Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











БУРЕПОЛОМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой является посёлок Буреполом Тоншаевского района Нижегородской области, по состоянию на 2006 год, была самой западной в России узкоколейной железной дорогой, находящейся в ведении учреждения пенитенциарной системы.

Автор не встречал документов, в которых упоминалось бы название узкоколейной железной дороги, поэтому название «Буреполомская узкоколейная железная дорога» следует считать условным.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не установлена. Исправительно-трудовой лагерь в посёлке Буреполом, по одним данным, существует с 1929 года, по другим данным — с 1946 года.

В 1940-х годах основным видом деятельности Буреполомского исправительно-трудового лагеря (Буреполомлага) была лесоэксплуатация и деревообработка. Представляется вероятным, что узкоколейная железная дорога появилась в 1940-х годах.

В 1950-60-х годах на узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Унжа 2-я, в нём находился лагпункт. Дата основания посёлка Южный не установлена. Возможно, он возник до появления в нём узкоколейной железной дороги.

По состоянию на июнь 1999 года, магистральный участок Буреполом — Южный (его протяжённость составляла 43 километра) был пригоден для движения тяжёлого подвижного состава, однако вывозка леса производилась из ближайших окрестностей посёлка Буреполом. Нередко по узкоколейной железной дороге ездили на мотодрезинах «вольные» жители посёлка Буреполом — на рыбалку (до моста через реку Унжа), за ягодами и грибами.

В октябре 2006 года в населённом пункте Андриановичи Серовского района Свердловской области автору довелось беседовать с бывшим жителем посёлка Буреполом. По его утверждению, летом 2006 года вывозка леса производилась с 14-го километра магистрали. В Буреполоме работали два тепловоза: один на манёврах (внутри территории колонии), другой ездил в лес. В Южном имелся как минимум один исправный тепловоз. По неподтверждённым данным, сквозной проезд «тяжёлого» состава от Буреполома до Южного был невозможен из-за плохого состояния пути.

По состоянию на сентябрь 2007 года, узкоколейная железная дорога остаётся действующей.






Информация о Буреполомском ИТЛ (по материалам сайта
http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r3/r3-48.htm)


БУРЕПОЛОМСКИЙ ИТЛ (Буреполомлаг)

Время существования: организован в 1946 г., закрыт 29.04.1953 (реорг. в ЛО № 4 УИТЛК УМВД по Горьковской обл.). Подчинён: УИТЛК УМВД по Горьковской обл.

Дислокация: ст. Шерстки Горьковской ж.д (Горьковская обл.).

Телегр. код: «Буреполом».

Адрес: ст. Шерстки Горьковской ж.д., п/я 393; п/я ЖС-393.

Производство: лесоэксплуатация, деревообработка.

Численность: 01.01.1947 — 7244; 01.01.1948 — 79303.





Информация о колониях в посёлках Буреполом и Южный (по материалам сайта http://happy-ends.narod.ru/geo3.htm):

Учреждение УЗ-62/4

Почтовый адрес: 606990, Нижегородская область, Тоншаевский район, ст. Буреполом.

Начальник: Лопатин Владимир Дмитриевич, телефон 2-22 (через пос. Шерстки Тоншаевского р-на), дополнительный 3-21, коммутатор 3-40.

Расстояние от Нижнего Новгорода: 290 км.

Режим: строгий.

Численность: 2100 чел.

Самая «старая» из существующих сегодня в области колоний. Создана в 1929 году и долгое время была центром нескольких лагерей под общим названием БУРЛАГ.

Сложная во всех отношениях колония. С начала 1990-х годов имеет в своей истории два случая массовых избиений осуждённых с использованием спецназа. Работой занято около половины осуждённых.





Учреждение УЗ-62/8

Почтовый адрес: 606961, Нижегородская область, Тоншаевский район, пос. Южный.

Начальник: Елсуков Геннадий Петрович, телефон 9-15-36, дежурный 9-12-81.

Расстояние от Нижнего Новгорода: 310 км.

Режим: строгий.

Численность: 600 чел.

Учреждение создавалось как лагерное отделение БУРЛАГА, является наиболее удалённой от Нижнего Новгорода колонией. Из-за своей удалённости не может рассчитывать на расширение производства, есть проблемы с посещением родственников. В то же время небольшая численность и удалённость позволяет администрации и осуждённым поддерживать приемлемые отношения. Администрация предрасположена к общественной помощи и контролю.








Поездка (3-5 июня 1999 года)

Поездка от Буреполома до Южного заняла больше двух суток. Ранним утром 3 июня 1999 года я добрался до станции узкой колеи в Буреполоме (расположена приблизительно в полутора километрах от вокзала широкой колеи, за пределами огороженной территории колонии). В диспетчерской имелся персонал из числа заключённых. Несмотря на рабочий день (четверг), как мне объяснили, поезд в этот день не отправится — нет топлива.

Осмотреть локомотивы не удалось — депо находится на территории колонии, огороженной несколькими рядами колючей проволоки. На станционных путях имелось небольшое число вагонов-сцепов и платформ.

Вскоре удалось уехать в лес на попутной мотодрезине с жителями Буреполома, направлявшимися на реку Унжа. У моста несколько часов ожидаю следующую попутную дрезину. На ней меня подвезли приблизительно до 30-го километра (безлесного места, где когда-то находился посёлок Дальний). Посёлок Южный был в двух часах пешего хода, но я решил проехать по всей линии от Буреполома до Южного, и отказался пройти оставшиеся 12 километров пешком.

В течение следующего дня, 4 июня, ни одной дрезины по линии не прошло. Наконец, 5 июня мотодрезина появилась — двое жителей Южного выехали на охоту, и через несколько часов отправились в обратном направлении. Они подвезли меня до посёлка.

Удивило наличие поезда (тепловоз с одним пассажирским вагоном) на разъезде за рекой Ошма и наличие людей, купающихся в реке Ошма под присмотром охраны. Как оказалось, в хорошую погоду по субботам осуждённых вывозят на реку для купания.

На станции в посёлке Южный вижу рабочий поезд, состоящий из двух пассажирских вагонов — он курсирует до мест лесозаготовок, находящихся в 10-15 километрах южнее посёлка. Но проехать по этому участку не удалось. Агрессивные местные жители запретили находиться в посёлке, мотивируя это тем, что здесь находится колония строгого режима, и с применением грубой силы «выпихнули» за пределы поста охраны, которым была перекрыта единственная ведущая в посёлок автодорога. Очевидно, при движении по автодороге попасть в посёлок мне бы не удалось.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












02.01.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу