Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КИЛЬМЕЗСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Кильмéзской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кильмéзь, расположенный в Сюмсинском районе Удмуртской республики, вблизи одноимённой станции — конечного пункта железной дороги широкой колеи Люкшудья — Кильмезь. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Сюрекскому леспромхозу.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. В 1953 году в посёлок Кильмезь из соседнего посёлка Сюрек была переведена контора Сюрекского леспромхоза.

С 1966 года на протяжении длительного времени Кильмезская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Пумсинской и Виняшур-Биинской узкоколейными железными дорогами, которые изначально являлись изолированными, «сплавными». Первый участок Пумсинской узкоколейной железной дороги был открыт в 1947 году, первый участок Виняшур-Биинской (Селтинской) узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году.

По состоянию на 1990 год, эксплуатационная длина узкоколейной железной дороги составляла 217 километров, в том числе: магистральных путей — 110 километров, веток постоянного действия — 80 километров, станционных путей — 27 километров.

В первой половине 1990-х годов происходил развал огромного хозяйства Кильмезской узкоколейной железной дороги. За короткий срок огромная и активно работавшая сеть была остановлена и стала уничтожаться. В середине 1990-х годов были разобраны участки, прилегающие к посёлкам Виняшур-Бия и Пумси.

В марте 1998 года автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь от Хлебникова Игоря Семёновича. Из него следовало, что сохранился участок узкоколейной железной дороги Кильмезь — Берёзовка, движения по нему нет с осени 1997 года. Весной, после схода снега, последний участок узкоколейной железной дороги должны начать разбирать.



Ответ на письмо-запрос из посёлка Кильмезь. Март 1998 года.


В мае 1998 года автор побывал в Кильмези. На тот момент велась разборка последнего участка узкоколейной железной дороги с использованием тепловоза и платформ, на которые грузили рельсы. Оставался один исправный тепловоз. Ближайшим утром он должен был выезжать на линию с рабочими-«разбиральщиками».

К величайшему прискорбию, вместо того, чтобы остаться здесь на лишний день и проехать по узкоколейной железной дороге, я предпочёл уехать в тепловозе грузового поезда широкой колеи (он отправился в тот же день) по широкой колее в Уву. Возможность проезда по узкоколейной железной дороге была упущена.

Уничтожение Кильмезской узкоколейной железной дороги было завершено в конце 1998 года. По информации от М. Тихонова, побывавшего в Кильмези в 2006 году, на тот момент здесь оставалось небольшое количество подвижного состава — в основном, пассажирские вагоны, превращённые в служебные помещения. На месте магистрали узкоколейной железной дороги была проложена грунтовая автодорога.










ИЗОБРАЖЕНИЯ


    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    











12.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу