Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







КАЗАРИНОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Казариновской узкоколейной железной дороги является посёлок Кул́ижский, расположенный в Любимском районе Ярославской области. Транспортное сообщение с посёлком осуществляется исключительно через Буйский район Костромской области.

Посёлок Кул́ижский возник в 1951 году, в близкий период времени была построена узкоколейная железная дорога. В посёлке находился Первомайский (?) лесопункт, относившийся к Любимскому леспромхозу. В разговорной речи посёлок чаще всего именовался «12-й километр» — по расположению на 12-м километре железнодорожной линии широкой колеи Казариново — Гагарино.

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога в документах Министерства лесной промышленности называлась Казариновской. Большинству местных жителей это название известно не было.

К западу от магистральной линии узкоколейной железной дороги, в четырёх километрах от посёлка Кулижский, возник небольшой лесной посёлок Руша. Он был ликвидирован в 1970-е годы.

По состоянию на 1956 год, протяжённость дороги составляла не менее 8 километров. На ней работало два мотовоза и один паровоз, насчитывалось 13 сцепов.

По неподтверждённым данным, в 1950-е годы на 14-м километре магистрали возник лесной посёлок Шенское, который просуществовал непродолжительное время.

Общая протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 40 километров. На протяжении некоторого времени узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Ленинской узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом которой являлся посёлок Гагарино.

Приблизительно в 1991 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Лесопункт в Кулижском закрылся. Однако узкоколейную железную дорогу было решено сохранить. Принятия такого решения, достаточно нестандартного, добилось лесничество Любимского района, объясняя это необходимостью сохранить возможность быстрого доступа в леса для контроля за пожарной обстановкой, а также для проведения работ по лесоустройству.

Путь вскоре стал непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава, тепловозы были разграблены либо увезены в качестве металлолома. Единственно применимым на дороге подвижным составом стали мотодрезины-«пионерки».

По состоянию на 2001 год, в Кулижском находился разграбленный мотовоз МД54-4, два разграбленных тепловоза ТУ6А. Летом 2004 года были разобраны остатки «южной ветви» узкоколейной железной дороги. Добытые в лесу рельсы «трелевались» тракторами, и складировались прямо на насыпи разобранной ширококолейной линии Казариново — Гагарино, где их перегружали в автомобили.

По состоянию на 28 сентября 2004 года, магистральная линия узкоколейной железной дороги сохранялась. На лёгкой мотодрезине можно было доехать, предположительно, до бывшего посёлка Шенское (по неподтверждённым сведениям — далее). Однако на дальних километрах линия сильно заросла, поэтому проезд на дрезине — дело крайне непростое.

Среди подвижного состава оставались две или мотодрезины с двигателем, несколько «мёртвых» дрезин без двигателя. По-прежнему валялись в болоте два тепловоза ТУ6А. Остатки мотовоза МД54-4 уже исчезли. От нижнего склада лесопункта почти ничего не осталось.

Посёлок Кулижский является почти нежилым (постоянное население — двое пенсионеров). Ещё в три или четыре дома, по всей вероятности, приезжают на лето. Все остальные дома, которых здесь около сотни — давно заброшены. С каждым годом они всё больше и больше разрушаются. Многие улицы посёлка после дождей становятся труднопроходимым болотом.

С большой вероятностью, в ближайшие годы посёлок Кулижский будет окончательно ликвидирован, а узкоколейная железная дорога — полностью разобрана.


По состоянию на начало 2008 года (информация от жителя посёлка Гагарино А.А. Смирнова), узкоколейная железная дорога ещё не разобрана, однако непригодна для проезда дрезин.






_________________________________________________________________________________________

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
_________________________________________________________________________________________






Один из двух тепловозов ТУ6А в Кулижском, вблизи разрушенной станции широкой колеи.
28.09.2004






Второй тепловоз. Вид в южном направлении.
28.09.2004






Остатки снегоочистителя. Вид на восток, в сторону разобранной линии широкой колеи.
28.09.2004






На северо-западной окраине посёлка начинается рельсовый путь. Вид в западном направлении.
28.09.2004






Немногим далее, вид в противоположную сторону.
28.09.2004






Вид приблизительно оттуда же в том же направлении.
28.09.2004






Вид на «главную станцию» узкоколейной железной дороги с западной стороны.
28.09.2004






Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на
запад. Линия узкоколейной железной дороги углубляется в лес.
28.09.2004






Участок линии, расположенный приблизительно в 1,5 километрах от Кулижского.
28.09.2004






Полуразрушенный мост через реку (ручей) Смородинка. Рельсы здесь «висят в воздухе».
28.09.2004













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










23.04.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу