УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КУЛЕБАКСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА







Ситуация узкоколейной железной дороги на 2020 год: давно не действует. Вероятнее всего, полностью разобрана.

Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода имени С.М. Кирова имеет известность благодаря нетрадиционной ширине колеи — 1067 мм. По состоянию на 2007 год, в России есть две полноценные железные дороги с шириной колеи 1067 мм. Одна из них — Сахалинская железная дорога, принадлежащая компании «РЖД», вторая обслуживает Кулебакский металлургический завод.

Помимо ширины колеи, эти узкоколейные железные дороги имеют мало общего: протяжённость Сахалинской железной дороги — более 1000 км, в Кулебаках развёрнутая длина путей составляет около 3 километров. В отличие от Сахалина, здесь используются традиционные узкоколейные локомотивы и вагоны.




Узкоколейная железная дорога Кулебакского металлургического завода является одной из старейших в России. История узкоколейной железной дороги продолжительная и малоизученная.

Кулебакский металлургический (первоначально железоделательный) завод основан в 1868 году. По утверждению Леонида Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», первые два танк-паровоза, имевшие осевую формулу 0-2-0, поступили в Кулебаки в 1875 году. Предположительно, эти паровозы были построены в 1872 году бельгийским заводом Кокериль.


Танк-паровоз с вертикально расположенным котлом типа 0-2-0 №0
на Кулебакском заводе. Ориентировочно 1870-е годы.
Снимок из коллекции Л. Москалёва.


Первые паровозы были доставлены в Кулебаки гужевым транспортом. Протяжённость узкоколейной железной дороги в то время была минимальной, она выполняла межцеховые перевозки внутри территории Кулебакского железоделательного завода. С первого дня работы узкоколейной железной дороги ширина колеи составляла 1067 мм (в принятых на тот момент мерах длины — 3 фута 6 дюймов).

В 1895 году Коломенский паровозостроительный завод изготовил для Кулебакского железоделательного завода два двухосных танк-паровоза типа 58.

В 1890-х годах вступила в строй магистральная линия узкоколейной железной дороги Кулебаки — пристань Липки на реке Оке (окрестности нынешнего города Навашино), протяжённостью около 32 километров. Река Ока в то время служила основным путём для транспортировки оборудования и продукции железоделательного завода. Появление узкоколейной железной дороги позволило значительно увеличить объём его работы.


Цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», статья «Кулебакская железная дорога», ориентировочно 1902 год ( http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/057/57059.htm):

Кулебакская железная дорога — узкоколейная, частного пользования, длиной 30 вер.; построена от Кулебакского железоделательного завода (см.) Ардатовского уезда Нижегородской губернии, до пристани Липки на реке Оке, почти против города Мурома.




В 1912 году вблизи пристани Липки была открыта станция Навашино на новой железнодорожной магистрали широкой колеи — Люберцы-Арзамасской железнодорожной линии. Станция Навашино стала пунктом перевалки грузов на узкоколейную железную дорогу (станция Мордовщик), значение водного пути снизилось.

В 1920-х годах на участке Навашино — Кулебаки узкоколейная железная дорога была перестроена на широкую колею. Но приблизительно в то же самое время началось строительство узкоколейных путей к востоку и югу от посёлка (с 1932 года — города) Кулебаки. Известно о следующих линиях: Кулебаки — торфомассив у села Мурзицы (торфовозная), Кулебаки — торфомассив у посёлка Ульищи (торфовозная), Кулебаки — торфомассив вблизи посёлка Мещерское (станция Сонино Люберцы-Арзамасской железной дороги), Кулебаки — Меляево — Гремячево (предназначалась для вывоза доломита и щебня из карьеров в Гремячево), Кулебаки — Серебрянка (лесовозная).

По неподтверждённым данным, торфовозные линии на Мурзицы и Ульищи были построены до 1917 года. Торфовозная линия на Мещерское была построена позднее, имела разноуровневое пересечение с Люберцы-Арзамасской железной дорогой. На участке Кулебаки — Первомайский существовал трёхниточный путь (1067 мм/1520мм).

На лесовозной линии, пролегавшей от города Кулебаки в южном направлении, существовали лесные посёлки Краснородниковский и Серебрянка. Максимальная удалённость от Кулебак составляла около 35 километров.

Возможно, лесовозные линии не принадлежали Кулебакскому металлургическому заводу, однако технологически все участки узкоколейной железной дороги работали в виде единой сети. Главное депо находилось на территории Кулебакского металлургического завода.

К началу 1970-х годов линии узкоколейной железной дороги за пределами города Кулебаки были разобраны. Добыча торфа в окрестностях Кулебак прекратилась, вывозка леса стала осуществляться автомобильным транспортом, для вывоза доломита из Гремячево в качестве замены узкоколейной железной дороги была проложена линия широкой колеи от станции Мухтолово. С 1970-х годов по сегодняшний день узкоколейная железная дорога обеспечивает лишь технологические межцеховые перевозки Кулебакского металлургического завода имени Кирова.



В июле 2000 года автор впервые побывал на узкоколейной железной дороге Кулебакского металлургического завода. Хотелось бы поблагодарить сотрудников администрации завода, которые пошли мне навстречу и выписали пропуск на территорию.

Почти половина путей узкоколейной железной дороги в настоящее время — трёхниточные (1067/1520 мм). Территория завода относительно невелика по площади, плотно насыщена железнодорожными путями. Перевозится различная металлургическая продукция, главным образом холодные болванки в открытых платформах.

Среди имеющихся локомотивов — четыре тепловоза ТУ7. Отличий от остальных тепловозов этой серии, предназначенных для использования на стандартной узкой колее 750 мм, внешне почти не проявляется.

Имеется роторный снегоочиститель ТУ7Р.

В целом, узкоколейная железная дорога выглядит неплохо. Руководство предприятия считает нужным сохранять её в будущем. В 2000 году поднимался вопрос о заказе на Камбарском машиностроительном заводе новых тепловозов. По неподтверждённым данным, новые тепловозы ТУ7 поступили в Кулебаки в 2001 году.







«Трёхнитка». Снимок сделан из кабины тепловоза. Cлева —
ограда территории завода, впереди — состав в тупике.
07.2000






Один из участков пути.
07.2000






Одна из стрелок на территории завода.
07.2000

















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












12.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.