Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖАРКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Начальным пунктом этой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кривая, расположенный вблизи станции на железнодорожной линии Земцы — Жарковский — Смоленск. Узкоколейная железная дорога принадлежала Жарковскому леспромхозу. Документов, в которых встречалось бы название узкоколейной железной дороги, не найдено, гарантировать достоверность названия невозможно.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт после Великой Отечественной войны (не позднее 1950-х годов). Вблизи населённого пункта Кривая (окрестности посёлка Жарковский) был построен механизированный нижний склад и локомотивное депо.

Факт существования на узкоколейной железной дороге лесных посёлков не установлен (скорее всего, их не было). Находившиеся вблизи магистрали деревни Филино и Ивашкино возникли задолго до сооружения узкоколейной железной дороги.

Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 50 километров. До 1980-х годов действовала линия, пролегавшая по направлению Кривая — Лонна, на насыпи разобранной железной дороги широкой колеи Жарковский — Ломоносово. В 1980-х годах на её месте снова была уложена широкая колея.

Известно о наличии на узкоколейной железной дороге тепловозов ТУ4 и ТУ6А, платформ, сцепов, пассажирских вагонов ПВ40.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена не позднее 1995 года. С этого времени оставался действующим только участок Кривая — Филино — окрестности озера Мышенец. Летом и осенью на нём осуществлялась перевозка сена от сенокосов вблизи Филино до Кривой, кроме того, многие жители посёлка Кривая ездили на рыбалку на озеро Мышенец. Оставался как минимум один исправный тепловоз ТУ4. Некоторые жители Кривой пользовались узкоколейной железной дорогой для поездок на мотодрезинах.




Информация о состоянии узкоколейной железной дороги от В. Макушкина:

Первый раз я посетил эту УЖД 13 июля 1997 года. Тепловоз ТУ4 болтался туда-обратно между Кривой и Филино с открытой платформой — возил сено. В Кривой и Барсуках полей нет, а скот кормить надо...

Второй раз — 5 августа 1997 года, было активное пионерочное движение — народ ездил за брусникой-черникой в район того же Филино. Путь далее озера Мышенец был разобран, так как реликтовый лес полностью вырубили, и по УЖД на пионерках катались на рыбалку.

Третий раз — 2 июня 1998 года вышел из автобуса Жарковский — Озёрный в деревне Шихотово, откуда рукой подать до деревни Ломоносово. Собственно Ломоносово состоит из одного покрашенного дома (что редкость для тех краёв), а ширококолейная линия проходит по восточной окраине деревенского поля, и никаких намёков на возможно когда-то бывшую станцию нет. Далее прошёл пару км по железной дороге в сторону Кривой и пошёл на восток через лес в сторону указанного на карте конечного пункта первого ответвления УЖД на юг.

...

Добрался до магистрального хода УЖД, пройдя 3 километра через буреломы и болота за 1,5 часа, присел на брёвнышке, созерцая идеально вписывающуюся в окружающую среду нитку УЖД. Минут через 10 появляется оказия — знакомый ТУ4, везущий мужиков с рыбалки. Несмотря на многолюдность, останавливается даже без моей просьбы.




19 мая 1999 года автором был совершён пеший поход по маршруту Жарковский — Кривая — Сошно. В Кривой кратковременно осматриваю сооружения нижнего склада, в числе которых было и депо узкоколейной железной дороги, задаю вопросы о состоянию узкоколейной железной дороги. Со слов местных жителей, деревня Филино оставалась обитаемой (возможно, только летом). В Кривой имелся исправный тепловоз, но регулярного движения не было. К востоку от Филино или его окрестностей рельсы были сняты.

В конце 1999 года (?) последний участок узкоколейной железной дороги Кривая — Филино, протяжённостью 10 километров, был разобран.

По состоянию на 2001 год, в Кривой сохранялось заброшенное депо и остатки подвижного состава. Деревня Филино уже была нежилой.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












20.12.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу