т. Шейко Г.Г., ПЧ-18 т. Малиновскому В.П., ШЧ-8 т. Симакову В.А. до 15 июля полностью решить вопрос с переездной сигнализацией. ПЧ-18 т. Малиновскому В.П. опубликовать в печати порядок эксплуатации переезда автогужевым транспортом, уведомить об этом руководство дома отдыха и войсковые части, дислоцированные на острове.

6. Начальнику ДЖД т. Шейко Г.Г. совместно с причастными руководителями хозяйств и отделов, причастных к движению поездов, переработать местную инструкцию движения с учетом появившихся дополнительных изменений в эксплуатационной работе дороги. На станции Кировская (у моста) отцепку, обгон и прицепку тепловоза возложить на локомотивную бригаду в соответствии с ПТЭ утвержденного Министром Путей Сообщения от 5 июля 1979 г.

7. Начальнику ДЖД т. Шейко Г.Г. обеспечить безопасность движения поездов, технику личной безопасности обслуживающего персонала и безопасности пассажиров. Одновременно вступить в ходатайство перед партийными и советскими органами об ускорении строительства остановочных пунктов, установки на них радио и телефонной связи. Принять меры по изготовлению наглядной агитации на станциях, оформить графики и плакаты с исторической справкой детской железной дороги.

Начальник — Бадамбаев Т.Ш.

/ЦДНИ, Ф. 395, оп. 1, д. 1052, л.л. 9-10/


9 июля 1986 г.

Газета «Иртыш», № 130

И вот открылась вторая очередь «Малого Турксиба» которая увеличит протяженность детской ж.д. более чем вдвое. Если раньше на дороге всего два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в 5 км. появились совершенно новые — «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города — В. Кашляк).

Первая станция начинается сразу от пешеходного моста и ведут от нее поезда юные железнодорожники 64-й семипалатинской школы.

Г. Шейко

(На каждой станции имелись: посадочные платформы, свой вокзал и павильон).

5 августа 1986 г.

Вступила в строй 2-я очередь детской ж.д., ею связаны все культурно-спортивные комплексы острова.

Приказом начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д. ряд работников награждены денежными премиями, в т.ч. и начальник детской ж.д. Г. Шейко.

15 марта 1987 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

Подготовка к летнему периоду: четыре классных пассажирских вагона, покрасить голубой эмалью снаружи и совместно с кафедрой графики пединститута их художественно оформить.

Произвести ремонт во 2-й половине здания бывшего ресторана «Весна», приспособив его под помещение вокзала детской ж.д.

24 апреля 1987 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

В кружках «Юный железнодорожник» детской ж.д. инструкторский состав составлял 3 единицы, из которых только один имел среднетехническое образование, остальные не имели даже железнодорожных профессий. Директору детской ж.д. Шейко Г. за это объявлен выговор.

Апрель 1988 г.

Начальник детской ж.д. — Г.Г. Шейко.

Апрель 1989 г.

Начальник детской ж.д. — С.М. Мазный.

4 апреля 1989 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

В 1988 г. произошёл сход цельнометаллического пассажирского вагона детской ж.д.

Была создана комиссия, которой было поручено 10 апреля 1989 г. комиссионно осмотреть вагон, решить вопрос о его ремонте и дальнейшей эксплуатации.

Июль 1989 г.

В штат детской ж.д. входили: начальник, заместитель начальника, инструктора, завхоз, машинист локомотива, проводник. Выходные — понедельник и вторник.

18 апреля 1990 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д. Начальнику семипалатинского вагонного депо т. Паневину В.С. осуществить замену вагонов детской ж.д. на новые.

24 октября 1991 г.

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

Сократить:
3. Должность начальника детской ж.д. — Мазный Сергея Михайловича.
4. Должность заместителя начальника детской ж.д. — Турганбаеву Шамшинур Жармухамбетовну.
5. Должность инструктора детской ж.д. — Борисенко Агафью Лаврентьевну.

5 марта 1993 г.
Детская ж.д. передана в распоряжение ПЧ-18.

29 мая 1995 г.
Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.
В связи с отсутствием средств на содержание детской ж.д. и отказом областной администрации в оказании финансовой помощи н/р 03-11/494 от 11 мая 1995 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Закрыть детскую ж.д. и никаких средств не отвлекать на ее текущее содержание.
2. Штат работников отправить в отпуска без содержания, кроме сторожевой охраны.









Материал «К 30-летию «Малого Турксиба», автор — В. Н. Кашляк. В сокращённом виде публиковался в городской газете.

______________________________________________________

К 30-летию «Малого Турксиба»

В целях создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города, в ознаменовании Международного года ребенка и 50-летия со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги, бюро Горкома Компартии Казахстана и исполком Горсовета приняли в начале апреля 1979 года совместное постановление, в котором одобрили предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве в г. Семипалатинске в 1979-1980 г.г. детской железной дороги силами предприятий, организаций и учебных заведений.

Строительство наметили осуществить на территории зоны отдыха на острове имени Кирова (сейчас остров Полковничий) и завершить к 1-мая 1980 года — ко дню 50-летия открытия Турксиба. Горком комсомола, в свою очередь, объявил данную стройку ударной комсомольской стройкой города. И работа закипела.

Для начала под строительство первой очереди был отведен земельный участок площадью 2,5 га., затем приступили к земляным работам, стали укладывать шпалы и рельсы узкоколейной железной дороги. В середине июля был сооружен временный вокзал детской железной дороги, для чего использован сборный павильон облмолобъединения (кирпичное здание вокзала было выстроено в 1980 г.), а в конце этого же месяца на путь узкой колеи были установлены тепловоз и четыре цельнометаллических вагона.

5 августа 1979 года, в воскресенье, во Всесоюзный день железнодорожника, детская железная дорога «Малый Турксиб» была торжественно открыта. По случаю праздника и ввода в строй детской ж.д. пришли руководители области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни горожан. Все кто пришел на открытие увидел своими глазами новую дорогу и говорили, «да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребенка!. Действительно, «Малый Турксиб» вызывает гордость и восхищение. И в первую очередь — за людей, построивших эту дорогу. Место для нее также выбрано отличное: в старом тенистом парке, кругом зелень, цветы, сама природа создала здесь уют для отдыха малышей.

Каких-нибудь день-два назад здесь еще виднелись горы земли, слышался шум работающих моторов, а уже сегодня картина иная: кругом, как и подобает на настоящей железной дороге, чистота и порядок, готов в свой первый рейс пассажирский состав, волнуются юные машинисты и проводники, последние наставления дают им их взрослые друзья — работники Семипалатинского отделения дороги».

Торжественный митинг открыл первый секретарь Горкома партии Н.М. Ульянов, который еще раз отметил, что «Малый Турксиб» — «замечательный подарок юным семипалатинцам в Международный год ребенка. В очень короткий срок — всего лишь за один месяц — была введена в строй детская дорога. Ее сооружали железнодорожники и автомобилисты, речники и строители, дорожники и работники городского коммунального хозяйства. Сотни людей самых различных профессий энергично, мастерски, инициативно возводили объект, принесший такую большую радость детям».

Последний — «серебряный костыль» в полотно дороги забил старший мастер дистанции пути Александр Лукич Курез и дорога готова к приему первых пассажиров.

Выступивший на митинге начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К.Г. Ержанов подчеркнул, что «Малый Турксиб» «станет хорошей технической школой для семипалатинских ребят» и вручил юным железнодорожникам символический ключ от «Малого Турксиба». Тепло встретили участники митинга выступление почетного железнодорожника, ветерана Турксиба Николая Кондратьевича Леонова. Первый заместитель председателя облисполкома А.С. Еременко (в то время) и председатель горисполкома Ч.К. Уразбаев вручили группе строителей дороги Почетные грамоты.

На торжествах по случаю открытия «Малого Турксиба» присутствовал начальник Алма-Атинской железной дороги Е.Б. Бурумбаев. В своем выступлении он подчеркнул, что областные и городские партийные и советские органы, хозяйственные руководители сделали все необходимое для того, чтобы построить лучшую в республике железную дорогу в короткий срок.

От имени молодежи со словами благодарности выступила ученица 64-й школы Ира Руденская. На митинге было отмечено, что «детские железные дороги строятся только в нашей стране, только у нас государство отпускает такие крупные средства на их сооружение. Это — прямое свидетельство заботы партии и государства о детях, об их будущем». Почетное право открыть детскую железную дорогу было предоставлено депутату Верховного Совета СССР, первому секретарю областного комитета партии А.Г. Рамазанову.

«Разрезается алая лента. Под звуки марша юные железнодорожники занимают свои места в тепловозе и вагонах. Гром аплодисментов сопровождает трогающийся в первый рейс детский пассажирский состав…». Право повести первыми состав по «Малому Турксибу» было предоставлено учащимся 64-й школы Олегу Егорову и Иле Дунай, а дежурной по станции, отправившей первый состав, была ученица этой же школы Ира Ксенофонтова.

Начальником детской железной дороги был назначен Шейко Григорий Герасимович.

Официально первая очередь железной дороги «Малый Турксиб» была принята в эксплуатацию 25 декабря 1980 г.

С первого дня работы детской дороги, за ней был учрежден строгий надзор. Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны всей дороги был выстроен специальный сторожевой домик. К началу эксплуатационного сезона (май-октябрь) дорога тщательно проверялась, специалисты осматривали буквально каждый сантиметр дороги и каждый работающий механизм. Но иногда случались и непредвиденные ситуации, так весной 1985 г. детская дорога дважды подверглась затоплению и была размыта в некоторых местах, но к началу сезона была полностью восстановлена, а в 1988 году произошел сход одного вагона. Но всё обошлось без жертв.

В мае 1985 г. Семипалатинскому отделению Алма-Атинской железной дороги было разрешено строительство второй очереди детской ж.д., которая была сдана в эксплуатацию в июле 1986 г. «2-ю очередь в комплексе с существующей детской железной дорогой открыть для постоянной эксплуатации и впредь использовать ее для проведения практических занятий юных железнодорожников обеспечивая при этом перевозки пассажиров, приезжающих для отдыха на остров им. С.М. Кирова».

К сдаче в эксплуатацию 2-й очереди подготовка к летнему сезону была проведена особенно тщательно: на колонах установили имитированные часы, отремонтировали сторожевую будку, перрон и станционный павильон с покраской и побелкой; установили красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской ж.д.; отремонтировали пути и путевое хозяйство с установкой переездных будок; установлены светофоры, громкоговорящая аппаратура; тщательно подготовлены четыре цельнометаллических вагона, которые были покрашены и укомплектованы пожарным инвентарем, кроме того, все вагоны были радиофицированы.

«И вот открылась вторая очередь «Малого Турксиба», которая увеличит протяженность детской ж.д. более чем вдвое. Если раньше на дороге всего два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в 5 км. появились совершенно новые — «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). Первая станция начинается сразу от пешеходного моста и ведут от нее поезда юные железнодорожники 64-й семипалатинской школы».

На каждой станции были выстроены посадочные платформы, свой вокзал и павильон. Вторая очередь связала все культурно-спортивные комплексы острова.

К летнему сезону 1987 года вагоны были художественно оформлены совместно с кафедрой графики пединститута и снаружи выкрашены голубой эмалью. В это же время был произведен ремонт в половине здания бывшего ресторана «Весна», для приспособления его под помещение вокзала детской ж.д.

В апреле 1987 г. начальник детской ж.д. Шейко Г.Г. получил выговор за то, что в кружках «Юный железнодорожник» детской ж.д. из 3-х инструкторов один только имел среднетехническое образование, а остальные даже не имели железнодорожных профессий. В связи с достижением пенсионного возраста Шейко Г.Г. в 1988 г. был отправлен на пенсию (ум. в январе 1989 г.) и назначен был новый начальник — Мазный С.М.

В 1990 г. была осуществлена замена вагонов детской ж.д. на новые, а с 1991 г. начался закат первой детской железной дороги в нашем городе. Сначала были сокращены начальник, его заместитель и инструктор детской ж.д., в 1993 г. была передана в распоряжение ПЧ-18.

И вот последний документ, который был подписан руководством Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги 29 мая 1995 года:

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

В связи с отсутствием средств на содержание детской ж.д. и отказом областной администрации в оказании финансовой помощи н/р 03-11/494 от 11 мая 1995 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Закрыть детскую ж.д. и никаких средств не отвлекать на ее текущее содержание.

2. Штат работников отправить в отпуска без содержания, кроме сторожевой охраны.

А хотя эту красоту можно было сохранить. Надо было только принять правильное решение и наши дети до сих пор могли бы пользоваться этим чудом — «Малым Турксибом», теперь уже на острове «Полковничьем».

Некоторые места остались еще от детской железной дороги — это остатки перронов, насыпи от узкоколейной ж.д. и один разбитый вагон на задворках ресторана.

В.Н. Кашляк,
Член Союза журналистов.












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (РАЗОБРАННАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
   









06.02.2012 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Восточно-Казахстанской области»

на главную страницу