Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ — БАКУРИАНИ









Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани является одной из главных достопримечательностей Республики Грузия.

Узкоколейная железная дорога находится в центральной части государства. Соединяет два известных места: курортный город Боржоми, где находятся источники всемирно известной минеральной воды, и посёлок Бакуриани, центр горнолыжного спорта.

Протяжённость узкоколейной железной дороги, без учёта недействующей ветви на Бакурианский Андезит, составляет 37 километров. С учётом этой ветви — 42 километра.

Узкоколейная железная дорога является линией общего пользования. Входила в состав сети МПС СССР, ныне в составе Грузинской железной дороги. Является неповторимой, непохожей на все остальные.

Узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована. Выполняет пассажирские перевозки. Имеет собственный подвижной состав, который используется только на этой узкоколейной железной дороге.



История

Строительство узкоколейной железной дороги Боржом (Боржоми) — Бакуриани началось в 1898 году. Сквозное рабочее движение от Боржоми до Бакуриани было открыто в октябре 1901 года. В январе 1902 года железная дорога была введена в постоянную эксплуатацию.

Ширина колеи, по неподтверждённым данным, изначально составляла 914 мм. Позднее была изменена и стала составлять 900 мм. Единовременная перешивка для этого не требовалась. Подвижной состав для колеи 900 мм может работать на колее 914 мм.

С самого начала планировалось, что узкоколейная железная дорога будет использоваться в первую очередь для пассажирских перевозок. Появление этой железной дороги открывало возможности быстрого развития курортов в окрестностях города Боржома (Боржоми), знаменитого своими источниками минеральной воды, а также великолепной природой.

Узкоколейная железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Она являлась одним из сложнейших по условиям строительства участков железнодорожного пути в масштабах всей России.

На участке Боржоми — Цагвери железная дорога была проложена вдоль горной реки. На участке Цагвери — Либани представляет собой «серпантин», «взбирающийся» по склонам гор, непрерывно петляя.

От Либани до Бакуриани — сравнительно простой участок, пролегающий по лесам. Благодаря большой высоте и холодному по сравнению с «низкими» местами климатом леса порой выглядят неотличимо от, к примеру, Тверской области.

Лучшем временем для узкоколейной железной дороги была эпоха массовых грузовых перевозок. В Бакуриани и из него возить почти нечего. Грузопоток давала «боковая» ветвь от станции Сакочави.

Дата строительства линии станции Сакочави до месторождения андезита не установлена. Вблизи месторождения возник посёлок Бакурианский Андезит. Протяжённость участка Сакочави — Бакурианский Андезит составляла около 5 километров.

Участок Боржоми — Бакуриани являлся частью сети железных дорог общего пользования МПС СССР, Закавказская железная дорога. Участок Сакочави — Бакурианский Андезит являлся ведомственным.

В 1960-х годах рассматривались планы реконструкции узкоколейной железной дороги на широкую колею (1520 мм). Но строительство железной дороги широкой колеи по направлению этой узкоколейной железной дороги едва ли может быть технически осуществимым. По меньшей мере, это потребовало бы коренной реконструкции трассы узкоколейной железной дороги, и, соответственно — неоправданно высоких затрат.

Рассматривались и планы реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную узкую колею 750 мм. Но они также не были реализованы.

В 1967 году узкоколейная железная дорога была электрифицирована (постоянный ток, 1,5 кВ). Скорее всего, на электротягу были переведены одновременно все перегоны (возможно, кроме ведомственной ветки Сакочави — Бакурианский Андезит).

На узкоколейную железную дорогу поступили электровозы ЧС11, произведённые в Чехословакии. Все паровозы через некоторое время были списаны. Один паровоз был установлен в качестве памятника на станции Боржоми.

В 1970-х годах на узкоколейную железную дорогу поступили тепловозы ТУ7, пассажирские вагоны ПВ900, построенные по специальному заказу Демиховским машиностроительным заводом.

Согласно расписанию на 1981-1982 год, на линии Боржоми — Бакуриани в ежедневном обращении находились три пары пригородных поездов. Сведений о пассажирском движении на участке Сакочави — Бакурианский Андезит нет.

В начале 1990-х годов, когда Грузия переживала тяжелейший экономический и политический кризис, а движение на большинстве железнодорожных линий страны было прекращено, возможно, узкоколейная железная дорога временно не действовала. Точных данных нет. С достоверностью известно, что в 1997 году регулярное пассажирское движение на ней было.





Краткое описание узкоколейной железной дороги, по состоянию на 1999 год (первая поездка автора)

Начальный пункт узкоколейной железной дороги — станция Боржоми, расположенная в северо-восточной части одноимённого города. «Ширококолейная» часть станции Боржоми находится на малодеятельной железнодорожной линии Хашури — Вале. Пассажирское движение на линии Хашури — Вале представлено двумя парами электропоездов сообщением Тбилиси — Боржоми-Парк и ночным поездом дальнего следования Тбилиси — Вале (одна пара в сутки). Грузовые перевозки незначительны.

Судя по старым расписаниям, когда-то узкая колея имелась на перегоне Боржоми — Боржоми-Парк, протяжённостью 2 километра. Скорее всего, путь здесь был «трёхниточным» или «четырёхниточным». Теперь явных следов существования узкой колеи до Боржоми-Парка не найти.

Вокзал на станции Боржоми, как и почти все вокзалы Грузинской железной дороги в 1999 году, находился в полузаброшенном состоянии. Но узкоколейная железная дорога работала, поезда курсировали ежедневно (две пары в сутки). Поезд состоял из электровоза и трёх пассажирских вагонов ПВ900.

Грузовых перевозок и регулярного движения на участке Сакочави — Бакурианский Андезит не было. На станции Боржоми имелось значительное количество неиспользуемых грузовых вагонов.

Поездка по узкоколейной железной дороге оставила незабываемое впечатление. Из «весеннего» февральского Боржоми, где светило солнце и температура составляла примерно 10 градусов тепла, всего за два часа поезд перенёс в лютую, «арктическую» зиму заснеженного Бакуриани.

Посёлок Бакуриани является известным горнолыжным курортом. Снег здесь лежит на протяжении почти половины года. Но прошло уже около 10 лет с того момента, как туристы почти перестали приезжать сюда. Мало кто отважится посетить государство, которое всё ещё не вышло из состояния разрухи и нестабильности.

Почти все пути станции Бакуриани были скрыты под снегом, поэтому задерживаться здесь надолго не имело смысла. Обратно решаю ехать попутным автотранспортом. И почти сразу меня довезли до Боржоми.





Ситуация узкоколейной железной дороги на 2010 год

По данным на начало 2006 года, узкоколейная железная дорога продолжала работать, от Боржоми до Бакуриани по-прежнему ежедневно в ходу две пары поездов.

Остались промежуточные станции с путевым развитием: Цагвери, Цеми, Либани, Сакочави.

Транспортное значение узкоколейной железной дороги сравнительно невелико: в большинстве посёлков, через которые она пролегает, есть асфальтированная автодорога, причём на автомобиле из Боржоми в Бакуриани можно проехать за час (на поезде — за два часа).

Однако в администрации Боржомского района и во многих других структурах Республики Грузия считают необходимым прилагать все возможные усилия для того, чтобы сохранить узкоколейную железную дорогу — уникальный исторический и технический памятник.

В 2005 году было заявлено о том, что город Боржоми будет добиваться права стать местом проведения зимних Олимпийских игр. Это благоприятствует сохранению и развитию узкоколейной железной дороги.

Безусловно, желать участвовать в конкурсе на право проведения Олимпийских игр и реально участвовать в нём — разные вещи. Реальная заявка на Олимпиаду будет ещё не скоро.

Октябрь 2010 года, вторая поездка автора. Проезжаю в поезде от Боржоми до Сакочави. Затем — пешком до Бакуриани, автостопом до Боржоми с выходом в Цагвери. Ночёвка в депо на станции Боржоми.

Поезда курсировали дважды в сутки. Стоимость проезда: в обычном вагоне — 1 лари, в вагоне повышенной комфортности — 2 лари. Это очень мало, почти даром. Беспокоит малое количество пассажиров.

Но власти Грузии понимают важность этой железной дороги. Понимают, что это — один из главных объектов в масштабах всей страны, национальное достояние. Едва ли тут повторится трагедия, учинённая российскими властными идиотами.







________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________




Билет для проезда по маршруту Боржоми — Бакуриани.
02.1999




Билет для проезда по маршруту Боржоми — Бакуриани.
02.1999






Билет для проезда в «комфортном» вагоне поезда Боржоми — Бакуриани.
11 октября 2010 года.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ БОРЖОМИ, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА, ПЕРЕГОН БОРЖОМИ — ЦАГВЕРИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН БОРЖОМИ — ЦАГВЕРИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН БОРЖОМИ — ЦАГВЕРИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН БОРЖОМИ — ЦАГВЕРИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ДАБА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН БОРЖОМИ — ЦАГВЕРИ, СТАНЦИЯ ЦАГВЕРИ, ПЕРЕГОН ЦАГВЕРИ — ЦЕМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ЦАГВЕРИ — ЦЕМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ЦАГВЕРИ — ЦЕМИ, СТАНЦИЯ ЦЕМИ, ПЕРЕГОН ЦЕМИ — ЛИБАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ЦЕМИ — ЛИБАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕРЕГОН ЦЕМИ — ЛИБАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ЦЕМИ — ЛИБАНИ, СТАНЦИЯ ЛИБАНИ, ПЕРЕГОН ЛИБАНИ — САКОЧАВИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН ЛИБАНИ — САКОЧАВИ, ПЛАТФОРМА ПАТАРА ЦЕМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕРЕГОН ЛИБАНИ — САКОЧАВИ, СТАНЦИЯ САКОЧАВИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ САКОЧАВИ, ПЕРЕГОН САКОЧАВИ — БАКУРИАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ПЕРЕГОН САКОЧАВИ — БАКУРИАНИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА НА БОРЖОМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ПЕРЕГОН САКОЧАВИ — БАКУРИАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПЕРЕГОН САКОЧАВИ — БАКУРИАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПЕРЕГОН САКОЧАВИ — БАКУРИАНИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ БАКУРИАНИ, СТАНЦИЯ ЦАГВЕРИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (СТАНЦИЯ ЦАГВЕРИ, СТАНЦИЯ БОРЖОМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (СТАНЦИЯ БОРЖОМИ, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО)    










04.05.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Грузии»

на главную страницу