УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА «ФАКЕЛ»








Стекольный завод «Факел» (АО «Факел») находится в посёлке Факел (прежнее название — Сергиевский) Игринского района Удмуртской республики.


Состояние на 2017 год: узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


Узкоколейная железная дорога соединяет стекольный завод со станцией перегрузки на широкую колею в посёлке Меньил. Протяженность линии — 5 километров. Депо находится на территории стекольного завода.


В 1947 году была открыта линия узкой колеи, связавшая стекольный завод «Факел» в одноимённом посёлке со станцией Меньил на новой для того времени ширококолейной линии Ижевск – Балезино. Вскоре создаётся Меньиловский леспромхоз. Началось продление узкоколейной железной дороги от посёлка Факел в лесные массивы. Её протяжённость быстро увеличивалась. На момент наибольшего развития дороги она превышала 70 километров.

По неподтверждённым данным, одна из веток вела на другую станцию широкой колеи – Люк. Имелся крупный лесной посёлок – Башмаково. Участок Меньил — Факел являлся головным перегоном узкоколейной железной дороги, которая тогда была одновременно лесовозной и промышленной.

К началу 1990-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Все лесовозные ветки быстро разобрали. Сейчас длина главного пути — на порядок меньше, чем в лучшие времена. Нижний склад леспромхоза в посёлке Меньил находится в разорённом состоянии.

Ныне действующая дорога соединяет стекольный завод со станцией перегрузки на широкую колею в Меньиле. Протяжённость линии — 5 километров. По состоянию на сентябрь 2002 года, она работает достаточно активно. Движение ежедневное и круглогодичное.

Несколько раз в день с завода в Меньил на перегрузку направляется стекольная продукция (в основном, бутылки). В обратном направлении перевозится полевой шпат в мешках.

Депо находится на территории стекольного завода. Подвижной состав представлен, главным образом, платформами. Также есть некоторое количество цистерн и снегоочиститель. Среди локомотивов — три тепловоза ТУ6А в рабочем состоянии, ещё несколько — в разукомплектованном (один из них ржавеет в Меньиле).

На территории стекольного завода присутствует довольно мощное путевое развитие. В Меньиле путей немного. Промежуточных разъездов нет.

Перевалка ящиков со стекольной продукцией в крытые вагоны широкой колеи производится в значительной части без использования каких-либо технических устройств. На перегрузочной станции есть электропогрузчик. Однако процесс перегрузки требует также большого объёма ручной работы.

Остаётся только удивляться тому, что узкоколейная железная дорога до сих пор не заменена ширококолейным подъездным путём. Основная причина этого — специфические габариты заводских цехов, где возможен пропуск лишь узкоколейного подвижного состава. Проблему создаёт также профиль пути в Меньиле. Для широкой колеи такие уклоны недопустимы, перестройка потребует значительных земляных работ.

По состоянию на октябрь 2005 года, узкоколейная железная дорога продолжает действовать.



Несмотря ни на что, по всей вероятности, в достаточно близком будущем узкоколейная железная дорога всё же исчезнет «под натиском» широкой колеи или автомобильного транспорта.







__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________






Меньил. Перегрузочная станция. Путь широкой колеи и цистерны узкоколейной железной дороги.
15.09.2002








Меньил, перегрузочная станция. Платформы со стеклопродукцией.
Справа — подъёмный кран заброшенного нижнего склада.
15.09.2002








Участок пути в Меньиле, вблизи перегрузочной станции. Вид в сторону перегрузочной станции.
15.09.2002








Территория стекольного завода (севернее основных сооружений). Платформы со стеклопродукцией.
16.09.2002








Территория стекольного завода. Платформы со стеклопродукцией
(справа) и полевым шпатом (слева).
16.09.2002








Линия узкоколейной железной дороги вступает в пределы посёлка Меньил. Снимок сделан из кабины тепловоза.
16.09.2002













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












11.2002 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу




Яндекс.Метрика