Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БЕРЕНДЕЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Берендеевское торфопредприятие находилось в посёлке Берендеево, расположенном в Переславском районе Ярославской области, вблизи одноимённой станции на магистральной железнодорожной линии Александров — Ярославль. Точная дата постройки первого участка узкоколейной железной дороги Берендеевского торфопредприятия неизвестна. Минимальная добыча торфа в окрестностях станции Берендеево велась с конца XIX века.

С 1919 года топливный торф стал добываться в промышленных объёмах. Но узкоколейная железная дорога появилась позднее (возможно, в 1920-х годах).

В 1931 году началась добыча торфа фрезерным способом (ранее торф добывался только машинно-формовочным способом).

В журнале «Железнодорожное Дело» (№12) имеется статья С. Костыгова, где утверждается, что первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году.




Фрагмент материала С. Костыгова (журнал «Железнодорожное Дело»).

Эти сведения являются «грубым» вымыслом. Можно лишь предположить, что тогда было принято решение о значительной реконструкции торфопредприятия — но никак не о его создании «на пустом месте».



О посёлке Берендево (внешняя ссылка)



Главная станция узкоколейной железной дороги, расположенная в посёлке Берендеево (он же — Центральный посёлок Берендеевского торфопредприятия), была названа Перегрузочная. От неё в двух направлениях отходили магистральные пути, ведущие к местам добычи торфа.

Рядом с Центральным посёлком, в непосредственной близости от станции Берендеево на железнодорожной магистрали Москва — Ярославль, находился 1-й посёлок торфопредприятия (позднее он был административно объединён с посёлком Берендеево). К юго-западу от станции Берендеево находился 2-й посёлок (неофициальное название — Волчанка, на многих картах обозначен как Волчья Гора).

Подвижной состав узкоколейной железной дороги в 1950-е годы состоял, главным образом, из паровозов и вагонов УМВ. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф перегружался на широкую колею.

В 1964 году на окраине посёлка Берендеево вступил в строй один из крупнейших в стране торфобрикетных заводов. Узкоколейная железная дорога, несмотря на сравнительно небольшую протяжённость (около 30 километров), и географическую компактность (все пути были проложены на одном, сравнительно небольшом торфомассиве), занимала далеко не последнее место в «плотных рядах» узкоколейных железных дорог торфяной промышленности.

На подавляющем большинстве узкоколейных железных дорог нет и не было сооружений, обеспечивающих безопасное пересечение железнодорожных путей пешеходами (пешеходных мостов либо тоннелей). Узкоколейная железная дорога Берендеевского торфопредприятия стала исключением — над путями станции Перегрузочная был построен значительный по своим масштабам пешеходный мост. При его строительстве были использованы старогодные рельсы.

Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на 1970-е годы. В это время на торфомассиве действовало пять производственных участков, объём перевозок торфа был значительным.

В 1992 году торфобрикетный завод был навсегда остановлен. Перегруз торфа на широкую колею прекратился несколькими годами раньше, поэтому объём вывоза торфа сократился почти до нуля.

С 1992 года по 1999 год торф периодически вывозился в минимальном объёме. На узкоколейной железной дороге сохранялось нерегулярное движение. Протяжённость путей быстро сокращалась.

После 1999 года движения по узкоколейной железной дороге уже не было. Разборка последних участков пути велась с применением тракторов и другой безрельсовой техники.



По состоянию на апрель 2001 года, вблизи Берендеева оставались отдельные участки пути суммарной протяжённостью не менее километра (непригодные для движения), развалины станции и перегрузочных устройств, локомотивное депо.

В посёлке Берендеево и его окрестностях валялось немало ржавых вагонов ТСВ, цистерн и другого подвижного состава узкой колеи. Торфобрикетный завод представлял собой огромный «скелет», вызывающий ассоциации с фотохроникой военного времени...





В материале, касающемся истории узкоколейной железной дороги, использованы некоторые сведения С. Костыгова






Сохранившийся участок пути на западной окраине Берендеево. Вид в сторону станции Перегрузочная.
04.2001









Приблизительно там же, вид в противоположном направлении, в сторону посёлка Волчья Гора.
04.2001









Разрушенная станция Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001









Локомотивное депо на станции Перегрузочная.
04.2001









Магистральный путь к востоку от станции Перегрузочная. Вид в восточном направлении.
04.2001








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ДОКУМЕНТЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    










06.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ярославской области»

на главную страницу