Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ИВАНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Ивановской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Копейки, расположенный вблизи левого берега реки Межа. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Бельскому леспромхозу.

По информации от С. Костыгова, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в начале 1950-х годов. В то время в посёлке Копейки находилась исправительно-трудовая колония. Строителями первого участка узкоколейной железной дороги были заключённые. Их труд использовался и на лесозаготовке.

В 1962 году исправительно-трудовая колония была ликвидирована, узкоколейная железная дорога была передана Бельскому леспромхозу. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес весной, в период высокой воды, сплавлялся на Жарковский ДОК, расположенный в посёлке Жарковский — центре соседнего района.

В 1970-х годах сплав леса был прекращён. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес стал перегружаться на автомобильный транспорт на новом нижнем складе, расположенном на окраине посёлка Копейки. Нижний склад был оборудован мостовыми кранами.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Копейки в восточном направлении. На 20-м километре от Копеек находилась деревня Ивановка, возникшая до появления узкоколейной железной дороги, но с её приходом фактически превратившаяся в лесной посёлок.

На протяжении некоторого времени Ивановская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Куракинской узкоколейной железной дорогой (начальный пункт — посёлок Куракинский Бельского района). Соединительная ветвь начиналась на 4-м километре магистрали.

В 1997 году на Ивановской узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог С. Костыгов. По информации от него, в то время сохранившаяся линия была такой, как обозначена на топографических картах (заканчивалась в трёх километрах восточнее моста через реку Ивановка, максимальная удалённость от Копеек — 30 километров). На 22-м километре, вблизи моста через реку Льба, находилась действующая ветка, пролегавшая в северном направлении. Регулярно курсировал рабочий поезд, состоявший из двух пассажирских вагонов. На 13-м километре и в Ивановке имелись действующие разъезды.

Тяговый подвижной состав, по состоянию на 1997 год, был представлен двумя тепловозами ТУ8, двумя тепловозами ТУ6А, один из которых сравнительно недавно был привезён из посёлка Озёрный (ранее работал на разобранной узкоколейной железной дороге Свитского торфопредприятия), и мотовозом (самоходной электростанцией) ЭСУ2А-828.

В мае 1999 года по пути из Владимирского Тупика в Нелидово я кратковременно оказался на переезде в 5 километрах от Копеек (место пересечения Ивановской узкоколейной железной дороги с автодорогой Нелидово — Белый). По состоянию поверхности рельсов было понятно, что узкоколейная железная дорога действует. К сожалению, на этом ознакомление с узкоколейной железной дорогой закончилось.

В августе 2002 года на Ивановской узкоколейной железной дороге побывал любитель железных дорог из г. Москвы В. Макушкин. По сравнению с 1999 годом, ситуация узкоколейной железной дороги заметно изменилась в худшую сторону.




Информация о состоянии узкоколейной железной дороги от В. Макушкина (август 2002 года):

В Копейках, ожидая увидеть разобранную, согласно километровке Тверской области, УЖД, на переезде с дорогой на Фильченки совершенно неожиданно наткнулся на накатанные рельсы.

Прохожу 300 метров на север и оказываюсь на станции. Станция представляет из себя два пути и пассажирскую платформу — некое подобие «перрона» с покосившейся лавкой со спинкой вдоль всей длины. На ближнем к перрону пути стоит ТУ8 без номеров, с открытой платформой с лавками, на втором пути такой же тепловоз, только угробленный и тоже с платформой, на которую водружён ещё один ТУ (вроде бы седьмой) уже без тележек. Позади пасс. платф. находится заколоченная пустая избушка, видать была диспетчерская, с разбросанными по полу табличками с правилами по технике безопасности.

С противоположной стороны станции находится некое монументальное наглухо закрытое здание (скорее всего бывшее депо), площадь перед которым обильно усеяна узкоколейным хламом: три кабины от ТУ(6,7,8), ПВ, штук пять сцепов, цистерна, а также вагон-хоппер. Рядом находится сарай на две пионерки.

Перехожу через автодорогу и попадаю на территорию лесоцеха. Стоит ТУ8 без номеров, внешне в рабочем состоянии, чуть дальше — сцепка из ТУ и ЭСУ2А-828, выглядящих также неплохо.

Резюме по Копейкам: вывозки леса нет, пионерочное движение, а также ТУ8 с платформой эпизодически ходящий в лес «по нужде». Два тепловоза в рабочем состоянии, три — внешне выглядят нормально, но заметно, что давно с места не двигались, два «убитых» окончательно и три кабины, всего — 10.

Далее по плану намечался двадцатикилометровый переход по шпалам в Куракинский. Примерно через 2 км от Копеек первое ответвление на запад (на карте не показано), стоит платформа с рельсами, далее рельсы лежат на протяжении зоны видимости. Ещё через 2 км дохожу до поворота на Ивановку, на пути в сторону Куракинского стоит платформа с запертой будкой с печкой. Далее рельсы лежат, но заросло всё по уши бурьяном и малиной, поэтому от затеи с Куракинским пришлось отказаться.

Оставалось два пути: возвращаться в Копейки и ехать обратно в Нелидово или прогуляться дальше в сторону Ивановки. Выбираю второй вариант и через 25 мин. дохожу до автодороги Нелидово — Смоленск. Рядом с насыпью видны следы от пионерок — далее после переезда рельсы покрыты ржавчиной.







В 2003 году было принято решение о ликвидации узкоколейной железной дороги. По информации от С. Костыгова, в августе 2004 года демонтаж пути был завершён.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












20.12.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу