Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БЕРЕНДЕЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Берендеевское торфопредприятие находилось в посёлке Берендеево, расположенном в Переславском районе Ярославской области, вблизи одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Александров — Ярославль. Точная дата постройки первого участка узкоколейной железной дороги Берендеевского торфопредприятия неизвестна. Минимальная добыча торфа в окрестностях станции Берендеево велась с конца XIX века.

С 1919 года топливный торф стал добываться в промышленных объёмах. Но узкоколейная железная дорога появилась позднее (возможно, в 1920-х годах).

В 1931 году началась добыча торфа фрезерным способом (ранее торф добывался только машинно-формовочным способом).

В журнале «Железнодорожное Дело» (№12) имеется статья С. Костыгова, где утверждается, что первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году.




Фрагмент материала С. Костыгова (журнал «Железнодорожное Дело»).

Эти сведения являются «грубым» вымыслом. Можно лишь предположить, что тогда было принято решение о значительной реконструкции торфопредприятия — но никак не о его создании «на пустом месте».



О посёлке Берендево (внешняя ссылка)



Главная станция узкоколейной железной дороги, расположенная в посёлке Берендеево (он же — Центральный посёлок Берендеевского торфопредприятия), была названа Перегрузочная. От неё в двух направлениях отходили магистральные пути, ведущие к местам добычи торфа.

Рядом с Центральным посёлком, в непосредственной близости от станции Берендеево на железнодорожной магистрали Москва — Ярославль, находился 1-й посёлок торфопредприятия (позднее он был административно объединён с посёлком Берендеево). К юго-западу от станции Берендеево находился 2-й посёлок (неофициальное название — Волчанка, на многих картах обозначен как Волчья Гора).

Подвижной состав узкоколейной железной дороги в 1950-е годы состоял, главным образом, из паровозов и вагонов УМВ. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф перегружался на широкую колею.

В 1964 году на окраине посёлка Берендеево вступил в строй один из крупнейших в стране торфобрикетных заводов. Узкоколейная железная дорога, несмотря на сравнительно небольшую протяжённость (около 30 километров), и географическую компактность (все пути были проложены на одном, сравнительно небольшом торфомассиве), занимала далеко не последнее место в «плотных рядах» узкоколейных железных дорог торфяной промышленности.

На подавляющем большинстве узкоколейных железных дорог нет и не было сооружений, обеспечивающих безопасное пересечение железнодорожных путей пешеходами (пешеходных мостов либо тоннелей). Узкоколейная железная дорога Берендеевского торфопредприятия стала исключением — над путями станции Перегрузочная был построен значительный по своим масштабам пешеходный мост. При его строительстве были использованы старогодные рельсы.

Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на 1970-е годы. В это время на торфомассиве действовало пять производственных участков, объём перевозок торфа был значительным.

В 1992 году торфобрикетный завод был навсегда остановлен. Перегруз торфа на широкую колею прекратился несколькими годами раньше, поэтому объём вывоза торфа сократился почти до нуля.

С 1992 года по 1999 год торф периодически вывозился в минимальном объёме. На узкоколейной железной дороге сохранялось нерегулярное движение. Протяжённость путей быстро сокращалась.

После 1999 года движения по узкоколейной железной дороге уже не было. Разборка последних участков пути велась с применением тракторов и другой безрельсовой техники.



По состоянию на апрель 2001 года, вблизи Берендеева оставались отдельные участки пути суммарной протяжённостью не менее километра (непригодные для движения), развалины станции и перегрузочных устройств, локомотивное депо.

В посёлке Берендеево и его окрестностях валялось немало ржавых вагонов ТСВ, цистерн и другого подвижного состава узкой колеи. Торфобрикетный завод представлял собой огромный «скелет», вызывающий ассоциации с фотохроникой военного времени...





В материале, касающемся истории узкоколейной железной дороги, использованы некоторые сведения С. Костыгова






Сохранившийся участок пути на западной окраине Берендеево. Вид в сторону станции Перегрузочная.
04.2001









Приблизительно там же, вид в противоположном направлении, в сторону посёлка Волчья Гора.
04.2001









Разрушенная станция Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001









Локомотивное депо на станции Перегрузочная.
04.2001









Магистральный путь к востоку от станции Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ДОКУМЕНТЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    










06.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу