Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АРБАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ










Официально признанная дата основания Арбанского торфопредприятия — 7 сентября 1943 года. Начать массовые разработки торфа заставил дефицит традиционных видов топлива, ощущавшийся в период Великой Отечественной войны.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги неизвестна. Скорее всего, это произошло в близкий период времени. Первые участки узкоколейной железной дороги соединили строящийся посёлок торфопредприятия (в 1952 году он получил название Новый) с торфомассивом и с городом Йошкар-Ола.






Цитата из материала «Посёлок Новый» (http://www.12rus.ru/List/27/1421/)

Образование посёлка Нового связано со строительством торфопредприятия на базе Арбанского торфомассива. Так, 7 сентября 1943 года Государственный комитет обороны СССР обязал Наркомместстрой РСФСР приступить к выполнению этой важной задачи. Возвести предприятие на новом месте, да ещё во время войны, оказалось делом непростым. В связи с этим последовал ряд правительственных решений.

1 декабря 1943 года Совнарком Марийской АССР обратился в вышестоящую инстанцию, непосредственно к В.М. Молотову и Г.М.Маленкову с просьбой о поставке основного технологического оборудования для добычи торфа.

24 марта 1945 года Совнарком Марийской АССР и бюро обкома ВКП(б) приняли постановление «О плане добычи торфа и мобилизации сельского населения», в котором намечалось подготовить оборудование — резаки, лопаты, тачки для добычи кускового торфа. С 1948 года начал внедряться машинный способ добычи торфа, с 1955 года — механизированная погрузка.

В 1965 году торфодобытчики при строительстве узкоколейки применили путеукладчик, внедрили на вывозке торфа тепловоз, передвижную торфобрикетную установку, торфяной комбайн.

В первые годы работы Арбанского торфопредприятия люди жили в бараках. Некоторые специалисты и рабочие сумели построить частные дома. В 1945 году был открыт детский сад на 40 мест. В 1952 году населённый пункт Арбанского торфопредприятия переименовали в посёлок Новый.

В 1976 году на долевых началах с совхозом «Пригородный» положено начало строительству благоустроенного жилья, котельной, которую вскоре перевели на газ, очистных сооружений и водонапорной башни со скважиной. В 1980 году торфодобытчики получили первые 18 благоустроенных квартир. На месте имеющихся бараков было построено 3 многоквартирных дома.

Первый директор торфопредприятия Калашников работал с 1943 по 1945 гг., с 1945 по 1947 гг. — Г.Г.Воронцов.

В течение 20 лет возглавлял Арбанское торфопредприятие кавалер ордена Трудового Красного Знамени Алексей Васильевич Старостин, 17 лет — Владимир Васильевич Белов.

В 2001 г. в посёлке Новый проживали 1438 человек, имелось 552 дома, из них — 540 частных, 12 ведомственных. Улицы поселка частично заасфальтированы. В ведомственные и частные дома проведен газ.

В сентябре 2003 года жители посёлка Нового вместе с Арбанским торфопредприятием будут отмечать свое 60-летие. За 60 лет становления и развития предприятия руководством и коллективом рабочих было преодолено немало трудностей: не хватало рабочей силы в первые годы. Из 450 рабочих по оргнабору работали только 233, из 5 торфодобывающих машин исправных было только 2.

Добытый в первые годы торф не имел большого спроса. Это приводило к тяжёлому финансовому состоянию. И только в начале 1960-х гг., когда предприятие приступило к производству фрезерного торфа для нужд сельского хозяйства, на удобрение полей, когда на коллектив Арбанского торфопредприятия возложили ответственность по добыче торфа в других регионах, финансовое состояние стало улучшаться. Но за 30-летний период заготовки кускового торфа для Йошкар-Олинской ГЭС его запасы стали истощаться.

В целом более чем за полвека предприятие поставило народному хозяйству республики более 14,6 млн. тонн торфа, в том числе как энергоносителя — около 3 млн. т. И это всё благодаря человеческому фактору: руководителям торфопредприятия, инженерно-техническому персоналу, рабочим и служащим, словом, всем тем, кто внёс свою лепту в дело становления и развития Арбанского торфопредприятия.





В 1953 году торф стал использоваться в качестве топлива на Йошкар-Олинской ТЭЦ, расположенной в черте города Йошкар-Ола. Торф подвозился к ТЭЦ по узкоколейной железной дороге. Главная станция узкоколейной железной дороги и контора торфопредприятия находилась в Новом.

После освоения Арбанского торфомассива, расположенного вблизи посёлка Новый и села Арбаны, появилась вторая магистральная линия, подводящая к торфомассиву, расположенному у населённого пункта Куй-Сола. Протяжённость линий узкоколейной железной дороги составила не менее 20 километров.

Торфопредприятие имело по меньшей мере три полевые базы — две на Арбанском торфомассиве, одну на торфомассиве у Куй-Солы. От посёлка Новый до полевых баз курсировали рабочие поезда, состоявшие из пассажирских вагонов.

В 1970-х годах (ориентировочно) Йошкар-Олинская ТЭЦ перестала использовать торфяное топливо. Вскоре в черте города узкоколейная железная дорога была разобрана. Несколько позднее был разобран и участок, ведущий к торфомассиву у населённого пункта Куй-Сола.

На Арбанском торфомассиве добыча торфа продолжалась для нужд сельского хозяйства. Участок узкоколейной железной дороги к северу от посёлка Новый продолжал работать.

В 1990-х годах узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По состоянию на 12 сентября 2002 года, сохранившихся участков пути в посёлке Новый нет. В посёлке можно встретить подвижной состав узкой колеи, используемый в качестве хозяйственных помещений.

Арбанское торфопредприятие формально ещё существует. Торфопредприятие производит, главным образом, стройматериалы, в минимальном количестве — торф. Но теперь его вывозят только автомобилями и тракторами.









Разобранная магистральная линия узкоколейной железной дороги немногим севернее
посёлка Новый. Вид в северном направлении.
12.09.2002














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












16.04.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу