УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КРАСНАЯ ПРЕСНЯ»








Торфопредприятие «Красная Пресня» находилось в посёлке Красная Пресня Калининского района Тверской области, расположенном вблизи остановочного пункта Кулицкий Мох на Петербурго-Московской железной дороге. Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в Германии в 1940 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной ориентировочно в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1990 году (частично ошибочно обозначена
как железнодорожная линия широкой колеи).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1979 году.

Торфопредприятие «Красная Пресня» (первоначально «Кулицкий Мох») являлось одним из старейших в нынешней Тверской области. Добыча торфа здесь началась до революции 1917 года.

В 1920-х и 1930-х годах на добыче торфа работали в основном женщины из числа сельских жителей Тульской и Рязанской губерний. Не позднее 1930-х годов появилась узкоколейная железная дорога.


Цитата из материала «Профессия — торфушка», опубликованного в тверской областной газете «Караван» в 2002 году, автор — Б. Гуров (http://www.karavan.tver.ru/html/n386/article3.php3):

Детские годы Валентины Васильевны прошли в посёлке Кулицкий Мох, где работал её отец Василий Михайлович Борисов, получивший после окончания мужской гимназии профессию торфмейстера. Сам посёлок, созданный для обеспечения торфом Морозовских фабрик, достиг своего наибольшего расцвета в 1913 году, когда после мятежа на Красной Пресне в Москве торфопредприятие «Кулицкий Мох» было переименовано в «Красную Пресню». Потому что сюда были сосланы рабочие-мятежники и вместе с ними проникшийся революционными взглядами один из краснопресненских управляющих Н.А. Шмидт. Помимо больницы, школы и детского сада этот человек построил в посёлке на собственные средства настоящий театр с вращающейся сценой, оркестровой ямой, суфлёрской будкой, бильярдной и библиотекой с читальным залом.

...

Бригада торфушек была разбита на звенья, состоявшие из двух-трех человек. Одна работница возила тачку, другие нагребали в эту тачку орудием, напоминающим грабли, подсушенную торфяную крошку. Торф складировался в длинные гурты, из которых перегружался лопатами в железнодорожные вагончики и перевозился по узкоколейкам на центральный склад. Шли торфушки на работу и с работы с песнями.

...

После войны необходимость в «торфушках» стала понемногу отходить. Появился первый торфоуборочный комбайн. Добыча торфа стала механизированной. Посёлок снабжал торфом тверские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Когда в 1941 году враг взял Калинин и над Кулицким Мхом возникла угроза оккупации, пожарная бригада, стоявшая на страже торфяных возгораний, была готова уничтожить технику и торфяные гурты, чтобы ничего не досталось врагу. Однако немцы, остановленные в Калинине, не добрались сюда, и поселковые мужчины были направлены в медновский партизанский отряд, откуда вскоре их отозвали — освобождённому городу требовался торф.

В 1960-е Кулицкое месторождение истощилось. Погибли после двух пожаров деревянный театр, прекрасная больница, имевшая 4 стационарных отделения, контора и многие другие строения. В посёлке остались сегодня немногие ветераны. Такая же судьба постигла и Савватьево, и Озерки, и другие торфопредприятия.



Узкоколейная железная дорога находилась восточнее и западнее магистральной железнодорожной линии Поварово — Лихославль (Москва — Ленинград). Существовало разноуровневое пересечение (узкоколейная железная дорога была пропущена через предварительно расширенную водопропускную трубу). По легенде, от этого произошло название остановочного пункта и посёлка Трубино.

В 1960-е годы торфопредприятие «Красная Пресня» было закрыто в связи с истощением запасов торфа. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По состоянию на 2008 год, на месте торфоразработок бывшего торфопредприятия «Красная Пресня» находятся садовые участки. Явных следов существования узкоколейной железной дороги почти нет.

Я впервые побывал здесь 10 сентября 2017 года. Описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2017vasmohtrubino.html.







Мост, по которому когда-то пролегала либо узкоколейная железная дорога, либо
ширококолейный подъездной путь от станции Кулицкая.
10.09.2017








Разобранная линия узкоколейной железной дороги у платформы Трубино. Вид на восток, в сторону болота.
10.09.2017








Вид из той же точки в противоположном направлении.
10.09.2017








Разобранная линия узкоколейной железной дороги у платформы Трубино. Вид на восток, в сторону болота.
10.09.2017








Вид из той же точки в противоположном направлении.
10.09.2017








Разобранная линия узкоколейной железной дороги у платформы Трубино. Вид на восток, в сторону болота.
10.09.2017








Вид из той же точки в противоположном направлении.
10.09.2017








Разобранная линия узкоколейной железной дороги у платформы Трубино. Вид на восток, в сторону болота.
10.09.2017








Вид из той же точки в противоположном направлении.
10.09.2017








К северу от платформы Трубино. Здесь под магистральной железной дорогой когда-то пролегала узкоколейная железная дорога.
10.09.2017











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   









03.04.2020 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.