Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КАЗАРИНОВО — ГАГАРИНО








Сравнительно небольшая ведомственная железнодорожная линия, начальным пунктом которой являлась станция Казариново на магистральном участке Данилов — Буй, пролегала почти параллельно границе Костромской и Ярославской областей.

В первые годы ХХI века эту железнодорожную линию ещё можно было найти в большинстве «свежих» топографических карт. Но обозначение на картах можно рассматривать только как дань памяти железной дороге — она разрушена.

По информации от жителя посёлка Гагарино, учителя истории и краеведа Александра Александровича Смирнова, Казариновская железнодорожная ветвь была построена в 1948 году. В то время на станции Казариново находился лесоучасток, принадлежавший Северной железной дороге. На 14-м километре был основан посёлок Гагарино. Нескольким годами позднее появился посёлок Кул́ижский (он же «12-й километр»).

В посёлке Кулижский, расположенном на территории Ярославской области, разместился Первомайский лесопункт Любимского леспромхоза, в посёлке Гагарино (территория Костромской области) — Ленинский лесопункт Буйского леспромхоза. В обоих посёлках были построены лесовозные узкоколейные железные дороги — Ленинская (в Гагарино) и Казариновская (в Кулижском). Название «Казариновская узкоколейная железная дорога» встречалось в документах Министерства лесной промышленности, но не было знакомо большинству местных жителей. На этой узкоколейной железной дороге возник ещё один лесной посёлок — Руша (он просуществовал недолго).

В первые годы работы железнодорожной линии по ней курсировал пассажирский поезд, состоявший из маневрового паровоза и вагона-«теплушки» (грузового вагона с печью и скамьями). Затем здесь появились автомотрисы, которые использовались в пассажирском движении на протяжении трёх десятилетий.

В начале 1980-х годов железнодорожная линия считалась перспективной. Буйский леспромхоз вкладывал в её реконструкцию немалые финансовые средства. Однако после 1991 года приоритеты сменились. Лес из Гагарино стали вывозить в основном автотранспортом, а состояние пути на железнодорожной линии постоянно ухудшалось. Любимский леспромхоз решил закрыть свой лесопункт в Кулижском. С тех пор этот посёлок стал вымирать.

В 1994 году на станции Казариново был высажен из пассажирского поезда за безбилетный проезд известный путешественник и писатель А. Кротов, благодаря чему эта станция была упомянута в его книгах, выпущенных тиражом около 50 тысяч экземпляров. В конце того же года регулярное движение пассажирской автомотрисы было прекращено. После открытия зимней дороги сообщение с посёлком стало осуществляться автомобильным транспортом.

В 1996 году Буйский леспромхоз прекратил финансирование железнодорожной линии и пассажирских перевозок на ней. Между тем, в то время полноценной автомобильной дороги до посёлка Гагарино ещё не было. В период весенней распутицы железнодорожная линия являлась единственным средством сообщения с посёлком. Были приняты меры для сохранения «Казариновской ветви». Предполагалась её передача Северной железной дороге. По информации от А.А. Смирнова, было принято решение об открытии маршрута пригородного поезда Буй — Казариново — Гагарино, на вокзале станции Буй уже было вывешено его расписание. Но в последний момент по надуманной причине руководство Буйского отделения Северной железной дороги отказалось от открытия маршрута Буй — Гагарино.

В течение последующих двух лет зимой пассажирского движения на железнодорожной линии не было, в Гагарино следовал автобус из районного центра. Но в период распутицы автомотрису приходилось пускать. Её машинистом был А.А. Смирнов, на тот момент — староста посёлка.




Ответ из посёлка Гагарино на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние железнодорожной линии. Март 1998 года.



Осенью 1998 года был выполнен последний рейс автомотрисы по маршруту Казариново — Гагарино. Пассажирское движение навсегда прекратилось.









Фрагменты материала А. А. Смирнова (2008 год, частная переписка):

От Казаринова до Гагарино всегда была широкая колея. Она называлась Казариновская ветка. Первые дома в посёлке Гагарино появились в 1948 году, это были бараки, перевезённые из других лесоучастков Северной железной дороги. Известно, что срубы домов перегружали на ветке на тракторные сани и везли в посёлок тракторами. У одного жителя посёлка, родившегося в 1949 году, в паспорте записано: место рождения — 14-й километр железнодорожной ветки. Видимо, ветка была построена в конце 1948 года, так как он родился 1 января 1949 года. Первоначально лесопункт располагался на станции Казариново. Со строительством ветки одновременно шла лесозаготовка.

Ленинский лесоучасток изначально являлся лесозаготовительным участком Лесного отдела СЖД. Дорогу строил мой дед. В истории Ленинского лесопункта были различные магистральные направления узкоколейной железной дороги, от которых отходили усы, в том числе от Гагарино за Рушу с пересечением узкоколейной железной дороги Кулижский — Руша. Узкоколейная железная дорога была построена в 1952 году. В 1960 году в Ленинском лесоучастке было 2 паровоза, 7 мотовозов, 5 пассажирских вагонов узкой колеи.

Станции широкой колеи в посёлке Гагарино не было. Была пассажирская деревянная платформа в другом месте. Станция узкоколейной железной дороги была в южном конце поселка. Широкая и узкая колея проходили одно время рядом параллельно от начала посёлка до нижнего склада. Крановый тупик широкой колеи для погрузки вагонов был построен на складе 15 км в 1954 году.

После акционирования Буйского леспромхоза вся инфраструктура посёлка Гагарино была выведена за баланс и оказалась бесхозной. В 1996 году лесоучасток прекратил содержать автомотрису. С размороженным двигателем она стояла в тупике. У местной власти сил содержать автомотрису не было, не говоря уже о содержании ветки.

Интересный факт. Когда решалось, как будет осуществляться транспортное сообщение с посёлком, в 1996 году начальник Буйского отделения Северной железной дороги Тишков принял решение пустить пассажирский поезд Буй — Гагарино в составе 1 пассажирского вагона. На вокзале станции Буй даже появилось расписание его движения. Тишков приезжал в посёлок. В столовой за столом пожали друг другу руки в знак решения вопроса. Но потом встала проблема (я думаю, повод для отказа) — плохое состояние обгонного тупика на нижнем складе для перегонки тепловоза. Остановились на мотрисе.

Официально ветка для проезда была открыта до 4 километра, а дальше под мою ответственность. С 1996 года по 1998 год мне, как старосте посёлка, пришлось организовывать её работу. Приходилось лично водить мотрису. Последний рейс — осень 1998 года.







Летом 1999 года от Буя до Гагарино уже имелась качественная «грейдерная» дорога, регулярно курсировал автобус. Движения по железнодорожной линии не было. Ещё несколько лет лежали ржавые рельсы, постепенно зараставшие травой и кустарниками. В 2001—2002 годах была произведена окончательная разборка пути.





По состоянию на сентябрь 2004 года, первые полтора километра железнодорожной линии сохранились, и являются «условно действующими». Здесь находится некое подобие базы запаса, принадлежащей Северной железной дороге (часть сети общего пользования ОАО «РЖД»). В 2000 году на главном пути стояли грузовые вагоны, а на огороженной территории были складированы различные металлические конструкции.






Участок линии, занятый грузовыми вагонами. Вид с крыши грузового вагона в сторону станции Казариново.
Здесь находится «база запаса» (она заметна справа). На протяжении примерно одного километра
главный путь занят отстаивающимися вагонами. Далее до Гагарино тянутся ржавые рельсы.
08.2000






Участок линии, расположенный к северу от «базы запаса».
Последняя стрелка. Вид в сторону Гагарино.
08.2000



Спустя четыре года вагонов уже не было, остались только металлоконструкции (в основном, сборные элементы малых мостов).

Рельсы заканчиваются вблизи того места, где железнодорожная линия пересекается с обозначенной на топографических картах высоковольтной линией электропередачи. Далее тянется насыпь со «шрамами» от снятых шпал. Деревни Великуша, которую можно найти на карте, уже давно не существует.

Приблизительно на шестом километре имеется мост над рекой Большая Элнать. С тех пор, как он был частично разрушен «охотниками за металлом», сквозной проезд по насыпи мотоциклов и тракторов стал невозможен.

Посёлок Кул́ижский является почти нежилым (постоянное население — двое пенсионеров). Ещё в три или четыре дома, очевидно, приезжают на лето. Все остальные дома, которых здесь около сотни — давно заброшены. С каждым годом они всё больше и больше разрушаются. Многие улицы посёлка после дождей становятся труднопроходимым болотом. Станционного здания и остатков нижнего склада в Кулижском уже нет.

По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога здесь сохранялась. Она была пригодна только для передвижения на лёгких мотодрезинах, так называемых «пионерках». От посёлка по ней можно уехать примерно на 15 километров в северо-западном направлении. Южная ветвь узкоколейной железной дороги летом 2004 года была разобрана. Добытые в лесу рельсы складировались прямо на насыпи разобранной линии Казариново — Гагарино.

Участок Кулижский — Гагарино (3 километра) пригоден для движения на легковом автомобиле. При реконструкции ветки в 1980-х годах здесь частично были уложены железобетонные шпалы, которые до сих пор лежат в земле. Поэтому местами автомобильная дорога накатана не на месте бывшего пути, а сбоку от него.

В Гагарино сохранился километровый знак (14/15 км), кузов автомотрисы АС1А, железобетонные шпалы на месте станционных путей. От посёлка линия продолжалась ещё на километр в северном направлении — там был нижний склад лесопункта («нижний склад 15-го километра»). Он также полностью разрушен.

Тем не менее, люди здесь по-прежнему живут и трудятся. В этот посёлок уже не придёт «большой» поезд, но в нём действует узкоколейная железная дорога (её прежнее официальное название — Ленинская узкоколейная железная дорога). Начальный пункт узкой колеи перенесён на новое место — к автодороге на Буй. Утром каждого рабочего дня в лес отправляется пассажирский поезд. Вывезенные по узкоколейной железной дороге хлысты перегружаются на автотранспорт.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










23.04.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу