ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БОГОЯВЛЕНСК — ЧЕЛНОВАЯ









Железнодорожная линия Богоявленск — Челновая находится в Тамбовской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 85 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Юго-Восточная железная дорога.

На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: о. п. 8 км, о. п. 9 км, о. п. 12 км, о. п. 18 км, о. п. Новиково, станция Старое Юрьево на 31-м км, о. п. 35 км, о. п. 36 км, о. п. 45 км, о. п. 49 км, о. п. 54 км, станция Ламки на 58-м км, о. п. 65 км, о. п. 71 км, о. п. 77 км, станция Челновая, историческое название Бенкендорф-Сосновка.

Конечная станция Челновая находится в крупном селе Сосновка — центре Сосновского района Тамбовской области. На линии имеется также крупное село Староюрьево (станция Старое Юрьево) — центр Староюрьевского района.

По состоянию на 2019 год, пассажирское движение на линии имеется только на участке Богоявленск — Старое Юрьево и только летом («широким» летом, май-октябрь). Участок Старое Юрьево — Челновая ввиду антинародного характера власти полностью лишён пассажирского движения. Все остановочные пункты на нём закрыты.

Железнодорожная линия была построена в последнем десятилетии ХIX века по инициативе и на средства графа Александра Бенкендорфа — владельца обширного поместья в селе Сосновка и земельных угодий в его окрестностях. Село Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии на тот момент было «вотчиной» семейства Бенкендорфов уже не меньше ста лет. Император Павел I в конце XVIII века лично подарил Сосновку генералу Христофору Бенкендорфу.

«Сооснователем» железной дороги был публицист и просветитель Александр Иванович Новиков, чьё имение находилось в нынешнем Староюрьевском районе. Он профинансировал строительство участка Богоявленск — Старое Юрьево. В честь Новикова была названа промежуточная станция на этом участке.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата ввода в постоянную эксплуатацию станций Челновая, Ламки и Старое Юрьево — 1895 год. В 1956 году, согласно тому же справочнику, конечная станция Бенкендорф-Сосновка была переименована в станцию Челновая.

В окрестностях Тамбова есть станция Челновская. Как ни странно, этот факт не помешал. Подходы к этому были разными. Например, в 1903 станцию Савелино переименовали в Сонково во избежание сходства с Савёлово, а в 1970-е годы появилась построенная «с нуля» станция Доронинская, хотя соседней станцией является Дорошиха.

Железная дорога использовалась и используется главным образом для вывоза сельскохозяйственной продукции, в изобилии растущей на тамбовском чернозёме. До прихода в Россию «дикого капитализма» она выполняла также активные пассажирские перевозки.

«Неправильное» с точки зрения коммунистических властей название конечной станции смогло пережить мрачные 1930-е годы. Но затем до него всё же «добрались». Убрать Бенкендорф и оставить только Сосновку было нельзя — это очень распространённое название. Вспомнили, что село Сосновка стоит на небольшой речке Челновая, так и назвали станцию.

На протяжении почти всей истории железной дороги, скорее всего, здесь была только одна пара пассажирских поездов по одному простому маршруту: Богоявленск — Бенкендорф-Сосновка (Челновая).

Поезд Богоявленск — Челновая на протяжении десятков лет местные жители ласково называли «Максимка». Есть разные версии происхождения этого неофициального прозвища. По одной из них: когда-то поезд водил именной паровоз «Максим Горький». По другой — от паровоза серии «М». Третья: машиниста паровоза, проработавшего с поездом много лет, звали Максим. Четвёртая: вагоны тут в первые годы Советской власти были очень некомфортные, со «спартанскими» условиями, и пассажиры говорили: наш путь в вагонах горький, как жизнь Максима Горького.


Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).




Расписание движения поездов на лето 1956 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с июня 1979 года (из «Указателя пассажирских железнодорожных сообщений»).




Расписание движения поезда. Август 2014 года, «Яндекс-Расписания».

В апреле 2007 года по линии проехали московские любители железных дорог. На тот момент поезд «Максимка» состоял из тепловоза ЧМЭ3, одного пассажирского вагона и вагона-платформы, официально предназначенного для перевозки путейского инвентаря.

В 2008 году варварским антинародным постановлением властей маршрут поезда был сокращён до станции Старое Юрьево вместо Челновой. 54 километра из 85 лишились пассажирского движения.

Затем и «огрызок» пассажирского маршрута Богоявленск — Старое Юрьево стал не круглогодичным и не ежедневным.

16 апреля 2015 года был открыт очередной сезон пассажирского движения, причём открыт очень необычно. Впервые в истории железной дороги пассажирский поезд стал следовать на неё не из Богоявленска. Отныне поезд следует из Тамбова, появилось прямое сообщение линии с областным центром. Но конечный пункт, к сожалению, прежний — Старое Юрьево.

Одновременно с этим изменился и подвижной состав. Начиная с 2015 года, пассажирский поезд — это уже не тепловоз ЧМЭ3 с одним пассажирским вагоном, а дизель-поезд РА2. Или же автомотриса РА1, в отдельные дни сцепка из двух РА1.

Летом 2007 года на станции Старое Юрьево было открыто новое здание вокзала — так с гордостью писали в газетах. На самом деле — скорее унылая будка. Старое красивое здание постройки ХIX века снесли под предлогом аварийного состояния. Как это возможно с каменным зданием, построенным «на века» — не поддаётся логическому объяснению.

В Челновой (Бенкендорф-Сосновке) старинное станционное здание было утрачено ещё в эпоху СССР. Новое станционное здание — большое, но типовое, непримечательное.



Поездка на железную дорогу произведена в августе 2014 года. Три дня на ней. К сожалению, раскрывать детали ещё не время.


Билет Старое Юрьево — Богоявленск. Август 2014 года.

На момент экспедиции поезд «Максимка», лишившийся почти двух третей своего маршрута, состоял из тепловоза ЧМЭ3 и одного сидячего вагона. Поезд оказался почти пустым при отправлении со станции Старое Юрьево, и заполнился только на платформе 8 километр, где находится дачный массив жителей Богоявленска.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ БОГОЯВЛЕНСК)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЧЕЛНОВАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЧЕЛНОВАЯ, СТАРОЕ ЮРЬЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАРОЕ ЮРЬЕВО И ОКРЕСТНОСТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАРОЕ ЮРЬЕВО, УЧАСТОК СТАРОЕ ЮРЬЕВО — БОГОЯВЛЕНСК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК СТАРОЕ ЮРЬЕВО — БОГОЯВЛЕНСК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК СТАРОЕ ЮРЬЕВО — БОГОЯВЛЕНСК, СТАНЦИЯ БОГОЯВЛЕНСК)
   









28.02.2020 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.