ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РЕШЕТНИКОВО — КОНАКОВО








Железнодорожная линия Решетниково — Конаково находится в Московской и Тверской областях. Начальный пункт, станция Решетниково — в Московской области, однако линия почти полностью пролегает по Тверской области и обслуживает Тверскую область. Поэтому на «Сайте о железной дороге» приписана к ней.

Протяжённость железнодорожной линии составляет 36 километров. С учётом подъездных путей Конаковской ГРЭС, максимальная физическая удалённость от станции Решетниково — 40 километров.

Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.

На линии находятся два пункта с путевым развитием: промежуточная станция Конаковский Мох, конечная станция Конаково ГРЭС. Официальное название — именно такое, однако в обыденной жизни и в большинстве пассажирских расписаний — «просто» Конаково. Здесь будет так же.

Расстояние от станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) до станции Конаково ГРЭС — 141 километр. По этому маршруту поддерживается регулярное движение пригородных электропоездов. Единственная «боковая» ветвь с пассажирским движением от магистрального участка Москва — Тверь.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станций Конаково ГРЭС и Конаковский Мох — 1966 год. На самом деле это дата передачи линии в состав сети общего пользования МПС СССР.

История этой железной дороги — нетиповая и не самая простая. Намерения её строительства появились в 1910-х годах. В 1913 году была издана «Пояснительная записка», состоявшая из десяти страниц. В ней были представлены научные расчёты по будущей «Ветви Корчева — Решетниково». Предполагались перевозки в основном леса, торфа и грузов фарфоровой фабрики Кузнецова.

Конечным пунктом железной дороги должен был быть город Корчева, находившийся в десяти километрах северо-восточнее нынешнего города Конаково и полностью снесённый изуверским сталинским режимом в 1930-е годы. Город, по первоначальным расчётам, должен был целиком попасть в зону затопления Иваньковским водохранилищем.

Изыскания оказались неверными. В итоге часть города затоплена не была. Какой процент города Корчева ушёл под воду - предмет споров. Основная версия - больше половины. Но восстановить снесённый город не позволили.

Нынешний город Конаково в то время был селом Кузнецово. В нём находилась известная фарфоровая фабрика, выпускавшая «Кузнецовский» фарфор и фаянс. Владельцем фабрики с 1870 года был Матвей Кузнецов. Село задолго до 1870 года уже называлось Кузнецово. Оно было названо не в честь хозяина фабрики — это совпадение.

Основным «воротами» Корчевского уезда была станция Завидово, а не станция Решетниково. Специально для сообщения между городом и станцией Завидово был проложен обустроенный тракт. Но железную дорогу с самого начала планировалось строить от Решетниково, в связи с более благоприятным рельефом местности.

Приступить к строительству линии до революции 1917 года не удалось. В 1914 году Россия вступила в большую войну, затем — годы хаоса и разрухи.

В 1929 году посёлок Кузнецово был переименован в Конаково в честь рабочего-революционера Порфирия Конакова. Он родился в 1878 году в селе Анциферово Московской губернии, но с юных лет жил в Кузнецово. Работал на фарфоро-фаянсовой фабрике. Затем поступил на военную службу. В 1906 году был одним из руководителей Кронштадтского восстания солдат и матросов, после его подавления был расстрелян.

В 1930-е годы о планах строительства железной дороги Решетниково — Корчева вспомнили. В 1937 году по ней пошли поезда. Но только до Конаково — город Корчева на момент начала строительства железной дороги уже находился в состоянии варварской ликвидации, завершённой к 1937 году. В том же году посёлку Конаково присвоен статус города.

Изначально железная дорога была ведомственной, то есть не входила в состав сети общего пользования. Владелец — Конаковский фаянсовый завод имени Калинина. В Решетниково имелась собственная «станция примыкания», от которой отправлялись поезда на Конаково. Имелись пассажирские остановочные пункты Переезд — в районе нынешней платформы Путепроводная и Сучок — у нынешней платформы Донховка.

Единственным промежуточным пунктом с путевым развитием, вероятнее всего, была станция Моховое, ныне Конаковский Мох. Там грузился торф, который подвозили по узкоколейной железной дороге.

В 1961 году началось строительство Конаковской ГРЭС (Государственной районной электростанции). Площадкой для строительства определили берег Иваньковского водохранилища (разлившейся Волги), к северу от города Конаково. Непосредственно на месте нынешнего энергетического гиганта находилось село Скрылево, которое полностью снесли.

Конаковская ГРЭС — одна из крупнейших в стране тепловых электростанций. Её строительство повлекло за собой расширение города и коренную реконструкцию железной дороги.

Конаковская ГРЭС была Всесоюзной комсомольской стройкой. Первый энергоблок Конаковской ГРЭС был введён в эксплуатацию 10 января 1965 года. На полную мощность электростанция работает с конца 1969 года. 21 декабря 1971 года был подписан акт о приёмке в постоянную эксплуатацию.

В 1966 году была открыта новая станция Конаково ГРЭС. Железная дорога была передана в состав сети общего пользования МПС. На двух участках, у платформы Переезд и в черте города Конаково, железная дорога была построена на новом месте. Старые участки были разобраны.



Старая и новая линии у Путепроводной на спутниковых снимках («Wikimapia.org»), ориентировочно 2017 год).


Новый участок у Путепроводной — незначительно длиннее старого. Расположение километровых знаков на линии решили не менять. В результате у Путепроводной есть километр, состоящий из двенадцати пикетов (стометровых отрезков).

Когда здесь был переезд на магистральной автодороге Москва — Ленинград, платформа около него называлась Переезд. Появился путепровод — платформа стала Путепроводной.

Ближайшее село называется Головково, но назвать так платформу, естественно, было нельзя — она есть неподалёку на главном ходу, у другого села Головково. Хотя ничто не мешало бы назвать Дойбица, по ближайшей реке. Название было бы нестандартным и гарантированно нигде не повторилось бы.

Станция Моховое была переименована в Конаковский Мох. Хотя другой станции, называющейся именно Моховое — нет. Есть Моховой и Моховая.

Платформа Сучок, расположенная у пересечения с одноимённой рекой, была переименована в Донховку. В высшей степени странно и необъяснимо. Наиболее вероятная мотивация — какому-то «чину» название показалось неблагозвучным.

Река Донховка находится далеко отсюда, до её ближайшей точки - пять километров. Железная дорога пересекает её в Конаково. Название Донховка к этому месту никак не привязать, таким же «географически корректным» было бы название, допустим, Енисейская или Тихоокеанская.

В районе города Конаково участок нового строительства был в разы более протяжённым, чем у села Головково. Почти восемь километров, не считая подъездных путей ГРЭС, расположенных севернее вокзала. Назначение нового участка — вывод железной дороги из городской застройки. Старая линия пересекала центр города, и от неё решили избавиться.

Помимо конечной станции Конаково ГРЭС, изначально планировалась станция с условным названием Конаково-Пассажирское или Конаково-1. Она должна была находиться на несколько километров южнее, ближе к старой части города. Приблизительное местонахождение: южнее моста через Донховку, у пересечения с улицей, которая продолжается в виде дороги на Селихово.

Однако проект был урезан, и в итоге была построена только одна станция — Конаково ГРЭС. Участок между платформой Донховка и станцией Конаково ГРЭС вплоть до нашего времени отличается неоправданно длинным безостановочным пробегом электропоездов — 12 километров.

В 1970-х годах к планам создания в городе второго пассажирского остановочного пункта вернулись. У моста через Донховку началось строительство платформы. Но оно не было завершено. Недостроенные конструкции платформы постепенно разрушались. По состоянию на 2018 год, ещё остаются развалины.

Линия принималась в состав сети МПС электрифицированной. Открылось движение электропоездов. Первоначально оно выполнялось исключительно по маршруту Решетниково — Конаково. На станции Решетниково имелась «конаковская» платформа.

По информации от Игоря Лапшова, после открытия движения на электрической тяге от Решетниково до Конаково было 6 пар электропоездов Решетниково — Конаково. Подвижной состав — электросекция Ср3. Между тем, во времена ведомственной линии было три пары пассажирских поездов на паровозной тяге.

В 1971 году объём движения до Конаково по-прежнему составлял 6 пар, но три пары поездов курсировали в сообщении Москва — Конаково, а не Решетниково — Конаково. В 1973 году все шесть пар электропоездов на Конаковской ветви курсировали в сообщении Москва — Конаково — Москва.

«Конаковская» платформа станции Решетниково была снесена в 1990-х годах. Ныне никаких следов от неё нет.

С 1975 года (информация от Игоря Лапшова) — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, с 1979 года — 8 пар. С 1984 года появились электропоезда Москва — Конаковский Мох по выходным дням. По состоянию на 2002 год — 7 пар электропоездов Москва — Конаково, 2 пары электропоездов Москва — Конаковский Мох по выходным дням.

В 1989 году была введена в действие автоблокировка на участке Решетниково — Конаковский Мох, в 1991 году на перегоне Конаковский Мох — Конаково. До этого была полуавтоматическая блокировка.

По другим данным, регулярное движение электропоездов по маршруту Решетниково — Конаково открылось 17 марта 1967 года.

Появление электропоездов до Конаковского Мха связано с активным строительством вблизи этой станции массивов садовых участков жителей Москвы. Между тем, с 1979 года, когда перед Олимпийскими играми из Москвы убирали «неблагонадёжный» контингент, Конаковский Мох имеет дурную славу как цыганское поселение. Принудительно выселенные из Москвы в Конаковский Мох цыгане остались в этом посёлке и, по мнению многих жителей района, продолжают криминальную активность.

Составы до Конаковского Мха убирались во временный отстой на путь, который ведёт к асфальто-бетонному заводу. Специально для этого он был электрифицирован.

Грузовое движение до 1982 года было очень активным. В то время Конаковская ГРЭС полностью работала на мазуте. Наливные составы следовали до станции Конаково ГРЭС много раз в день. Затем электростанция была переведена на природный газ, иногда возвращаясь к частичному использованию мазута.

Грузовые поезда на линии водили электровозы. Обычно напрямую от Поваровского узла или сортировочной станции Ховрино.

Ситуация на октябрь 2013 года: грузовое движение на железнодорожной линии незначительное. Конаковская ГРЭС работает на природном газе. Однако сохраняется техническая возможность использования мазута. Подъездные пути на Конаковскую ГРЭС поддерживаются в исправном состоянии. Есть другие небольшие грузоотправители.

Пассажирское движение: 8 пар ежедневных электропоездов Москва — Конаково, плюс 1 пара ускоренных поездов 6 дней в неделю. Из Москвы на Конаково — вечером, кроме суббот, из Конаково на Москву — утром, кроме воскресенья.

Цивилизованный ускоренный электропоезд начал курсировать по маршруту Москва — Конаково ориентировочно в 2008 году. Он резко отличался от всех остальных. Цивилизованный поезд прибывал в Конаково из Москвы вечером, утром отправлялся на Москву.

К сожалению, маршрут был отменён в 2015 году, и на два года город пересел на жёсткие во всех отношениях составы.

Поезда Москва — Конаковский Мох в 2000-х годах исчезли. Затем появилось необычное явление: поезда Москва — Конаково (не цивилизованный поезд), не имеющие остановки по востребованной станции Конаковский Мох. Хотя и останавливающиеся на почти невостребованной Донховке!

Причина — в том, что по Конаковскому Мху решили организовать скрещение встречных поездов, чего в прошлые годы не было. Платформа на станции только одна, и является боковой. В связи с этим один из двух поездов не может принимать и высаживать пассажиров.

6 марта 2014 года на станции Конаково ГРЭС была введена в действие турникетная линия. То есть вход на единственную платформу станции и выход с неё — только через турникет, который должен считать действительный билет, строго по одному человеку. После прибытия электропоезда создаётся огромная очередь.

Турникеты были восприняты жителями города крайне негативно. Проблема в том, что турникетный комплекс размещён внутри маленького здания вокзала и не может нормально пропустить большой пассажиропоток, прибывающий вечерними поездами.

Позднее был построен отдельный от вокзала турникетный павильон. Это сняло остроту проблемы.

В Клину, Солнечногорске, Твери «революционным» изменением в жизни всех людей стал запуск в октябре 2015 года комфортных ускоренных электропоездов ЭС2Г. Отличие от прежних «бичевозок» поистине разительное. Это другое качество жизни.

Конаково, к сожалению, ещё два года существовало исключительно на поездах «африканского стиля» (про Африку знаю не понаслышке). Можно было разве что выйти в Клину и там дождаться цивилизованного поезда Тверь — Москва. По станции Решетниково цивилизованные поезда не останавливаются.

С 10 декабря 2017 года цивилизованные поезда вернулись в Конаково. Другое качество жизни! Объём движения в первое время — как и раньше, незначительный: одна пара цивилизованных пригородных поездов, вечером — из Москвы, утром — на Москву. Подвижной состав — поезда ЭС2Г, как и на цивилизованных маршрутах Москва — Крюково, Москва — Тверь.



Расписание движения пригородных поездов по станции Конаково ГРЭС на 12 марта 2018 года (рабочий день).
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.




Расписание движения одного из пригородных электропоездов Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.




Расписание движения единственного «цивилизованного» пригородного электропоезда Конаково — Москва, март 2018 года.
Сайт «Яндекс-Расписания» Rasp.yandex.ru.


В 2019 году по выходным дням была назначена вторая пара цивилизованных электропоездов Москва — Конаково: из Москвы утром, из Конаково вечером. Теперь стало возможным посетить Конаково без ночёвки и избежать при этом отвратительных «бичевозок».

В апреле 2020 года в рамках всероссийского «коронавирусного кризиса» по решению местных властей город Конаково был «закрыт». Мотивация — Конаковская ГРЭС является стратегически важным объектом, нельзя допустить, чтобы её работники массово заразились. Такой же режим был введён в городе Удомля, где находится Калининская АЭС.

В Конаково стали пускать только по спецразрешениям, выданным только при наличии очень веской причины, либо по паспорту с местной пропиской. Жёсткий контроль был введён как минимум на всех автодорогах. Возможно, на тот момент, если у вас здесь дом, но вы прописаны в другом месте — оставалось только выходить на платформе Донховка и идти пешком. По другим данным, на железнодорожной станции контроля не было.

Ситуация на конец апреля 2020 года: движение электропоездов на Конаково сохраняется в почти обычном объёме. За исключением назначенного в 2019 году цивилизованного поезда по выходным дням, он отменён.





ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ КОНАКОВСКИЙ МОХ, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС,
     ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС, СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (СТАНЦИЯ КОНАКОВО ГРЭС, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ К СЕВЕРУ ОТ СТАНЦИИ КОНАКОВО ГРЭС)    










16.03.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика