Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ — БАКУРИАНИ









Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани является одной из главных достопримечательностей Республики Грузия.



История

Строительство узкоколейной железной дороги Боржом (Боржоми) — Бакуриани началось в 1898 году. Сквозное рабочее движение от Боржоми до Бакуриани было открыто в октябре 1901 года, в январе 1902 года железная дорога была введена в постоянную эксплуатацию.

Ширина колеи, скорее всего, изначально составляла 914 мм, позднее — 900 мм.

С самого начала планировалось, что узкоколейная железная дорога будет использоваться в первую очередь для пассажирских перевозок. Появление этой железной дороги открывало возможности быстрого развития курортов в окрестностях города Боржома (Боржоми), знаменитого своими источниками минеральной воды, а также великолепной природой.

Узкоколейная железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Она являлась одним из сложнейших по условиям строительства участков железнодорожного пути в Российской Империи. На участке Боржоми — Цагвери железная дорога была проложена вдоль горной реки, на участке Цагвери — Бакуриани представляет собой «серпантин», «взбирающийся» по склонам гор.

Позднее была построена ветка от станции Сакочави до месторождения андезита, вблизи которого возник посёлок Бакурианский Андезит (протяжённость — около 5 километров). Участок Боржоми — Бакуриани являлся частью сети железных дорог общего пользования МПС СССР (Закавказская железная дорога), участок Сакочави — Бакурианский Андезит являлся ведомственным.

В 1960-х годах рассматривались планы реконструкции узкоколейной железной дороги на широкую колею (1520 мм). Но строительство железной дороги широкой колеи по направлению этой узкоколейной железной дороги едва ли может быть технически осуществимым. По меньшей мере, это потребовало бы коренной реконструкции трассы узкоколейной железной дороги, и, соответственно — неоправданно высоких затрат.

Рассматривались и планы реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную узкую колею (750 мм), но они также не были реализованы.

В 1967 году узкоколейная железная дорога была электрифицирована (постоянный ток, 1,5 кВ). Скорее всего, на электротягу были переведены одновременно все перегоны (возможно, кроме ведомственной ветки Сакочави — Бакурианский Андезит). На узкоколейную железную дорогу поступили электровозы ЧС11, произведённые в Чехословакии. Все паровозы через некоторое время были списаны, один паровоз был установлен в качестве памятника на станции Боржоми.

В 1970-х годах на узкоколейную железную дорогу поступили тепловозы ТУ7, пассажирские вагоны ПВ900, построенные по специальному заказу Демиховским машиностроительным заводом.

Согласно расписанию на 1981-1982 год, на линии Боржоми — Бакуриани в ежедневном обращении находились три пары пригородных поездов. Сведений о пассажирском движении на участке Сакочави — Бакурианский Андезит нет.

В начале 1990-х годов, когда Грузия переживала тяжелейший экономический и политический кризис, а движение на большинстве железнодорожных линий страны было прекращено, скорее всего, узкоколейная железная дорога временно не действовала. С достоверностью известно, что в 1997 году регулярное пассажирское движение на ней было.





Краткое описание узкоколейной железной дороги, по состоянию на 1999 год

Начальный пункт узкоколейной железной дороги — станция Боржоми, расположенная в северо-восточной части одноимённого города. «Ширококолейная» часть станции Боржоми находится на малодеятельной железнодорожной линии Хашури — Вале. Пассажирское движение на линии Хашури — Вале представлено двумя парами электропоездов сообщением Тбилиси — Боржоми-Парк и поездом местного сообщения Тбилиси — Вале (одна пара в сутки). Грузовые перевозки незначительны.

Судя по старым расписаниям, когда-то узкая колея имелась на перегоне Боржоми — Боржоми-Парк, протяжённостью 2 километра. Скорее всего, путь здесь был «трёхниточным» или «четырёхниточным». Теперь явных следов существования узкой колеи до Боржоми-Парка не найти.

Вокзал на станции Боржоми (как и почти все вокзалы Грузинской железной дороги в то время) находился в полузаброшенном состоянии. Но узкоколейная железная дорога работала, поезда курсировали ежедневно (две пары в сутки). Поезд состоял из электровоза и трёх пассажирских вагонов ПВ900.

Грузовых перевозок и регулярного движения на участке Сакочави — Бакурианский Андезит не было. На станции Боржоми имелось значительное количество неиспользуемых грузовых вагонов.

Поездка по узкоколейной железной дороге оставила незабываемое впечатление. Из «весеннего» февральского Боржоми, где светило солнце и температура составляла примерно 10 градусов тепла, всего за два часа поезд перенёс в лютую, «арктическую» зиму заснеженного Бакуриани.

Посёлок Бакуриани является известным горнолыжным курортом, снег здесь лежит на протяжении почти половины года. Но прошло уже около 10 лет с того момента, как туристы почти перестали приезжать сюда: мало кто отважится посетить государство, которое всё ещё не вышло из состояния разрухи и нестабильности.

Почти все пути станции Бакуриани были скрыты под снегом, поэтому задерживаться здесь надолго не имело смысла. Обратно решаю ехать попутным автотранспортом.











Нынешнее состояние

По данным на начало 2006 года, узкоколейная железная дорога продолжает работать, от Боржоми до Бакуриани по-прежнему ежедневно в ходу две пары поездов.

Транспортное значение узкоколейной железной дороги сравнительно невелико: в большинстве посёлков, через которые она пролегает, есть асфальтированная автодорога, причём на автомобиле из Боржоми в Бакуриани можно проехать за час (на поезде — за два часа).

Однако в администрации Боржомского района и во многих других структурах Республики Грузия считают необходимым прилагать все возможные усилия для того, чтобы сохранить узкоколейную железную дорогу — уникальный исторический и технический памятник.

В 2005 году было заявлено о том, что город Боржоми будет добиваться права стать местом проведения зимних Олимпийских игр. Это благоприятствует сохранению и развитию узкоколейной железной дороги.







________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________




Билет для проезда по маршруту Боржоми — Бакуриани.
02.1999




Билет для проезда по маршруту Боржоми — Бакуриани.
02.1999








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    












04.05.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу