ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ДЕСНА — ПОЛИГОН







Железнодорожная линия Десна — Полигон находится в Козелецком районе Черниговской области Украины. Это удивительный объект рельсового транспорта, не имеющий близких аналогов.

Железная дорога Десна — Полигон является одной из двух (вторая — Норильская железная дорога) полноценных изолированных железных дорог широкой колеи.

Железная дорога создана и на протяжении всей своей истории эксплуатируется структурами Министерства Обороны Украины. Железная дорога выполняет главным образом пассажирские перевозки для нужд воинских частей.

Железная дорога была построена в 2000-2001 годах силами Железнодорожных войск Украины. Торжественное открытие железной дороги состоялось 30 июня 2001 года, на церемонии присутствовал Президент Украины Л. Д. Кучма.

Это один из двух объектов железнодорожного строительства в независимой Украине. Первый — «связка» Пироговка — Новгород-Северский. Длина примерно такая, построена тоже при Кучме. Линия Алтыновка — Короп открыта в 1992 году, но фактически построена в СССР.





Материал, размещённый на сайте Министерства Обороны Украины, подготовлен департаментом прессы и информации Министерства Обороны Украины, дата написания — 02.08.2001 (http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=ru&part=news&sub=read&id=395, в оригинале — на украинском языке)

Около 200 километров железнодорожных путей построили и отремонтировали за годы независимости военные железнодорожники, которые 5 августа отмечают свой профессиональный праздник

Ежегодно в первое воскресенье августа работники железнодорожного транспорта Украины празднуют свой профессиональный праздник — День железнодорожника.

Вместе с ними этот праздник отмечают около 5 000 военных железнодорожников Вооруженных Сил Украины. Он утвержден Указом Президента Украины от 5 января 1995.

Железнодорожные войска являются специальным, специфическим родом войск Вооруженных Сил Украины. Они осуществляют техническое прикрытие, восстановление, заграждение, эксплуатацию, строительство новых и реконструкцию и обновление существующих железных дорог для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, стабильной работы железных дорог в особый период. Особенность их деятельности в мирное время заключается в том, что подготовка к их использованию осуществляется на реальных объектах железнодорожного строительства и реконструкции.

История железнодорожных войск берёт своё начало с августа 1851 года, когда было утверждено положение о составе Петербурго-Московской железной дороги, на основе которой были созданы первые в мире военно-железнодорожные формирования. 30 марта 1863 года были созданы первые железнодорожные батальоны, которые участвовали в строительстве железной дороги Одесса — Парнава.

Во времена первой мировой войны воины-железнодорожники восстановили 22,7 тыс. километров железных дорог и свыше тысячи мостов.

Бессмертной славой отмечен боевой путь железнодорожных войск во время Великой Отечественной войны. Железнодорожными войсками было восстановлено и построено около 120 тыс. километров магистралей, более 2300 пунктов водоснабжения, около 3000 мостов. За заслуги перед Отечеством 27-ми железнодорожникам присвоено высокое звание Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда, 20 соединений и частей награждены боевыми орденами, 5-ти соединением присвоены почетные наименования.

Среди них две железнодорожные бригады, затем вошли в состав Железнодорожных войск Вооруженных Сил Украины. Это Двадцать шестая ордена Александра Невского Кенигсбергская железнодорожная бригада и Первая Гвардейская ордена Кутузова Варшавская железнодорожная бригада.

Очередной раз воины-железнодорожники показали образцы мужества, самоотверженности и героизма при ликвидации последствий землетрясения в Армении и катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди первых, кто приступил к обузданию ядерной стихии — полковники Валерий Воронин, Сергей Гомзар, Сергей Ермолаев и Сергей Жиганов.

Формирование и становление железнодорожных войск Вооруженных Сил Украины началось в январе 1992 года на базе 2-го железнодорожного корпуса железнодорожных войск бывшего СССР.

За годы независимости военные железнодорожники построили и отремонтировали около 200 километров железнодорожных путей, участвовали в электрификации 60 километров железных дорог. Весомый вклад воинов-железнодорожников в строительство Днепропетровского метрополитена в августе 1995 года военнослужащие 92-го путевого железнодорожного батальона построили 500 метровый наплавной железнодорожный мост через реку Десна возле села Пироговка.

В феврале 2000 года воины-железнодорожники этого же батальона, который возглавляет подполковник Александр Рыбалов, при активной помощи курсантов 8-го отдельного Черниговского железнодорожного учебного полка, в 169-м учебном центре Сухопутных войск Украины «Десна» начали первый этап строительства железнодорожного участка протяженностью 11,2 километра и двух железнодорожных станций — Десна и Полигонная. А уже 30 июня 2001 года железная дорога была открыта Президентом Украины Л. Д. Кучмой. Существенную материальную помощь военным во время строительства предоставила «Укрзализныця».

Планируется начать строительство второго участка железной дороги протяженностью в 45 километров, пуск которой позволит наладить регулярное сообщение жителей гарнизона со станцией Жидиничи и областным центром — городом Чернигов.

В 1996 году воины-железнодорожники спасали мосты на реке Стрый в период весеннего ледохода в Прикарпатье, помогали ремонтировать железнодорожные пути на участках Белгород-Днестровский — Измаил и Долинская — Помошная Одесской железной дороги. Ими построено почти 8 километров пути скоростного трамвая в Кривом Роге.

Военнослужащими 1-й железнодорожной бригады собственными силами ведется строительство 40-квартирного жилого дома в Ужгороде, реконструкция путей на станции Чоп. Завершён ремонт путей на станциях Арламова Воля, Ровно, Луцк. Личный состав оказывал помощь в ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатье. Воины-железнодорожники в 2000 году построили 83 метровый автодорожный мост в Тячевском районе Закарпатской области. Личный состав 26-й железнодорожной бригады участвовал в реконструкции южного моста через Днепр в Днепропетровске.

Подготовку офицерских кадров для железнодорожных войск Вооруженных Сил Украины осуществляет военная кафедра при Днепропетровском государственном университете железнодорожного транспорта.




Основные цели строительства железной дороги: использование для перевозки личного состава между посёлком Десна, где находятся казармы, и полигонами, расположенными севернее посёлка. Использование для обучения военных железнодорожников. Возможное использование для перевозки гусеничной техники на платформах (это не осуществилось).

Подвижной состав для железной дороги Десна — Полигон был взят на сети железных дорог общего пользования «Укрзализныци» и доставлен в Десну на автотрейлерах. Среди подвижного состава — тепловоз ТГК2-7339 и 4 плацкартных пассажирских вагона. Имеется одна съёмная тележка для перевозки путейских инструментов.

Поступление грузовых вагонов-платформ предполагалось. Об этом говорит наличие рамп для заезда гусеничной и колёсной техники, находящихся на станциях Десна и Полигон. Однако по непонятным причинам вагоны-платформы не поступили.

Планировалось, что в перспективе железная дорога будет соединена с основной железнодорожной сетью посредством строительства участка Полигон — Жидиничи, длиной 45 километров. В ещё более дальней перспективе не исключалось строительство железной дороги Десна — Киев. Тогда посёлок Десна оказался бы расположен на железнодорожной магистрали, соединяющей крупные города. Проехать из Чернигова в Киев можно исключительно длинным «кружным» путём через Нежин.

По состоянию на 2011 год, вероятность реализации этих планов в обозримом будущем представляется близкой к нулю.

Железная дорога Жукотки — Жидиничи, ближайшая к изолированной железной дороге Десна — Полигон часть большой железнодорожной сети, была варварски разобрана в 2000-х годах. Тем самым, изолированная железная дорога Десна — Полигон стала ещё дальше от основной сети.

Для широкого круга общественности изолированная железная дорога Десна — Полигон была «открыта» в феврале 2007 года любителем железных дорог из Киева Олегом (Helgi). Первая в Сети фотография: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=65775&LNG=RU. Позднее появился репортаж велотуриста, проехавшего вдоль всей железной дороги.

22-24 июня 2011 года изолированная железная дорога Десна — Полигон была посещена автором. Мне удалось совершить поход по всей железной дороге, затем — проехать в пассажирском поезде.

На тот момент состояние железной дороги было следующим: длина — 11,4 км (согласно километровым и пикетным знакам). Две станции: Десна и Полигон. Три промежуточных остановочных пункта: Автодром №2, Танкодром №2, Танкодром №3. Платформы как на станциях, так и на остановочных пунктах — низкие.

Насчитывалось четыре стрелочных перевода, по два на каждой станции. Все стрелки — ручные. Шпалы — как железобетонные (главным образом в южной части), так и деревянные (главным образом в северной части). Здание депо находится на станции Десна. Представляет собой быстровозводимый металлический ангар.

Железная дорога эксплуатируется Железнодорожно-эксплуатационным взводом. Персонал, обслуживающий железную дорогу, полностью состоит из военнослужащих, в том числе срочной службы. Здание ДС (фактически — управление железной дороги) находится вблизи станции Десна. Под управление железной дороги было выделено несколько комнат в здании на территории воинской части, построенном задолго до железной дороги.

Формально существует расписание движения поездов. По состоянию на 2007 год, оно было вывешено на станции Десна (фотография, сделанная Олегом из Киева).

Расписание на 2007 год было следующим:


понедельник — четверг:
Десна — Полигон 6:30, 18:00
Полигон — Десна 13:30, 00:30

пятница:
6:30 Десна — Полигон 13:30 Полигон — Десна

суббота:
7:00 Десна — Полигон 13:30 Полигон — Десна

по воскресеньям движения нет.



По состоянию на 2011 год, расписание официально существует и вывешено в помещении дежурного по станции Десна. Но на практике оно не выполняется. Поезд курсирует не каждый день, время отправления бывает разным. Остановка на промежуточных платформах производится по предварительной заявке.

Вся железная дорога находится на общедоступной территории (по крайней мере, явных запретов находиться на ней не существует). Однако многие военные придерживаются иного мнения и считают нежелательным проход по территории автодрома (в южной части железной дороги).

Пассажирский поезд, как правило, состоит из двух вагонов. Все вагоны находятся в далеко не лучшем состоянии, хотя снаружи это почти не заметно. Окраска локомотива и вагонов одинаковая — камуфляжная. Поездом могут пользоваться только военнослужащие, проезд посторонних запрещён.

Железная дорога успешно справляется с основной задачей — быстрой доставкой больших масс личного состава к местам проведения боевых учений. Перевозка автомобильным транспортом едва ли может обходиться дешевле. Представляется, что железная дорога имеет перспективы долговременной работы.
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ДЕСНА, УЧАСТОК ДЕСНА — АВТОДРОМ №2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (СТАНЦИЯ ПОЛИГОН, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА ИЗ ДЕСНЫ, СТАНЦИЯ ДЕСНА, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (СТАНЦИЯ ДЕСНА)    










28.06.2011 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика