АЗАНКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Азанковская узкоколейная железная дорога находилась в Тавдинском районе Свердловской области. Начальный пункт — посёлок Азанка, расположенный у станции Азанка на железнодорожной линии широкой колеи Екатеринбург — Егоршино — Тавда (историческая Северо-Восточная Уральская железная дорога).

Автор не располагает документами, в которых встречалось бы название узкоколейной железной дороги, поэтому данное название следует признать условным.



Скорее всего, узкоколейная железная дорога на протяжении всего периода своей работы находилась в ведении организаций, исполняющих наказание.

Сведениями об истории узкоколейной железной дороги я почти не располагаю. Скорее всего, первый участок был открыт в 1930-х годах.

В 1940-х годах узкоколейная железная дорога активно действовала.

«Первые советские концлагеря» (воспоминания В. В. Катенина). Рассказывается о жизни и работе заключённых в лагерном пункте Тегень, находившемся на узкоколейной железной дороге.

«Маркизов Л.П. — До и после 1945. Глазами очевидца» (отрывок из книги Л.П. Маркизова). В этом произведении также рассказывается о жизни и работе заключённых в лагерном пункте Тегень и в Азанке.



Основная линия узкоколейной железной дороги пролегала южнее посёлка Азанка, на ней находилось несколько лагпунктов (позднее ставших колониями-поселениями).

К северу от посёлка Азанка имелись сравнительно небольшие по своим масштабам линии узкоколейной железной дороги. Они составляли единую сеть с основной, «южной» линией — на железнодорожной линии широкой колеи Егоршино — Тавда к западу от станции Азанка имелся путепровод, под которым пролегала линия узкой колеи.

Все линии узкоколейной железной дороги, расположенные к северу от железнодорожной линии широкой колеи, скорее всего, были разобраны в 1970-х годах. По их направлению частично были построены лесовозные автодороги.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Позднее они были заменены тепловозами. Скорее всего, здесь работали тепловозы ТУ6А-0556, ТУ8-0068.

Основная линия узкоколейной железной дороги, пролегающая южнее посёлка Азанка, была разобрана в 1990-х годах.





По состоянию на сентябрь 2002 года, когда я побывал в посёлке Азанка, сохранившихся участков рельсового пути в окрестностях посёлка не было. На главной станции узкоколейной железной дороги, которая находилась за пределами территории колонии, сохранялись шпалы, незначительное количество разгромленных вагонов. Стоял разгромленный тепловоз-автомотриса. Возможно, это был ТУ6П-0052.

В посёлке Азанка до недавнего времени находились две изолированные территории исправительно-трудового учреждения: севернее и южнее железнодорожной линии широкой колеи. «Северная» колония, по состоянию на тот момент, была закрыта. Запретная полоса вокруг неё давно поросла травой, в трёхрядном проволочном ограждении появилось множество брешей. Мне удалось проникнуть внутрь и осмотреть территорию. Но ничего относящегося к узкоколейной железной дороге там найдено не было.

«Заколючное» пространство к югу от станции Азанка на железнодорожной линии широкой колеи было обитаемо. Закрытие этой колонии в ближайшие годы едва ли предвидится. В колонию по-прежнему поступает лес, но вывозка леса — автомобильная.






Разрушенная станция узкоколейной железной дороги в Азанке. Вид в восточном направлении, в сторону колонии.
19.09.2002














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












03.05.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика