Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ШОНОШСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Шоношская железная дорога — ведомственная железнодорожная линия широкой колеи. Железнодорожная линия находилась в Вельском районе Архангельской области, пролегала по направлению Юра — Шоноша (посёлок Комсомольский) — Тёгрозеро. Протяжённость железной дороги от станции Юра до станции Тёгрозеро составляла 68 километров. Железная дорога принадлежала Шоношскому леспромхозу, управление которого находилось в посёлке Комсомольский. Название «Шоношская железная дорога» было официальным, использовалось в документах.

Начальный пункт железной дороги, станция Юрá, находится на так называемом «старом ходу» железнодорожной магистрали Коноша — Воркута, в Вельском районе Архангельской области. Конечный пункт, посёлок Тёгрозеро, находится в северо-западной части Вельского района, в довольно глухой местности. К северу от посёлка на десятки километров тянутся ненаселённые лесные массивы.

Изначально железная дорога дорога относилась к Шоношскому лестрансхозу (лесотранстранпортному хозяйству), управление которого размещалось на станции Юра. Его название происходит от реки Шoноша.

Первые участки железной дороги были открыты в довоенное время (скорее всего, в середине 1930-х годов). Известно, что к 1941 году уже существовали посёлки Средний и Комсомольский, который впоследствии стал «столицей» Шоношского леспромхоза. Посёлок Тёгрозеро (центр Тёгрозерского леспромхоза) появился позднее.



Состояние железной дороги на 1999-2004 годы

Шоношской железной дороге повезло немного больше, чем соседним лесовозным линиям Ерцево — Южный или Пукса — Дальний — она просуществовала примерно на 10 лет дольше. Несмотря на сокращение объёма вывозки леса и «автомобильную доступность» почти всех расположенных на ней лесных посёлков, в 1999 году, на момент поездки автора, Шоношская железная дорога по-прежнему жила и работала.

Начальным пунктом дороги являлась станция 1-й километр, расположенная в посёлке Юрa, недалеко от станции МПС (с 2004 года — ОАО «РЖД»). Главная станция — Шоноша (расположена в посёлке Комсомольский, на 21-м километре от Юры). Там находится диспетчерская и локомотивное депо. Для пассажирских перевозок используется автомотриса АС3М-0013.







    Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 1999 года:    

Шоноша — Тёгрозеро 8:10 — 9:20.

Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 9:50 — 11:15/12:00 — 12:40.

1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 15:00-15:40/16:00-17:10.

Тёгрозеро — Шоноша 18:00-19:10.

Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.








Спустя пять лет от Юры до Тёгрозера проехали путешественники из Москвы Д. Крюков и В. Тихонов. Выяснилось, что принципиальных изменений за это время не произошло: и порядок движения автомотрисы (два выезда из Шоноши в Тёгрозеро, один выезд до 1-го километра (Юры)), и дни курсирования остались прежними. Стоимость проезда от Юры до Тёгрозера на тот момент составляла 33 рубля.





   Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 2004 года:   


Шоноша — Тёгрозеро 4:00 — 5:15.

Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 5:30 — 6:55/7:00 — 7:45.

1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 11:10-11:52/13:00-14:25.

Тёгрозеро — Шоноша 14:45 — 16:05.



Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.





http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=429521&tree=&shbd=&Offset=260 — описание поездки (Д. Крюков, 2004 год)
http://fotki.yandex.ru/users/mityan/album/99834/ — фотографии, сделанные Д. Крюковым, 2004 год


Пассажирские перевозки дотировались из бюджета Вельского района. Грузовое движение в 2004 году также сохранялось. Основным грузоотправителем являлся Тёгрозерский леспромхоз. Дорога находилась в неплохом состоянии — по многим показателям она была одной из лучших среди ведомственных лесовозных железных дорог России.

Работающая здесь автомотриса — оптимальный вид подвижного состава для пассажирских перевозок на любой малодеятельной линии. Можно лишь сожалеть, что нигде, кроме Шоношской железной дороги, автомотрисы АС3М для регулярных пассажирских перевозок не используются — их было выпущено немного.

Будущее Шоношской железной дороги в начале 2000-х годов представлялось вовсе не безоблачным. Объём грузовых перевозок был не очень значительным — это означает, что леспромхозы могли бы отказаться от железной дороги и перейти на вывозку леса автотранспортом. Однако в скорую и полную ликвидацию железной дороги не верилось.

В 2005 году на железной дороге прекратилось пассажирское движение. Грузовое движение сохранялось — по свидетельству некоторых путешественников, осматривавших дорогу у станции Верхняя Пуя, активное грузовое движение ещё было летом 2009 года.

В 2010 году события стали развиваться по катастрофическому сценарию. Шоношская железная дорога была преступно уничтожена в короткий срок. По свидетельству Д. Баландина, в сентябре 2010 года завершался демонтаж последних метров пути у станции Юра.

Имело место полное молчание средств массовой информации касательно происходивших диких событий (по крайней мере, на сайте http://arhpress.ru ничего не находится, хотя там должны быть выложены публикации всех газет Архангельской области, в том числе и вельских районных). Видимо, было чьё-то указание журналистам — «заткнуть рты» и не писать о происходящем варварском беспределе.





Поездка (4 июля 1999 года)

На станцию Юра прихожу пешком по лесным тропам из посёлка Солгинский. Тогда у меня не было нормальной карты этого района (а от карты масштаба 1: 1 000 000, «10-километровки», пользы очень мало). Путешествия «вслепую» — весьма малоприятное дело. Но, после суточных блужданий, я оказался-таки в искомой точке. Этот населённый пункт напоминает глухую деревню с небольшим числом жителей. Но здесь есть довольно большое здание вокзала, построенное в архитектурном стиле, привычном для большинства малых и средних станций участка Коноша — Воркута.

Дни следования поезда на Тёгрозеро мне уже были известны благодаря начальнику станции Юра, который ответил на моё письмо-запрос. Оставалось найти пункт его отправления. Путь в сторону Тёгрозера отходит к западу от вокзала. Пройдя по нему около ста метров, обнаруживаю небольшую бетонную платформу без всяких павильонов или табличек. Но это было не всё — чуть дальше располагалась «станция примыкания» с несколькими путями и небольшими деревянными зданиями. Как оказалось, это станция «1-й километр».

Вскоре на «МПСовскую» станцию прибыл поезд Архангельск — Котлас. Из него вышло несколько человек, и все они направились к бетонной платформе. Теперь уже можно не сомневаться: поезд на «Тёгру» сегодня будет.

Через некоторое время из леса донёсся гудок. Ещё пара минут, и… какая неожиданность! Подъехал вовсе не ТЭМ2 с парой «древних» плацкартных вагонов, как я ожидал, а современная автомотриса почти европейского вида (в Западной Европе пассажирские автомотрисы на малодеятельных ветках — привычное явление). Пассажиры, как оказалось, называют её «аска» или «мотаня».


Билеты

Началась посадка. Прошу у машинистов разрешения проехать в кабине, чтобы лучше рассмотреть линию. Машинисты предложили идти в нерабочую кабину.

Кабина была незапертой, но билетёрша, «тётя Шура» (так к ней обращались пассажиры-подростки) оказалась форменным исчадием ада. Увидев эту старушку, про каких говорят «божий одуванчик», поначалу я не смог бы представить, что она способна извергать безудержный поток бранных слов и разных гадостей. Бабулька решила любой ценой вытравить меня из задней кабины, и стала устраивать что-то напоминающее эпилептический припадок.

- Машинист разрешил здесь находиться!

- Машинист мне … , … вылазь, … … !

«Представление» могло бы продолжаться сколь угодно долго, поэтому приходится подчиниться. Прибываем на станцию Шоноша (посёлок Комсомольский). Здесь сохранилось много редкого подвижного состава, среди которого попадались и старые «деревянные» пассажирские вагоны.

Воспользовавшись двадцатиминутной стоянкой, захожу в помещение диспетчера. Графики исполненного движения (которые здесь до сих пор ведутся) получить не удалось. Но ко мне отнеслись хорошо, и сообщили много полезных сведений об истории дороги, а также предоставили расписание движения «аски».

Действовавшая в Комсомольском до недавнего времени узкоколейная железная дорога, как оказалось, уже почти полностью разобрана.

У станции Верхняя Пуя автомотриса пересекла асфальтированную автодорогу. Асфальт — безусловно, благо, но его наличие именно здесь, вблизи одной из станций этой железнодорожной ветки, навевает тревожные чувства.

Вот, наконец, и Тёгрозеро («Тёгра») — конечная станция, где есть деревянная высокая платформа. Здесь я покидаю Шоношскую железную дорогу, и направляюсь по «грунтовке» в сторону асфальта, чтобы добраться до посёлка Пасьва.










__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________







Начальный участок Шоношской железной дороги (между станциями Юрá и 1-й километр).
29.08.2004









Место примыкания Шоношской железной дороги к «старому ходу» Печорской
железной дороги (Коноша — Воркута). Вдали заметен вокзал станции Юрá.
29.08.2004









Вокзал на станции Юрá.
29.08.2004









Вокзал на станции Юрá, вид с восточной стороны.
29.08.2004











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










02.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу