Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











МЕЖОГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги является посёлок Донаель, расположенный у станции Межóг на магистральной железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога). До 1976 года посёлок Донаель назывался так же, как и станция — Межог. Переименование было произведено с целью устранения одноимённости двух соседних населённых пунктов.

Посёлок Межог (не путать с селом Межог!) возник в 1956 году, впервые упомянут в 1960 году (станция Межог появилась раньше). В 1966 году посёлок и станция были объединены в один населённый пункт. В 1976 году посёлку присвоено новое название — Донаёль (Донаель). По состоянию на 1989 год, в посёлке насчитывалось 989 жителей (в 2004 году, возможно — около 500 жителей).

Согласно правилам языка коми, название населённого пункта должно писаться и произноситься как «Донаёль» («ёль» означает «лесной ручей»). Но почти все местные жители называют этот населённый пункт «Донаéль». В этом материале он будет называться так же.





История

Сведений об истории этой узкоколейной железной дороги немного. По неподтверждённым данным, в 1950-е годы здесь действовал рельсовый путь узкой колеи, на котором использовалась конная тяга.

Ориентировочная дата открытия полноценной узкоколейной железной дороги с локомотивной тягой — 1957 год. На дороге появился небольшой посёлок Ёртым. Он существовал непродолжительное время (ориентировочно, ликвидирован уже в 1960-е годы).

Вплоть до конца 1990-х годов протяжённость магистрали постепенно возрастала. К моменту наибольшего развития дороги она составляла не менее 50 километров. Владельцем дороги являлся Усть-Вымский леспромхоз. Здесь находился Межогский лесопункт.



В 1994 году (ориентировочно) вывоз леса с дальних участков узкоколейной железной дороги был прекращён. С тех пор лес возили нерегулярно, и только с ближних веток и «усов» (как правило, удалённость от посёлка Донаель не превышала 10 километров).

Организация, к которой относилась узкоколейная железная дорога, неоднократно меняла название и владельцев. В посёлке Донаель размещалось ООО «Межог-лес», а по состоянию на сентябрь 2004 года — ООО «Ёртом-лес». Остаётся неясным, имеет ли оно какое-то отношение к Усть-Вымскому леспромхозу (скорее всего, нет).



АО «Усть-Вымский леспромхоз». Адрес: 169040, республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Исакова, д. 1.

ООО «Ёртом-лес». Адрес: 169010, республика Коми, Усть-Вымский район, пос. Донаель, ул. Октябрьская, 11. Телефон: 95048.




По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана в 2006 или 2007 году.





Состояние узкоколейной железной дороги на сентябрь 2004 года

Дорога является действующей. В депо, расположенном на окраине посёлка Донаель, находятся тепловозы ТУ6А-1674, ТУ6А-3725, ТУ6А-2887 (1983 года выпуска), ещё два тепловоза, номера которых установить не удалось (ТУ6А либо ТУ8), и один тепловоз ТУ6А либо ТУ8, превращённый в снегоочиститель.

По словам работников дороги, ранее здесь был также тепловоз ТУ7 (ТУ7А). В «лучшие» времена было около 15 тепловозов, периодически некоторые из них отправляли для ремонта в Мураши.



Состояние дороги можно охарактеризовать как весьма сложное. Регулярной вывозки леса нет, хотя на нижний склад лес поступает почти непрерывно (доставляется автомобилями-лесовозами). Иногда лес всё же вывозится, расстояние вывоза — минимальное (3-5 километров). На главной станции можно видеть гружёные хлыстами сцепы, которые, судя по состоянию колёсных пар, стоят без движения не одну неделю.

Почти все пути на нижнем складе и на станции разобраны, почти все строения на станции и вблизи неё — разгромлены и разрушены.

Почти каждый рабочий день один из тепловозов выезжает из депо на станцию, где переставляет вагоны с одного пути на другой, иногда выезжает и на нижний склад. Как сказал один из работников нижнего склада, делается это лишь для того, чтобы обеспечить работой локомотивную бригаду. Возможно, на нижний склад подвозится металлолом со станции.

Движение тяжёлого подвижного состава возможно только до моста через реку Ёртым (на первых километрах магистрали). Проезд тепловоза по полуразвалившемуся мосту — абсолютно невозможен.

На съёмной мотодрезине можно доехать до 46 километра, а возможно, и немногим далее. Но оживлённое движение мотодрезин имеется только на ближайшем к посёлку участке магистрали.

По уверениям жителей посёлка Донаель, в ближайшее время дорога окончательно разбираться не будет. Но у меня возникли немалые сомнения в истинности этих слов. Вполне возможно, что через два-три года на её месте будет насыпь с вывороченными шпалами…









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










17.08.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу