Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ШАТКИ — БЕРЕЩИНО — ПЕРВОМАЙСК, БЕРЕЩИНО — САРОВ









Сравнительно небольшой тупиковый участок железной дороги на юге Нижегородской области обслуживает два города: Первомайск и Саров.

Первомайск — районный центр с населением 16,8 тысячи жителей (по состоянию на 1996 год). В городе расположен завод «Транспневматика», который считается единственным в России предприятием, выпускающим тормозное оборудование для подвижного состава магистральных железных дорог. Саров является закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО). Здесь находится «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ-ВНИИЭФ).



История

Предшественником нынешних железнодорожных линий широкой колеи Шатки — Берещино — Первомайск и Берещино — Саров являлась узкоколейная железная дорога. Линия узкоколейной железной дороги была построена в 1929-1930 годах. Она связала с магистралью широкой колеи посёлок Ташино (ныне город Первомайск). Посёлок возник в 1853 году в связи со строительством железоделательного завода.

После появления узкоколейной железной дороги Ташинский железоделательный (металлургический) завод был реконструирован и превращён в машиностроительный (основная специализация — производство тормозного оборудования для подвижного состава магистральных железных дорог).


Цитата из книги «Наши города», изданной в 1954 году, автор — Л. Л. Трубе (http://www.detskiysad.ru/raznlit/goroda13.html):

Важное значение для развития Первомайска имело присоединение его к железнодорожной сети страны, которое было осуществлено с прокладкой в 1930 году 54-километровой узкоколейной железнодорожной ветки до станции Шатки (дороги Горький-Харьков). В настоящее время узкоколейное полотно заменяется ширококолейным, что значительно улучшит транспортное положение города.


Почти одновременно с линией Шатки — Берещино — Ташино была построена линия Берещино — Саров. В селе Саров находился известный православный монастырь — Сарова Пустынь. В 1927 году монастырь был силовыми методами ликвидирован. На его территории была создана «детская трудовая коммуна №4». В строительстве участка Берещино — Саров принимали участие воспитанники коммуны.


http://spelesto.nn.ru/lib.php?book=sarov&ch=4 http://spelesto.nn.ru/lib.php?book=sarov&ch=4 — отрывок из книги «Саров: прошлое и настоящее», автор — А.А. Агапов


В ноябре 1931 года «детская трудовая коммуна №4» была закрыта, вместо неё на территории монастыря появилась исправительно-трудовая колония. Заключённые работали в цехе по производству спортинвентаря и на деревообрабатывающем заводе.

В 1938 году исправительная колония была ликвидирована, на базе её промышленных цехов был создан машиностроительный завод. Вскоре завод стал оборонным предприятием, на нём был налажен выпуск осколочно-фугасных снарядов.

В период Великой Отечественной войны Саровский машиностроительный завод выпускал комплектующие к снарядам для реактивных минометов «Катюша» и другую продукцию оборонного назначения. Узкоколейная железная дорога в это время активно работала. Перевозилось сырьё и готовая продукция заводов в Первомайске и Сарове, а также лес, в том числе истопная древесина (дрова). В то время существовали лесовозные ветви.

В 1946 году было принято решение о размещении в Сарове особо важного государственного объекта, которому предстояло сыграть ключевую роль в проекте создания советского ядерного оружия. Село Саров исчезло с общедоступных карт, его покинула большая часть прежнего населения. С момента начала массового строительства грузопоток на узкоколейной железной дороге возрос.

В 1950 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве ширококолейной железнодорожной линии до объекта «Центр-300» (бывшее село Саров). Ширококолейная линия Шатки — Берещино — Саров строилась параллельно существующей узкоколейной железной дороге. При этом узкоколейная железная дорога продолжала работать — доставка грузов не могла прекращаться ни на один день.

Летом 1951 года ширококолейная линия вступила во временную эксплуатацию. Приблизительно тогда же появилась железнодорожная линия широкой колеи и на участке Берещино — Первомайск.

Узкоколейная железная дорога прекратила существование вскоре после открытия движения по широкой колее. По неподтверждённым данным, вблизи Первомайска на протяжении некоторого времени действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги, предназначавшийся для вывоза леса. Не позднее 1960-х годов последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.

После завершения строительства ширококолейной линии открылось прямое пассажирское сообщение между строившимся сверхсекретным городом и Москвой. На протяжении первых пятнадцати лет по ведущей к нему железной дороге курсировали прицепные вагоны. На маршрутных досках значилось «Москва — Шатки». Затем появился прямой поезд, который существует поныне. Разумеется, реальный конечный пункт его следования никогда не указывался в расписаниях.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата открытия станций Берещино и Первомайск — 1964 год. В действительности это дата перехода линии Шатки — Берещино — Первомайск в состав сети железных дорог общего пользования.



Железная дорога по состоянию на 2003-2007 гг.

Участки Шатки — Берещино и Берещино — Первомайск являются линиями общего пользования, и относятся к Горьковской железной дороге. Участок Берещино — Саров частично принадлежит железнодорожному цеху РФЯЦ-ВНИИЭФ, однако он показан в некоторых схемах и атласах железных дорог общего пользования. В структуре Горьковской железной дороги существует специальное подразделение — «Первомайский подотдел». Его основная функция — обеспечение совместной эксплуатации участка Берещино — Саров.

По информации от анонимного автора, железнодорожному цеху РФЯЦ-ВНИИЭФ принадлежат пять локомотивов, на которые оформлено право выхода на пути «РЖД»: ТЭМ2-994, ТЭМ2-6004, ТЭМ2-9090, ТЭМ2УМ-133, ТЭМ2УМ-134 (данные на февраль 2007 года). Раздельные пункты, обозначенные на топографических картах как Стеклянный и Протяжное, в документах ОАО «РЖД» представлены как Берещино II и Разъезд № 1 соответственно. Границей подъездных путей РФЯЦ является знак «Граница подъездного пути», расположенный на 60-м километре линии Шатки — Саров (перегон Берещино II — Раз.№ 1). Предположительно, в этом месте находится контрольно-пропускной пункт, на котором производится досмотр пассажирских и грузовых поездов.

По линии ежедневно курсирует скорый поезд №79/80. Во всех служебных расписаниях и в большинстве «общедоступных» расписаний на вокзалах он указан как поезд сообщением Москва — Берещино. Согласно маршрутным доскам на вагонах и некоторым расписаниям-«исключениям», это поезд «Первомайский», сообщением Москва — Первомайск. В действительности, до Первомайска следуют лишь семь вагонов из семнадцати (летом), или три из девяти (при минимальном пассажиропотоке). Остальные вагоны идут в Саров.

В любой билетной кассе пассажиру, желающему ехать в «секретный» город, продадут билет только до станции Берещино. Состав прибывает на эту станцию около 5 часов утра, но проводник разбудит каждого, кто к тому моменту остаётся в вагоне, и потребует оплатить проезд оставшейся части маршрута, пролегающей по ведомственной линии. Тарифы на проезд по участку Берещино — Саров чрезвычайно высокие: по данным на 2004 год, билет в плацкартный вагон стоил 68 рублей, в купейный — 135 рублей.

На участке Шатки — Берещино, кроме скорого поезда № 79/80, имеется одна пара пригородных поездов. Фактически, это грузопассажирский поезд (как правило, помимо одного пассажирского вагона, в составе есть и грузовые вагоны). Согласно расписанию, которое не меняется многие годы, он отправляется со станции Берещино в 6:00, и прибывает в Шатки в 7:49 (в обратную сторону — отправление 17:00, прибытие 18:25).

На участках Берещино — Саров и Берещино — Первомайск формально курсируют только пригородные поезда — в них превращаются вагоны, следующие из Москвы. Кроме того, имеется ещё по одной паре «локальных» пригородных поездов. Нумерация поездов на участке Берещино — Саров не отличается от принятой на сети Российских железных дорог.

Среди локомотивов, которые можно встретить на участке Шатки — Берещино, преобладают магистральные тепловозы 2ТЭ10Л и 2ТЭ10М депо Арзамас II Горьковской железной дороги. На Первомайск обычно ездят маневровые тепловозы ЧМЭ3.

Участок Берещино — Саров обслуживается «ведомственными» саровскими локомотивами ТЭМ2 и ТЭМ2УМ. В 2004 году сюда впервые после окончания социалистической эпохи в Саров поступили новые тепловозы.




___________________________________________________________________________



Шатки (0 км). Станция расположена на железнодорожной линии Нижний Новгород — Арзамас I — Рузаевка. Этот участок считается магистральным, однако представляет собой неэлектрифицированную однопутную линию. Существуют планы его электрификации.



Лесогорск (20 км). Действующая станция. Расположена вблизи небольшого посёлка городского типа, с населением менее 2000 человек. Его называют посёлком энергетиков — в Лесогорске расположена крупная межрегиональная подстанция электрических сетей, а также электротехнический завод (основная специализация — производство и ремонт трансформаторов).



Сатис (31 км). Сравнительно небольшая, работающая станция. Главное предприятие посёлка Сатис — мебельная фабрика.



Берещино (44 км). Узловая станция местного значения. Расположена в сельском населённом пункте, «живущем» почти исключительно железной дорогой. Здесь находится резерв проводников, обслуживающий поезд № 79/80, пригородные поезда на Шатки и Первомайск.

На топографической карте масштаба 1:200 000 в месте разветвления линий на Первомайск и Саров обозначено «депо». Там действительно есть строение, в котором «прописаны» путейские дрезины, но назвать его депо можно лишь с большой натяжкой.


«Депо» в Берещино на топографической карте масштаба 1:200 000.




Боровая (71 км, от Берещино — 26 км). Станция на восточной окраине города Сарова. Здесь в 1980-х годах было начато строительство нового городского вокзала. После завершения строительства ныне существующая станция Саров будет закрыта для пассажирского движения.




Саров (73 км, от Берещино — 28 км). Старая пассажирская станция (по состоянию на 2007 год, остаётся действующей). Два пути, деревянное здание вокзала. Каким было название станции до 1994 года, когда город получил официальное название Саров, к настоящему времени не установлено.

Саров — самый интересный, самый загадочный и самый недоступный пункт этой железнодорожной линии. На месте нынешнего «ядерного» города в конце 17 века был основан монастырь — Саровская пустынь, прославившийся благодаря святому Серафиму Саровскому. В 1927 году монастырь был закрыт и превращён в «трудовую коммуну» для детей-беспризорников, позднее — в исправительный лагерь (СарЛаг). Одновременно здесь строились промышленные предприятия.

В 1946 году именно это место решили сделать родиной советского ядерного оружия. Топоним «Саров» вскоре было «приказано забыть» — в секретных документах строящийся город значился как «База 112» или «Объект 550». Затем он стал известен узкому кругу посвящённых под кодовым названием Арзамас-75 (по некоторым данным, в связи с тем, что расстояние от Саровской пустыни до реального Арзамаса составляет 75 километров). Более позднее обозначение — «Арзамас-16». В 1980-е годы весь мир узнал о существовании ядерного центра именно с таким названием. Оно до сих пор периодически «проскакивает» в средствах массовой информации.

В 1954 году секретным постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР городу было присвоено название Кремлёв. Это нелепое название придумал какой-то партийный чиновник. Оно должно было подчёркивать тот факт, что весь город работает в интересах советского правительства, прочную ассоциацию с которым вызывает Московский Кремль.

Почти никто из жителей города вплоть до 1990-х годов не знал, что он называется Кремлёв: текст секретного постановления не доводился до их сведения. Внутри «периметра» колючей проволоки бывший Саров обычно называли «город» (не добавляя название), за его пределами никто не имел права разглашать место жительства (в качестве места жительства следовало называть другие города, обычно Горький или Арзамас, сам факт разглашения информации о существовании секретного города мог повлечь значительные проблемы).

В начале 1990-х годов, когда город был рассекречен, название Кремлёв стало использоваться, появилось на картах и в различных документах. Несмотря на то, что оно существовало с 1954 года, жители услышали его впервые. Большинству из них оно не нравилось. О названии города в то время велись бурные дискуссии (помимо «Кремлёв» и «Саров», предлагалось также название «Сахаров», в честь А.Д. Сахарова). С 1995 года город называется Саров.

На топографических картах, изданных в 1970-1980-х годах, город подписан как «Сарова». Данное название в период существования СССР употреблялось исключительно в картографии. Достоверных сведений касательно того, откуда взялась вторая литера «а», нет (высказываются две версии: сокращение от Сарова Пустынь, опечатка).

В настоящее время Саров по-прежнему является закрытым поселением. Здесь насчитывается около 80 тысяч жителей. Для гражданина России, не имеющего местной регистрации, получение пропуска, который даёт право на въезд в Саров, может показаться значительно более сложным процессом, чем оформление въездной визы США. Для этого необходимо предоставить приглашение от постоянного жителя Сарова, имеющего с приглашаемым доказанные близкородственные связи, либо (доступно немногим) — оказаться в составе прибывающей сюда официальной делегации, получить приглашение на научную конференцию, которые иногда здесь проводятся.

Город вместе с прилегающей к нему довольно обширной территорией окружён по периметру колючей проволокой. Всё это очень напоминает охраняемую государственную границу, а сам Саров — независимое государство со строжайшим визовым режимом.

Пассажирский поезд из Москвы, подойдя к границе ЗАТО, замирает у огороженного колючей проволокой контрольно-пропускного пункта. На протяжении часа состав будут тщательно досматривать «пограничники». Пассажира, не предъявившего саровской «визы», здесь высадят из поезда и принудительно отправят в обратном направлении.

Вопиющая несправедливость заключается в том, что «граждане Сарова», напротив, пересекают границу и въезжают в «большую Россию» свободно.

Внутри «периметра» находится аэропорт. Когда-то имелось ежедневное авиасообщение с Москвой, продолжительность полёта составляла 45 минут. В начале 1990-х годов регулярные авиарейсы были отменены, основной связью Сарова со столицей стал пассажирский поезд.

Вокзал на станции Саров представляет собой небольшое деревянное здание. Скорее всего, оно было построено в 1950-е годы, при прокладке ширококолейной железнодорожной линии.

Существующий вокзал периодически упоминается в местной прессе как «позор города». Строительство полноценного вокзала, достойного крупного научного центра, начиналось в советскую эпоху (ориентировочно, в 1988 году). Новый вокзал было решено построить на новом месте — приблизительно в двух километрах к востоку от существующего, на станции Боровая. Там был сооружён фундамент, началась укладка кирпичных стен, была возведена пассажирская платформа. На этом всё закончилось.

В 2003 году торжественно отмечалось 100-летие со дня канонизации Серафима Саровского. К памятному дню в окрестности Саровской пустыни собирались приехать тысячи паломников. Рассматривался вопрос о том, чтобы временно приподнять «железный занавес», и пустить желающих в Саровскую пустынь, многие строения которой сохранились в центре «запретного города». Но мечта огромного числа верующих не сбылась: строгий режим ЗАТО не был смягчён. За колючую проволоку не допустили никого, кроме высокопоставленных гостей, некоторые из которых прибыли сюда специальным VIP-поездом…

Железнодорожное хозяйство РФЯЦ-ВНИИЭФ не ограничивается линией Саров — Берещино. Кроме неё, имеются подъездные пути к различным производственным объектам, разбросанным по обширному «периметру» (так здесь называют огороженную колючей проволокой территорию ЗАТО). Тот небольшой тупиковый участок к юго-западу от станции Саров, который можно найти во многих топографических картах — скорее всего, лишь «надводная часть айсберга». Реально внутризональных веток значительно больше.

По неподтверждённым данным, в начальный период истории ядерного центра по внутренним линиям курсировали пассажирские поезда, доставлявшие сотрудников из жилого массива к местам работы. По крайней мере с 1970-х годов никаких пассажирских поездов, кроме следующих в «большой мир», здесь не существует. Единственный пассажирский транспорт внутри «периметра» — это банальные дымящие автобусы.



Первомайск (55 км). Станция расположена не там, где обозначена в топографической карте масштаба 1:200 000, а севернее (почти на границе города). Подъездные пути завода «Транспневматика» тянутся отсюда ещё на два километра. В том месте, где на карте значится станция Первомайск-Горьковский, в действительности — территория завода.







поездка автора в мае 2003 года

В Шатки, начальный пункт саровской линии, я приехал из посёлка Пешелань соседнего Арзамасского района. Посёлок Шатки растянулся длинной узкой полосой вдоль железной дороги Арзамас — Рузаевка и автотрассы Нижний Новгород — Саранск. Население посёлка — около 10 тысяч человек, он является районным центром. Любопытно, что Шатковский район имеет свой официальный веб-сайт (http://shatki.info). В годы Великой Отечественной войны здесь оказались многие жители блокадного Ленинграда. Одна из достопримечательностей посёлка — мемориальный комплекс, построенный в память об умерших в эвакуации ленинградских детях.

Небольшая одноэтажная «коробка» железнодорожного вокзала не пользуется популярностью: на основной железнодорожной линии здесь имеется одна пара пригородных поездов… в неделю (ещё две пары в неделю — летний, дополнительный поезд сообщением Муром — Ужовка). Единственный ежедневный пригородный поезд — на Берещино.

На станционных путях стоял одинокий, словно «заблудившийся» на просторах нашей огромной железнодорожной сети пассажирский вагон. Оказалось, что именно он и поедет в сторону закрытого города! Но не один, а вместе с десятком грузовых вагонов. После долгих манёвров на станции был сформирован грузовой состав. Тепловоз ЧМЭ3 вывел его на первый путь, а затем туда же был выставлен пассажирский вагон.

Примерно за полчаса до отправления разрешили посадку в вагон. Внутри не оказалось никаких переделок, характерных для плацкартных вагонов, используемых в пригородном сообщении: этот вагон может использоваться и в составе скорого поезда Берещино — Москва, на что указывал наклеенный у двери служебного купе бумажный лист соответствующего расписания.

Отправляемся с некоторым опозданием. Количество пассажиров в вагоне было минимальным. Жители посёлков, расположенных на этой ветке, в большинстве своём, пользуются поездами только для путешествий на дальние расстояния (главным образом, в Москву).

Расстояние между остановками значительное. Собственно, кроме станций Лесогорск и Сатис, больше поезд нигде не останавливался. Как ни странно, здесь нет привычных «остановочных пунктов YY километр».

Скорость всюду была небольшой. Эта железнодорожная линия явно не «избалована» частым капремонтом пути, несмотря на то, что по ней регулярно перевозятся радиоактивные материалы.

Берещино, конечная станция. За тот час с небольшим, что я здесь пробыл, она не переставала удивлять. Станция является настоящей находкой для исследователя железных дорог. Само по себе скопление путей, пассажирских вагонов и локомотивов в маленьком одноэтажном посёлке, затерянном среди леса, несколько удивляет. Ещё больше удивляешься, когда узнаёшь, что здесь базируется резерв проводников, что именно к этой станции приписаны вагоны скорого поезда, курсирующего до столицы. Но оказалось, что это далеко не всё! Здесь нет официальной «базы запаса», но на тупиковом пути в пределах посёлка стоит ржавый подвижной состав полувековой давности, среди которого неплохо сохранился паровоз серии Л!

Иду к развилке линий на Саров и Первомайск, осматриваю загадочное «депо», обозначенное на топографической карте. Вскоре послушался шум состава, прибывающего со стороны Сарова. Тепловоз ТЭМ2 привёл на станцию семь вагонов, следующих в Москву. На станции к ним прицепили вагоны из Первомайска, а саровский тепловоз подошёл к стоящему на втором пути одинокому вагону, и вскоре отправился с ним «домой», за колючую проволоку. Было неприятно осознавать тот факт, что будучи полноправным гражданином своей страны, я не могу без «визы» посетить часть её территории.

Моё личное мнение по данному вопросу такое: пусть город охраняется, но пропускной режим должен быть разумным, а не таким «непробиваемым», как сейчас. Запрет на свободный въезд в такой город, наверное, вполне обоснован, особенно с учётом нынешней непростой ситуации и опасности терроризма. Но если желающий въехать в Саров объяснит цель приезда (осмотр города), укажет сроки своего пребывания, предъявит к проверке свои вещи при въезде и выезде — то почему бы его не пустить?

Вскоре я сажусь в такой же одновагонный поезд до Первомайска (его вёл ЧМЭ3). В пути он находится всего двадцать минут, не делая ни одной остановки. Из Первомайска направляюсь в посёлок имени Степана Разина (Разино).







__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________






Вокзал на станции Шатки.
30.05.2003






Станция Шатки, вид от вокзала в северном направлении. Пассажирский вагон в 17:00
отправится на Берещино в составе грузопассажирского поезда.
30.05.2003






Главное здание станции Сатис.
30.05.2003






Пассажирские вагоны на станции Берещино.
30.05.2003






Берещинский «вокзал». Расписание движения поездов здесь не вывешено,
а билетная касса работает лишь изредка…
30.05.2003






Паровоз серии Л в заброшенном тупике у станции Берещино.
30.05.2003






Станция Берещино. Вид с юга в сторону центра станции.
30.05.2003






Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении.
30.05.2003






Впереди — то самое «депо» в Берещино, обозначенное на некоторых картах.
30.05.2003






Линия на Саров вблизи берещинского «депо». Вид в сторону Сарова,
откуда приближается пассажирский поезд.
30.05.2003






Вокзал на станции Первомайск.
30.05.2003






Станция Первомайск. Вид на вокзал со стороны завода «Транспневматика».
30.05.2003






Станция на ведомственном участке пути в Первомайске,
расположенная вблизи завода «Транспневматика».
30.05.2003














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    












02.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу