Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!








УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДЗЯКИНО»









Торфопредприятие «Дзякино» находится в посёлке Дзякино Глазовского района Удмуртской республики. Посёлок расположен у станции Кожиль на магистральной железнодорожной линии Киров — Пибаньшур.



история (часть информации получена от С. Костыгова)

Первый проект будущего торфопредприятия был подготовлен в 1935 году. Предполагалось строительство узкоколейной железной дороги от торфомассива до города Глазова, основным потребителем торфа должен был являться льнокомбинат.

В 1941 году началась реализация проекта (считается, что торфопредприятие основано в 1941 году). Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не установлена. По одним данным, это 1942 год (тогда был добыт первый торф), по другим данным, узкоколейная железная дорога появилась несколькими годами позднее, первоначально торф возили гужевым транспортом.

Строительство участка узкоколейной железной дороги от торфомассива до города Глазова велось в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Согласно изменённому проекту, в Глазове торф должен был поступать не на льнокомбинат, а на ТЭЦ. Большая часть работ на этой линии была выполнена (отсыпана насыпь, построены мосты). Однако затем от планов поставки торфа на Глазовскую ТЭЦ отказались. Недостроенная линия была заброшена.

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги первоначально был представлен неустановленным паровозом и мотовозом МУЗ4. Позднее поступали мотовозы ДМ54 и МД54-4, ЭСУ1 и ЭСУ2А, с 1970-х годов — тепловозы ТУ6А. Имелась также пассажирская автодрезина ПД1. Среди прицепного подвижного состава в 1960-е годы преобладали вагоны ТСВ.

Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф перегружался на широкую колею. Его потребителями были Ижевская ТЭЦ-1, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-4 города Кирова. В Дзякино имелся механизированный торфоперегруз.

В конце 1970-х годов было решено отказаться от использования торфовозных вагонов ТСВ, что было весьма редким явлением на отечественных торфовозных узкоколейных железных дорогах. Вместо вагонов ТСВ для перевозки торфа стали использоваться вагоны-платформы. Торф засыпался в металло-деревянные короба (кюбели), которые грузились на платформы.

В 2001 году окончательно прекратилась погрузка торфа в адрес Кировской ТЭЦ-1. Однако добыча торфа продолжалась. Торф продавался сельскохозяйственным предприятиям для использования в качестве удобрения.

В 2002 году в Дзякино был открыт торфобрикетный завод. Несмотря на это, объём вывозки торфа оставался минимальным. Руководство торфопредприятия приняло перейти на доставку торфа автотранспортом (вначале — в качестве эксперимента). При этом в течение лета 2003 года продолжалось движение тепловоза от посёлка Дзякино до торфомассива с целью доставки сотрудников торфопредприятия к местам работы.

В 2004 году движение по узкоколейной железной дороге прекратилось. Все перевозки были окончательно переведены на автотранспорт. Тяговый подвижной узкоколейной железной дороги к моменту прекращения движения состоял из тепловоза ТУ6А-3372, неустановленного неисправного тепловоза ТУ6А и неустановленного мотовоза ЭСУ2А.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана. Оставался тепловоз ТУ6А-3372. Второй тепловоз ТУ6А находился в разгромленном состоянии. Мотовоз ЭСУ2А был продан и вывезен на узкоколейную дорогу Дымного торфопредприятия (Кировская область).

Узкоколейная железная дорога окончательно разобрана ориентировочно в 2007 году. Дорога была «сметена» и разрушена «подчистую» — варварски уничтожалось всё.

По состоянию на 2009 год, оставалось несколько метров пути на бывшем переезде в центре посёлка Дзякино, здание бывшего депо, кабина ЭСУ2А-119, используемая одним из жителей посёлка в качестве хозяйственного помещения.







поездка (2003 год)

По состоянию на июнь 2003 года (момент поездки автора по узкоколейной железной дороге), протяжённость её путей постоянного действия составляла около 6 километров. Начальным пунктом железной дороги являлось депо в посёлке Дзякино.

Посёлок Дзякино расположен у станции Кожиль на ширококолейной линии Киров — Пермь (историческая Вятско-Пермская железнодорожная линия), которая нередко признаётся составной частью Транссибирской магистрали. Здесь — одно из очень немногих мест, где проезжающие по Транссибу пассажиры могут наблюдать из окна вагона подвижной состав узкой колеи.

На протяжении почти двух километров узкоколейная железная дорога пролегает параллельно магистрали, в западном направлении от посёлка. Здесь находится место, где перегружается торф. Технология перегруза примитивна и затратна: из вагонов узкоколейной железной дороги — в караван, затем, из каравана — на автотранспорт (ранее — также в вагоны широкой колеи).

Далее линия отходит от Транссиба, поворачивая в северном направлении. Примерно через километр — вновь поворот на запад. Вскоре после него, в 3,5 километрах от депо в Дзякино — единственная действующая полевая база. После неё начинаются разрабатываемые торфомассивы. Магистральный путь вплоть до тупиковой точки сохраняет направление на запад.

Торф вывозится на платформах, в коробах (кюбелях). Вагонов ТСВ и пассажирских вагонов в рабочем состоянии не сохранилось.

Вывоз торфа по узкоколейной железной дороге прекращён. Однако тепловоз обычно курсирует каждый рабочий день.













__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________








На окраине посёлка Дзякино. Здесь линия узкоколейной железной дороги поворачивает
на запад (по направлению ширококолейной магистрали).
26.06.2003







Участок магистральной линии в посёлке.
26.06.2003







Переезд в центре посёлка Дзякино. Вид в сторону торфомассивов.
26.06.2003







Впереди — депо узкоколейной железной дороги в посёлке Дзякино.
26.06.2003







На станции узкоколейной железной дороги (в Дзякино, близ депо).
26.06.2003





Депо узкоколейной железной дороги в посёлке Дзякино.
26.06.2003







Разъезд на линии узкоколейной железной дороги (близ Дзякино). Вид из кабины тепловоза в направлении Дзякино.
26.06.2003







Место поворота линии, расположенной вблизи ширококолейной железнодорожной магистрали.
Вид из кабины тепловоза в направлении Дзякино.
26.06.2003







Место перегрузки торфа. Справа находится штабель (караван). Вид из кабины тепловоза в направлении Дзякино.
26.06.2003







Участок линии приблизительно в двух километрах от начального пункта.
Вид из кабины тепловоза в направлении Дзякино.
26.06.2003







Несколько севернее, вид в том же направлении. Справа — остатки вагона ТСВ.
26.06.2003







Вид из кабины тепловоза в направлении торфомассивов. Впереди -
крайний пункт линии узкоколейной железной дороги.
26.06.2003







Полевая база. Вид из кабины тепловоза в направлении Дзякино.
26.06.2003









Торфодобывающая техника на полевой базе.
26.06.2003







Полевая база. Вид из кабины тепловоза в направлении торфомассивов.
26.06.2003







Тепловоз ТУ6А-3372 вернулся с полевой базы. Посёлок Дзякино, переезд.
26.06.2003












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ    












03.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу