Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УРЕНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Начальным пунктом Урéнской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Арь́я, расположенный вблизи станции Арья на железнодорожной линии Нижний Новгород — Котельнич. Узкоколейная железная дорога принадлежала Уренскому леспромхозу.

На протяжении длительного времени Уренская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Красноярской узкоколейной железной дорогой (начальный пункт — посёлок Красный Яр, расположенный на левом берегу реки Ветлуги).

Ориентировочный период открытия первого участка Уренской узкоколейной железной дороги — 1940-е годы. По состоянию на 1949 год, при строительстве Арьёвской школы (посёлок Арья) для доставки строительных материалов от станции до стройплощадки была проложена узкоколейная железная дорога. Скорее всего, она составляла единую сеть с Уренской узкоколейной железной дорогой.


Цитата из материала «Арьёвская школа», размещённого на сайте Letopisi.ru:

В 1949 году в посёлке Арья заложено строительство двухэтажного деревянного здания школы, для чего по нынешней улице Школьной была протянута узкоколейная железнодорожная ветка — для подвоза строительных материалов. Рядом со школой начал строиться жилой учительский городок. В 1952 году строительство здания было завершено, этот год и можно считать началом существования школы уже в посёлке Арья.


В 1950-х годах на узкоколейной железной дороге возник лесной посёлок Боровка, расположенный в 55 километрах от Арьи. Лесной посёлок Атазик (6 километров от Арьи), по неподтверждённым данным, появился до строительства узкоколейной железной дороги.

В 1960-х годах Уренская узкоколейная железная дорога была соединена со «сплавной» Красноярской узкоколейной железной дорогой, пролегавшей по направлению Мирный — Красный Яр — Северный — Шапша. Протяжённость единой магистрали Арья — Красный Яр составила 110 километров. Развёрнутая протяжённость сети на пике развития превышала 200 километров.

В 1980-х годах был закрыт лесной посёлок Боровка, его жители переселились в Арью. Ещё раньше были ликвидированы лесные посёлки Шапша и Кубы, возникшие на Красноярской узкоколейной железной дороге. Лесные посёлки Атазик и Северный были сохранены.


Цитата из материала «Арья (Уренский район, Нижегородская область)», размещённого на сайте Letopisi.ru:

В начале 80-х ввиду полного истощения лесосырьевой базы прекратил существование лесной посёлок Боровка, жители которого перебрались на посёлок [Арья].


На протяжении первой половины 1990-х годов значительная часть узкоколейной железной дороги (предположительно, от Атазика до Боровки и далее) была разобрана. Красноярская узкоколейная железная дорога была разобрана позднее.

В ноябре 1996 года я впервые побывал в посёлке Арья. Осматривать станцию узкоколейной железной дороги пришлось вечером, в темноте. На ржавых путях стоял ржавый подвижной состав, в основном цистерны. По внешним признакам дорога производила впечатление недействующей. Вблизи автомобильного переезда с удивлением встречаю движущуюся мотодрезину-«пионерку». Это стало первым знакомством с данным типом подвижного состава.

К сожалению, возраст и время года тогда не позволили надолго остаться в Арье и совершить поездку по узкоколейной железной дороге. Вскоре в Арью было направлено письмо-запрос. Из ответа на него следовало, что на участке Арья — Атазик курсирует пассажирский поезд, дальше Атазика линия разобрана. Скорее всего, поезд назначался только в зимнее время, когда невозможно движение съёмных мотодрезин — в ноябре 1996 года, по моей оценке, состояние поверхности рельсов указывало на отсутствие движения «тяжёлого» подвижного состава.

В мае 1999 года вновь кратковременно посещаю Арью. «Дрезинный» участок Арья — Атазик, по состоянию на тот момент, ещё существовал. В 2000 (?) году он был разобран. В качестве замены узкоколейной железной дороги в Атазик была проведена автодорога, ежегодно подвергающаяся затоплению, в результате чего посёлок на протяжении некоторого времени становится отрезанным от внешнего мира.

По неподтверждённым данным, на последнем участке бывшей Красноярской узкоколейной железной дороги в районе посёлка Северный до 1999 (?) года сохранялся вывоз леса. Посёлок Северный имел автомобильное сообщение с районным центром. После прекращения вывоза леса этот участок также был разобран.

В июле 2005 года в посёлке Красный Яр (начальном пункте бывшей Красноярской узкоколейной железной дороги) побывал любитель железных дорог С. Крылов. По информации от него, в то время в посёлке сохранялось здание бывшего депо, как минимум одна кабина тепловоза ТУ4.

http://hmyry.narod.ru/foto/050812/050812.html — фотографии из посёлка Красный Яр (2005 год)











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАЗНОЕ    










06.01.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу