Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ШОНОШСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Шоношская железная дорога — ведомственная железнодорожная линия широкой колеи. Железнодорожная линия находилась в Вельском районе Архангельской области, пролегала по направлению Юра — Шоноша (посёлок Комсомольский) — Тёгрозеро. Протяжённость железной дороги от станции Юра до станции Тёгрозеро составляла 68 километров. Железная дорога принадлежала Шоношскому леспромхозу, управление которого находилось в посёлке Комсомольский. Название «Шоношская железная дорога» было официальным, использовалось в документах.

Начальный пункт железной дороги, станция Юрá, находится на так называемом «старом ходу» железнодорожной магистрали Коноша — Воркута, в Вельском районе Архангельской области. Конечный пункт, посёлок Тёгрозеро, находится в северо-западной части Вельского района, в довольно глухой местности. К северу от посёлка на десятки километров тянутся ненаселённые лесные массивы.

Изначально железная дорога дорога относилась к Шоношскому лестрансхозу (лесотранстранпортному хозяйству), управление которого размещалось на станции Юра. Его название происходит от реки Шoноша.

Первые участки железной дороги были открыты в довоенное время (скорее всего, в середине 1930-х годов). Известно, что к 1941 году уже существовали посёлки Средний и Комсомольский, который впоследствии стал «столицей» Шоношского леспромхоза. Посёлок Тёгрозеро (центр Тёгрозерского леспромхоза) появился позднее.



Состояние железной дороги на 1999-2004 годы

Шоношской железной дороге повезло немного больше, чем соседним лесовозным линиям Ерцево — Южный или Пукса — Дальний — она просуществовала примерно на 10 лет дольше. Несмотря на сокращение объёма вывозки леса и «автомобильную доступность» почти всех расположенных на ней лесных посёлков, в 1999 году, на момент поездки автора, Шоношская железная дорога по-прежнему жила и работала.

Начальным пунктом дороги являлась станция 1-й километр, расположенная в посёлке Юрa, недалеко от станции МПС (с 2004 года — ОАО «РЖД»). Главная станция — Шоноша (расположена в посёлке Комсомольский, на 21-м километре от Юры). Там находится диспетчерская и локомотивное депо. Для пассажирских перевозок используется автомотриса АС3М-0013.







    Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 1999 года:    

Шоноша — Тёгрозеро 8:10 — 9:20.

Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 9:50 — 11:15/12:00 — 12:40.

1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 15:00-15:40/16:00-17:10.

Тёгрозеро — Шоноша 18:00-19:10.

Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.








Спустя пять лет от Юры до Тёгрозера проехали путешественники из Москвы Д. Крюков и В. Тихонов. Выяснилось, что принципиальных изменений за это время не произошло: и порядок движения автомотрисы (два выезда из Шоноши в Тёгрозеро, один выезд до 1-го километра (Юры)), и дни курсирования остались прежними. Стоимость проезда от Юры до Тёгрозера на тот момент составляла 33 рубля.





   Расписание движения поездов Шоношской железной дороги, по состоянию на лето 2004 года:   


Шоноша — Тёгрозеро 4:00 — 5:15.

Тёгрозеро — Шоноша — 1-й километр 5:30 — 6:55/7:00 — 7:45.

1-й километр — Шоноша — Тёгрозеро 11:10-11:52/13:00-14:25.

Тёгрозеро — Шоноша 14:45 — 16:05.



Все поезда в ходу только по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.





http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=429521&tree=&shbd=&Offset=260 — описание поездки (Д. Крюков, 2004 год)
http://fotki.yandex.ru/users/mityan/album/99834/ — фотографии, сделанные Д. Крюковым, 2004 год


Пассажирские перевозки дотировались из бюджета Вельского района. Грузовое движение в 2004 году также сохранялось. Основным грузоотправителем являлся Тёгрозерский леспромхоз. Дорога находилась в неплохом состоянии — по многим показателям она была одной из лучших среди ведомственных лесовозных железных дорог России.

Работающая здесь автомотриса — оптимальный вид подвижного состава для пассажирских перевозок на любой малодеятельной линии. Можно лишь сожалеть, что нигде, кроме Шоношской железной дороги, автомотрисы АС3М для регулярных пассажирских перевозок не используются — их было выпущено немного.

Будущее Шоношской железной дороги в начале 2000-х годов представлялось вовсе не безоблачным. Объём грузовых перевозок был не очень значительным — это означает, что леспромхозы могли бы отказаться от железной дороги и перейти на вывозку леса автотранспортом. Однако в скорую и полную ликвидацию железной дороги не верилось.

В 2005 году на железной дороге прекратилось пассажирское движение. Грузовое движение сохранялось — по свидетельству некоторых путешественников, осматривавших дорогу у станции Верхняя Пуя, активное грузовое движение ещё было летом 2009 года.

В 2010 году события стали развиваться по катастрофическому сценарию. Шоношская железная дорога была преступно уничтожена в короткий срок. По свидетельству Д. Баландина, в сентябре 2010 года завершался демонтаж последних метров пути у станции Юра.

Имело место полное молчание средств массовой информации касательно происходивших диких событий (по крайней мере, на сайте http://arhpress.ru ничего не находится, хотя там должны быть выложены публикации всех газет Архангельской области, в том числе и вельских районных). Видимо, было чьё-то указание журналистам — «заткнуть рты» и не писать о происходящем варварском беспределе.





Поездка (4 июля 1999 года)

На станцию Юра прихожу пешком по лесным тропам из посёлка Солгинский. Тогда у меня не было нормальной карты этого района (а от карты масштаба 1: 1 000 000, «10-километровки», пользы очень мало). Путешествия «вслепую» — весьма малоприятное дело. Но, после суточных блужданий, я оказался-таки в искомой точке. Этот населённый пункт напоминает глухую деревню с небольшим числом жителей. Но здесь есть довольно большое здание вокзала, построенное в архитектурном стиле, привычном для большинства малых и средних станций участка Коноша — Воркута.

Дни следования поезда на Тёгрозеро мне уже были известны благодаря начальнику станции Юра, который ответил на моё письмо-запрос. Оставалось найти пункт его отправления. Путь в сторону Тёгрозера отходит к западу от вокзала. Пройдя по нему около ста метров, обнаруживаю небольшую бетонную платформу без всяких павильонов или табличек. Но это было не всё — чуть дальше располагалась «станция примыкания» с несколькими путями и небольшими деревянными зданиями. Как оказалось, это станция «1-й километр».

Вскоре на «МПСовскую» станцию прибыл поезд Архангельск — Котлас. Из него вышло несколько человек, и все они направились к бетонной платформе. Теперь уже можно не сомневаться: поезд на «Тёгру» сегодня будет.

Через некоторое время из леса донёсся гудок. Ещё пара минут, и… какая неожиданность! Подъехал вовсе не ТЭМ2 с парой «древних» плацкартных вагонов, как я ожидал, а современная автомотриса почти европейского вида (в Западной Европе пассажирские автомотрисы на малодеятельных ветках — привычное явление). Пассажиры, как оказалось, называют её «аска» или «мотаня».


Билеты

Началась посадка. Прошу у машинистов разрешения проехать в кабине, чтобы лучше рассмотреть линию. Машинисты предложили идти в нерабочую кабину.

Кабина была незапертой, но билетёрша, «тётя Шура» (так к ней обращались пассажиры-подростки) оказалась форменным исчадием ада. Увидев эту старушку, про каких говорят «божий одуванчик», поначалу я не смог бы представить, что она способна извергать безудержный поток бранных слов и разных гадостей. Бабулька решила любой ценой вытравить меня из задней кабины, и стала устраивать что-то напоминающее эпилептический припадок.

- Машинист разрешил здесь находиться!

- Машинист мне … , … вылазь, … … !

«Представление» могло бы продолжаться сколь угодно долго, поэтому приходится подчиниться. Прибываем на станцию Шоноша (посёлок Комсомольский). Здесь сохранилось много редкого подвижного состава, среди которого попадались и старые «деревянные» пассажирские вагоны.

Воспользовавшись двадцатиминутной стоянкой, захожу в помещение диспетчера. Графики исполненного движения (которые здесь до сих пор ведутся) получить не удалось. Но ко мне отнеслись хорошо, и сообщили много полезных сведений об истории дороги, а также предоставили расписание движения «аски».

Действовавшая в Комсомольском до недавнего времени узкоколейная железная дорога, как оказалось, уже почти полностью разобрана.

У станции Верхняя Пуя автомотриса пересекла асфальтированную автодорогу. Асфальт — безусловно, благо, но его наличие именно здесь, вблизи одной из станций этой железнодорожной ветки, навевает тревожные чувства.

Вот, наконец, и Тёгрозеро («Тёгра») — конечная станция, где есть деревянная высокая платформа. Здесь я покидаю Шоношскую железную дорогу, и направляюсь по «грунтовке» в сторону асфальта, чтобы добраться до посёлка Пасьва.










__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________







Начальный участок Шоношской железной дороги (между станциями Юрá и 1-й километр).
29.08.2004









Место примыкания Шоношской железной дороги к «старому ходу» Печорской
железной дороги (Коноша — Воркута). Вдали заметен вокзал станции Юрá.
29.08.2004









Вокзал на станции Юрá.
29.08.2004









Вокзал на станции Юрá, вид с восточной стороны.
29.08.2004











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










02.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу