Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АРБАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ










Официально признанная дата основания Арбанского торфопредприятия — 7 сентября 1943 года. Начать массовые разработки торфа заставил дефицит традиционных видов топлива, ощущавшийся в период Великой Отечественной войны.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги неизвестна. Скорее всего, это произошло в близкий период времени. Первые участки узкоколейной железной дороги соединили строящийся посёлок торфопредприятия (в 1952 году он получил название Новый) с торфомассивом и с городом Йошкар-Ола.






Цитата из материала «Посёлок Новый» (http://www.12rus.ru/List/27/1421/)

Образование посёлка Нового связано со строительством торфопредприятия на базе Арбанского торфомассива. Так, 7 сентября 1943 года Государственный комитет обороны СССР обязал Наркомместстрой РСФСР приступить к выполнению этой важной задачи. Возвести предприятие на новом месте, да ещё во время войны, оказалось делом непростым. В связи с этим последовал ряд правительственных решений.

1 декабря 1943 года Совнарком Марийской АССР обратился в вышестоящую инстанцию, непосредственно к В.М. Молотову и Г.М.Маленкову с просьбой о поставке основного технологического оборудования для добычи торфа.

24 марта 1945 года Совнарком Марийской АССР и бюро обкома ВКП(б) приняли постановление «О плане добычи торфа и мобилизации сельского населения», в котором намечалось подготовить оборудование — резаки, лопаты, тачки для добычи кускового торфа. С 1948 года начал внедряться машинный способ добычи торфа, с 1955 года — механизированная погрузка.

В 1965 году торфодобытчики при строительстве узкоколейки применили путеукладчик, внедрили на вывозке торфа тепловоз, передвижную торфобрикетную установку, торфяной комбайн.

В первые годы работы Арбанского торфопредприятия люди жили в бараках. Некоторые специалисты и рабочие сумели построить частные дома. В 1945 году был открыт детский сад на 40 мест. В 1952 году населённый пункт Арбанского торфопредприятия переименовали в посёлок Новый.

В 1976 году на долевых началах с совхозом «Пригородный» положено начало строительству благоустроенного жилья, котельной, которую вскоре перевели на газ, очистных сооружений и водонапорной башни со скважиной. В 1980 году торфодобытчики получили первые 18 благоустроенных квартир. На месте имеющихся бараков было построено 3 многоквартирных дома.

Первый директор торфопредприятия Калашников работал с 1943 по 1945 гг., с 1945 по 1947 гг. — Г.Г.Воронцов.

В течение 20 лет возглавлял Арбанское торфопредприятие кавалер ордена Трудового Красного Знамени Алексей Васильевич Старостин, 17 лет — Владимир Васильевич Белов.

В 2001 г. в посёлке Новый проживали 1438 человек, имелось 552 дома, из них — 540 частных, 12 ведомственных. Улицы поселка частично заасфальтированы. В ведомственные и частные дома проведен газ.

В сентябре 2003 года жители посёлка Нового вместе с Арбанским торфопредприятием будут отмечать свое 60-летие. За 60 лет становления и развития предприятия руководством и коллективом рабочих было преодолено немало трудностей: не хватало рабочей силы в первые годы. Из 450 рабочих по оргнабору работали только 233, из 5 торфодобывающих машин исправных было только 2.

Добытый в первые годы торф не имел большого спроса. Это приводило к тяжёлому финансовому состоянию. И только в начале 1960-х гг., когда предприятие приступило к производству фрезерного торфа для нужд сельского хозяйства, на удобрение полей, когда на коллектив Арбанского торфопредприятия возложили ответственность по добыче торфа в других регионах, финансовое состояние стало улучшаться. Но за 30-летний период заготовки кускового торфа для Йошкар-Олинской ГЭС его запасы стали истощаться.

В целом более чем за полвека предприятие поставило народному хозяйству республики более 14,6 млн. тонн торфа, в том числе как энергоносителя — около 3 млн. т. И это всё благодаря человеческому фактору: руководителям торфопредприятия, инженерно-техническому персоналу, рабочим и служащим, словом, всем тем, кто внёс свою лепту в дело становления и развития Арбанского торфопредприятия.





В 1953 году торф стал использоваться в качестве топлива на Йошкар-Олинской ТЭЦ, расположенной в черте города Йошкар-Ола. Торф подвозился к ТЭЦ по узкоколейной железной дороге. Главная станция узкоколейной железной дороги и контора торфопредприятия находилась в Новом.

После освоения Арбанского торфомассива, расположенного вблизи посёлка Новый и села Арбаны, появилась вторая магистральная линия, подводящая к торфомассиву, расположенному у населённого пункта Куй-Сола. Протяжённость линий узкоколейной железной дороги составила не менее 20 километров.

Торфопредприятие имело по меньшей мере три полевые базы — две на Арбанском торфомассиве, одну на торфомассиве у Куй-Солы. От посёлка Новый до полевых баз курсировали рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов.

В 1970-х годах (ориентировочно) Йошкар-Олинская ТЭЦ перестала использовать торфяное топливо. Вскоре в черте города узкоколейная железная дорога была разобрана. Несколько позднее был разобран и участок, ведущий к торфомассиву у населённого пункта Куй-Сола.

На Арбанском торфомассиве добыча торфа продолжалась для нужд сельского хозяйства. Участок узкоколейной железной дороги к северу от посёлка Новый продолжал работать.

В 1990-х годах узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По состоянию на 12 сентября 2002 года, сохранившихся участков пути в посёлке Новый нет. В посёлке можно встретить подвижной состав узкой колеи, используемый в качестве хозяйственных помещений.

Арбанское торфопредприятие формально ещё существует. Торфопредприятие производит, главным образом, стройматериалы, в минимальном количестве — торф. Но теперь его вывозят только автомобилями и тракторами.









Разобранная магистральная линия узкоколейной железной дороги немногим севернее
посёлка Новый. Вид в северном направлении.
12.09.2002














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












16.04.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу